Утверждаю: _____ Согласовано:_______ Согласовано:______
Директор Зам.директора Руководитель МО
Ж.К.Тажибаева по учебно-воспитательной А.К.Тулегенова
работе Р.Х.Уразова
П.П.Ершов
Конек-Горбунок
Открытый урок по литературному
чтению
(7 класс)
Проводила: Тулегенова.А.К.
2012-2013 год
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: на основе использования технологии опережающего обучения добить-
ся понимания сказки
Оборудование: портрет П.П.Ершова, телевизор,DVD ,dvd диск,мультфильм литера-
турной сказки «Конек -Горбунок»,слайды,иллюстрации из сказки
«Конек-Горбунок»,таблицы
Методы: словесный,наглядный,творческий метод, ответы на вопросы, беседа по
прочитанному
Цели: а) познакомить детей с биографией П.П.Ершова
б) обобщить знания детей по сказке П.П.Ершова
в) воспитывать любовь к литературным сказкам
Ход урока:
Организационный момент
Опрос домашнего задания: Джек Лондон.Сказание о Кише
Фотологический диктант
Отец Киша был охотник,смелый и отважный.+
Память у людей короткая,и так вот случилось,что люди не забыли о подвиге отца
Киша.--
3)Вдовы,беспомощные дети плакали по ночам оттого,что им не досталось мяса.+
4)На следующий день он отправился на охоту с луком и большим запасом стрел,
а на плече он нес громадное охотничье копье своего отца+
Кишу помогают духи,вот поэтому у него удачная охота --
И до сих пор его имя живет в памяти соплеменников+
Новая тема: Петр Павлович Ершов (1818-1868)
Конек-Горбунок (Русская сказка в трех частях)
(Показ портрета писателя-презентация)
Петр Павлович Ершов родился в Сибири.В семье было 12 детей,но выжили
только Петя и его брат Коля.Учился в Тобольской гимназии.Закончил Петербургский
университет.В 19 лет сочинил сказку «Конек-Горбунок».Умер в 54 года.
Словарная работа: Сума-қоржын
Пшеницу шевелить-воровать пшеницу-егінді ұрлау
Смекнуть-догадаться-шешті
Подстеречь-аңду
Озираючись-осматриваясь-жан жағына қарап
Уплетать-есть-жеу
Краюшка-кусок хлеба-нанның бөлігі
Три вершка-(около тринадцати сантиметров)-он үш сантиметрдей
Аршин-(семьдесят один сантиметр)-жетпіс бір сантиметр
Зачин-басы
Концовка-аяғы
Верста-мера длины (больше километра)
Макнул-малды
Прыснул-шашыратты
Вскипитя ключом-бұрқ-сарқ қайнатып
-Назовите сказочные элементы в этой сказке.
-Говорят животные,на ките люди живут,нет жар-птицы,месяц как живой человек,конек
летает,нельзя искупаться в кипятке и остаться живым.
-Прочитайте зачин сказки.
-За горами,за лесами.
За широкими морями.
Не на небе-на земле
Жил старик в одном селе.
-Давайте ребята,посмотрим по сюжету мультфильма,как выглядит та местность,где жил
старик.
-Сколько сыновей было у старика?
-У крестьянина три сына.
-Посмотрим на сыновей старика.
-Чем они занимались?
-Братья сеяли пшеницу.
Да возили в град-пшеницу:
Знать,столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали.
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
-Какая непрятность,несчастье случилась с ними?
-Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
-Что братья решили?
Чтоб стоять на карауле (Братья решили выследить «вора»)
-Кто отправился первым в караул?
-Кто отправился вторым?
-Давайте,посмотрим,как стоят братья на карауле?
-Вот,они увидели стог сена.Этот стог сена им кажется теплой постелью,и они думают о
карауле.
-А теперь,скажите,ребята,что они делали во время караула?
-Они спали.
Охарактеризуй братьев Ивана
Назови слова,характеризующие братьев Ивана
Открытый Нечестные Смелый Ленивые
Хитрый Злой Завистливый Жестокий
Алчный Преданный Верный Настойчивый
Упорный Терпеливый Заботливый Добрый
Справедливый Лживые Трудолюбивый Исполнительный
Серьезный
Характеристика
Братья
Нечестные
Лживые
О том,что спали во время караула,они это скрыли от отца.
-На самом деле старший сын умный,как говорится в начале сказки?
-Нет,братья не смогли подстеречь вора.
-Кто пошел в караул на третью ночь?-Давайте посмотрим,как ведет себя Иван в дозоре.
-Как повел себя Иван? «Иван в дозоре» (найти в тексте)
Ночь настала: месяц всходит:
Поле все Иван обходит.
Озираючись кругом.
И садится под кустом:
Звезды на небе считает
Да краюшку уплетает.
-Кого он увидел?
-Кобылицу.
-Вот на слайде кобылица. –Какая она?
Кобылица та была
Вся,как зимний снег,бела.
Грива в землю,золотая.
В мелки кольца завитая.
-Что делает Иван,увидев кобылицу?
-Иван хватает кобылицу за хвост и садится на нее.
-Посмотрим,как кобылица пытается сбросить Ивана.
Кобылица пыталась сбросить с себя Ивана,но не смогла.
-Наконец она устала и говорит Ивану.
-Посмотрим по сюжету мультфильма.
-Чем кобылица отблагодарила Ивана?
-Родила ему двух златогривых коней и маленького Конька-Горбунка.
-Какого роста был Конек-Гобунок?
-Ростом только в три вершка.Около тринадцати сантиметров.
-Какие уши? Длина ушей?
-Длина ушей семьдесят сантиметр.
Назовите слова характеризующие Ивана
Иван
Добрый
Справедливый
Упорный
Терпеливый
Смелый
Серьезный
Исполнительный
-Он на самом деле глупый,как говорится в начале сказки?
-Нет.
-Как Иван и Конек-Горбунок выглядят?
-Некрасивые.Неважные.
-П.П.Ершов напоминает,что не за внешнюю красоту надо ценить людей: недаром и
Иван,и горбатый конек неважны внешне.Главное-они чисты душой,правдивы,верны
данному слову .
Двух коней Иван продал царю.Царь взял его к себе конюхом.
Показ слайдов. «Царь и Иван», «Перо Жар-птицы».
-Почему царь в гневе кричит на Ивана?
.Что царь приказывает Ивану?
Царь приказывает Ивану привести в три недели Жар-птицу.
Заплакав,Иван пришел на сеновал,где рассказывал обо всем Коньку-Горбунку.
-Давайте,посмотрим как Иван на Коньке-Горбунке отправляется на поиски Жар-птицы.
Конек-Горбунок летит как ветер,как стрела. (есть сравнение).(теңеу).
С помощью Конька-Горбунка Иван добывает Жар-птицу
Показ слайда «Жар-птица у царя»
Царь доволен и назначает Ивана стремянным (доверенным слугой,это который под-
саживает царя на коня)
Показ слайда «Царский слуга»
Но есть человек,который не любит,ненавидит Ивана,потому что он до Ивана был
старшим над всей конюшней.Слуга поклялся,что прогонит Ивана из дворца.
Но завидовавший Ивану слуга доносит царю,что Иван похвалялся достать царь-
девицу.
Охарактеризуйте царскую слугу
Завистливый
Хитрый
Злой
Царь приказывает Ивану привезти к нему прекрасную царь-девицу.
Иван едет за девицей.С помощью Конька-Горбунка он подстерег царь-девицу и доставил
царю.
Слайд «Царь и царь-девица»
-Что царь предложил царь-девице?
Царь предложил царь-девице стать его женой.Царевна просит достать перстень,лежащий
на дне морском.Царь посылает за перстнем опять же Ивана.
Опять Иван едет на Коньке-Горбунке.
В «Океане» Иван видит Чудо-Юдо Рыбу-кит,который просит узнать у Месяца Месяцо-
вича (брата царевны) ,отчего он десять лет терпит мученья.
Слайд «Чудо-Юдо Рыба-Кит»
-Что делает Иван?
-Иван поднимается в небо к Месяцу Месяцовичу и передает привет от царевны.
-Что сделал Месяц Месяцович,брат царь-девицы,когда узнал о ней?
-Найдите,то место в тексте сказки.
Узнав,как добиться киту прощения,Иван отправляется на землю.
-За что был наказан кит?
-Кит наказан за то,что когда-то проглотил три десятка кораблей.
-И что сделал кит?
Кит выпустил «корабли за кораблями с парусами и гребцами» и избавился от мучения.
-Кто помогает Ивану достать перстень царевны со дна океана?
Рыба-Кит помогает Ивану достать перстень царевны со дна океана.
Иван на Коньке-Горбунке пускается в обратный путь.Перстень найден.
Царь просит царевну выйти за него замуж.Однако,царевна ставит новое условие,и
Вот она дает ему рецепт омоложения.
-Давайте посмотрим,что она говорит по сюжету мультфильма.
-Что говорит царь-девица?Найдите,то место в сказке.
Царь должен будет искупаться в начале в молоке,затем в воде вареной,а потом в студеной.
тогда он станет настоящим красавцем.Но царь чудо этих котлов хочет проверить сперва
на Иване.
-Почему царь чудо этих трех котлов хочет проверить на Иване?
-Потому что,себя ему жалко,а Ивана ему не жалко,царь боится умереть.
Охарактеризуйте царя
Хитрый
Алчный
Жестокий
Царь по мере того,как Иван выполнял задание,он становился все более злым,жестоким,
завистливым.
Царь велел позвать Ивана,которому и рассказал о том,какие котлы он собирается по-
ставить,и что ему Ивану нужно будет искупаться в этих трех котлах.
Рыдая,Иван уходит на сеновал к своему Коньку-Горбунку.Иван поведал другу о новой
беде.Горбунок говорит Ивану,чтобы перед тем,как искупаться в этих котлах,просил ца-
ря о последней милости-позвать его,Конька-Горбунка,для того чтобы с ним проститься.
И только после того как Горбунок махнет хвостом,макнет мордой в те котлы,дважды
прыснет на Ивана,присвистнетгромко.Иван должен нырять вначале в молоке,затем в ко-
тел с водой вареной и в заключение-в воду студеную.
На царском дворе кипели котлы.Появились царь и царевна.
-Давайте,что случилось дальше по сюжету мультфильма.
-Что произошло дальше?
Народ стал кричать,что признает ее царицей,а Ивана-царем.Иван и царица венчаются в
церкви,а затем все празднуют веселую свадьбу.
Охарактеризуем Конька-Горбунка
Конек-Горбунок
Преданный
Верный
Заботливый
-Почему Иван остался жив?
-Кто спас его от смерти?-На самом деле Конек-Горбунок стал для Ивана «товарищем
на земле и под землей» как сказала кобылица
-Почему царь погиб?Он был наказан за такие качества характера как жестокость,алчность,
хитрость.
-Почему Иван получает и красавицу жену,и царство?
-Он обладает качествами характера,которые ценятся в народе.
-Какие качества героев осуждаются в народе?а какие прославляются?
Число три в сказке «Конек-Горбунок».
У крестьянина три сына.
Иван отправился в дозор на третью ночь.
Испытания повторяются три раза.
На царском дворе кипели три котла.
-Чему учит сказка «Конек-Горбунок»?
Учит честности,доброте,справедливости,настоящей дружбе,учит быть трудолюбивым,
настойчивым,упорным,терпеливым,не боятся трудностей как Иван,только тогда можно
добиться счастья.
Оценивание.
Домашнее задание: Сказка П.П.Ершова «Конек-Горбунок»