kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.И.Куприн "Куст сирени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка познакомит с рассказом А.И.Куприна "Куст сирени ", проверит умение анализировать художественное произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.И.Куприн "Куст сирени"»

 

А.И.Куприн «Куст сирени»

  Цели:

1.Познакомить с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»;  

 2 выявить позицию автора в изображении любви

 3.  определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь;

4. развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся;

5. воспитывать нравственное отношение к семье, чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Ход урока

I. Разговор о писателе.

 Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя А.И.Куприна

 II. Аналитическая беседа.

В чём смысл названия рассказа?  (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение.)

- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

Чтение отрывка из текста и беседа по вопросам:

«Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности... До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили... Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой»


- Назовите профессию Николая (офицер)

- Что вы знаете об этой профессии? Каким должен быть, по вашему мнению, офицер?

(Офицер должен быть физически сильным человеком, активным и выносливым, отважным и смелым…)

-Что узнаём из отрывка о Николае Алмазове?

(небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке). Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

- «Как Верочка себя вела два года, пока ее муж проваливал экзамены в Академию генерального штаба?»

  • не давала падать… (духом)

  • поддерживала… (в нем бодрость)

  • приучилась встречать… (каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом)

  • отказывала… (себе во всем необходимом)

  • создавала… (душевный комфорт)

  • она бывала его… (переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой)

III . Выразительное чтение фрагмента

Вторая часть «Надежда»

- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

- Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

- Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, - всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!

- Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

- Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.

- Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать - и посадил пятно...

Беседа.

-Какой же выход находит Вера? (Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

- Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

 (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш, но когда узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?

(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

- Почему герои решили посадить именно куст сирени?

(«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

-Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

 (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела. Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

- Как можно охарактеризовать поведение Алмазова? Какие черты характера проявляются в описанной ситуации?

((Алмазов ведет себя несколько эгоистично )

- А как ведет себя Верочка? (Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование)


IV. Лексическая работа

Введение понятий «самопожертвование», «эгоизм»

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, -я; ср.
Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-л


ЭГОИЗМ, -а; м. [франц. egoisme от лат. ego - я]
Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие


- Что произошло на другой день?

(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?

(Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?

(Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?

(События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

-Какие же проблемы рассматриваются в рассказе? (Проблемы счастья, упорства и любви.)

- Что обозначают их имена и фамилия? Можно ли говорить о том, что у героев они говорящие?

Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный.

(Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами)

Вера - исконно русское имя, означает вера в свои силы, уверенность в будущем

Николай - в переводе с греческого языка означает «победитель народов»

-Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

Что же является истинным показателем любви одного человека к другому?

(Поступки. Способность к самопожертвованию)

IV  - Чему мы можем научиться у Веры и Николая?

- «Какой рецепт семейного счастья предлагает в рассказе «Куст сирени» А.И.Куприн?

« (Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми.)

-Чему учит рассказ?

- Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремленный человек.

-Из трудного положения всегда можно найти выход

-За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими    руками.

V.Итог урока .Выставление оценок

VI .Д /з написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.И.Куприн "Куст сирени"

Автор: Голенкова Галина Робертовна

Дата: 10.03.2025

Номер свидетельства: 666321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства