kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.А.Блок. Поэма "Двенадцать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературы знакомит учащихся с творчеством одного из замечательных поэтов 20 века.Целью урока было прочитать и понять замысел поэмы, рассмотреть её как художественное выражение позиции интеллигента в отношении к революции, продемонстрировать связь композиции и стиля произведения с его идейным змыслом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.А.Блок. Поэма "Двенадцать"»




Конспект урока литературы для 11 класса

Тема: А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

Цели:

  1. совершенствовать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;

  2. рассмотреть поэму как художественное выражение позиции интеллигента в отношении к революции;

  3. продемонстрировать связь композиции и стиля произведения с его идейным замыслом;

  4. развивать творческое и ассоциативное мышление учащихся.

Ход урока

  1. Оргмомент. Оформление доски:

А.А. Блок

Поэма «Двенадцать»

Всем телом, всем сердцем,

всем сознанием - слушайте Революцию.

А.Блок

  1. Рассказ об истории создания поэмы и авторском опыте осмысления событий Революции.

Стихотворение «Скифы», которое вы прослушали на предыдущем уроке, было написано Александром Александровичем Блоком 30 января 1918 года. Несколькими днями ранее, 28января, поэт окончил другое свое великое и загадочное произведение – поэму «Двенадцать». Столь незначительная разница во времени написания свидетельствует о том, что оба эти творения были созданы Блоком под влиянием одних и тех же мыслей.

Стихотворение «Скифы» и поэма «Двенадцать» являются откликом на свершившуюся на глазах поэта Революцию (Революция произошла несколькими месяцами ранее, в октябре 1917 года). Блок любил свою Родину, следовательно, столь сильные перемены в ее судьбе не могли не вызвать у него реакции.

В «Скифах» и «Двенадцати» поэт выразил свое отношение к Революции на языке чувств, на языке художественного произведения, к тому же произведения символистского. В этом и сложность их понимания.

При этом у Блока есть текст, в котором поэт излагает свое восприятие революции на языке логики. Это статья «Интеллигенция и революция», написанная в начале января 1918 года. Значит, обращение к данной статье поможет нам понять замысел поэмы «Двенадцать». Следовательно, прежде, чем мы начнем анализ текста поэмы и попытаемся его истолковать, я расскажу вам о содержании статьи «Интеллигенция и революция».

! Ваше задание при этом будет следующим: слушать меня внимательно. Основные положения статьи мы будем записывать в тетради. Запишите в тетрадях название статьи: «Интеллигенция и революция» (на слайде).

Начинает Блок свою статью с рассуждения о последних годах правления Николая II, то есть, событиях, которые предшествовали революции 1917 года. Поэт заостряет внимание на бессмысленной и изнурительной Первой мировой войне, участником которой он сам был (как вы помните, в 1916 году Блок был призван в армию – фотография на слайде). Эта война задумывалась правительством как «прогулка по Европе», которая поможет власти повысить свой авторитет в народной среде. На самом же деле русская армия понесла значительные потери. Боевые действия шли за пределами территории России. Среди солдат росло недовольство: они не понимали, почему их разлучали с родными и послали умирать за интересы европейских стран-союзников России (Россия, как вы помните, входила в Антанту вместе с Францией и Англией).

Слайд: «Трудно сказать, что тошнотворнее: то кровопролитие или то безделье, та скука; имя обоим - "великая война", "отечественная война", "война за освобождение угнетенных народностей"…», - пишет Блок.

Это все вызвало новую жизнь того потока революционных настроений, который на время утих после предыдущей, не увенчавшейся успехом, Февральской революции. К примеру, солдаты были до того озлобленны на власть, что отказались от христианского причастия.

Слайд: «…поток, ушедший в землю, протекавший бесшумно в глубине и тьме, - вот он опять шумит; и в шуме его - новая музыка».

Обратите внимание на слова «новая музыка». Музыка в мировоззрении Блока имела особое место. Он полагал, что каждому времени соответствует своя музыка. В данном случае речь идет не о музыке, которую можно услышать на концертах, не о музыке, которая исполняется на музыкальных инструментах. Блок говорил о «музыке мирового оркестра». По-другому это называют духом эпохи. (Господствующее настроение.) Художники, поэты и писатели, как люди с особенно чувствительным сердцем, способны ощутить эту музыку. Это дает им возможность предвидеть будущее, делает их пророками (о пророческой роли искусства задумывались и другие русские писатели: вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»). Поэтому Блок считал, что творческие личности в переломные моменты в жизни страны должны не просто смотреть на то, как происходят те или иные исторические события. Они обязаны прислушиваться к музыке «мирового оркестра».

Итак, Блок слышит музыку революции. И это музыка стихии.

Слайд: «Она сродни природе. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное».

Вихрь, буран – природные явления, которые разрушают все на своем пути. Блок считает, что революция родственна им. Она тоже несет разрушение и смерть. Но обойтись без этого невозможно. Такое разрушение оправданно самой жизнью, историей России. Многовековое разделение общества на свободных дворян и крестьян, которые находились в положении рабов, породило злобу, «черную злобу», вынудило последних убивать ради собственного освобождения.

Слайд: «Что же вы думали? Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно" и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной" и "белой" костью, между "образованными" и "необразованными", между интеллигенцией и народом?»

Обратите внимание на слова «Что же вы думали? Что творчество ничего не разрушает на своем пути?». В восприятии поэта революция и творчество сближаются: и то, и другое ломает старое ради создания нового.

На уроках, посвященных ранним стихам Блока, вы узнали о том, что в молодости поэт видел свое предназначение в творческом служении Прекрасной Даме. Главным в его жизни было творчество. Стихотворения о России, с которыми вы познакомились на предыдущем уроке, демонстрируют то, насколько сильно Александр Блок любил Родину. Революция же в его представлении – творчество. В то же время от результата ее зависит судьба России. Таким образом, две священные для поэта ценности: творчество и Родина, – объединяются в стихии революции. Потому Блок заканчивает статью «Интеллигенция и революция» горячим призывом.

Слайд: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию».

! Обратите внимание, эти слова являются эпиграфом к нашему уроку. Вот наша цель сегодня: слушать музыку Революции и попытаться понять, почувствовать, что же тогда, в январе 1918 года, слышал Александр Блок.

  1. Анализ особенностей композиции, ритмики и образного строя поэмы.

! Для этого давайте обратимся к тексту поэмы «Двенадцать». Сейчас я прочту первую главу. Ваше задание будет следующим: внимательно следить за текстом и попытаться увидеть всех героев, которых мы встречаем в первой главе поэмы «Двенадцать».

Чтение первой главы.

? Прежде всего: есть ли в тексте непонятные для вас места?

Вития (от др.-рус. вет — совет, слово, ветити — говорить), оратор, человек, искусный в красноречии, мастер слова — устного или письменного. Термин "В." употребляется иногда с оттенком иронии. Витиеватый — отличающийся пышностью, цветистостью (о слоге, стиле речи).

? Перечислите героев первой главы поэмы.

(Старушка, буржуй, писатель-вития, поп, барыня, женщины легкого поведения, бродяга, сам автор.)

? С какими чувствами Блок описывает их?

(Ирония, уничтожающая насмешка над представителями старого мира. Только бродяге автор с сочувствием предлагает: «Подходи – поцелуемся…».)

? Почему поэт иронизирует? (Кто эти люди по отношению к Революции? Как Блок относился к миру, который его окружал? Вспомните стихотворение «Незнакомка».)

(Представители старого мира. Этот мир, пошлый, низменный, вызывал у Блока отвращение. Вспомните стихотворение «Незнакомка»: «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки».)



! Получается, что вся первая глава поэмы «Двенадцать» составлена из реплик разных людей. Текст состоит из фрагментов, отдельных зарисовок.

? Какой образ у вас возникает при чтении?

(Образ улицы, наполненной разными людьми. Мы слышим чьи-то слова и даже чьи-то мысли.)

На первый взгляд текст кажется бессвязным, его фрагменты существуют будто бы сами по себе. Но при этом именно с помощью такого фрагментарного построения главы Блок создает у читателя единый образ улицы. Эта особенность композиции (композиция – расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, т. е. построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром) свойственна всей поэме. Далее мы увидим, что все произведение состоит из разных по стилистике и по ритму отрывков, которые складываются в единое целое. Сравнить: мозаика как вид искусства.

Очень хорошо почувствовал названную особенность текста поэмы «Двенадцать» художник Юрий Анненков. Он первым проиллюстрировал произведение. Александр Блок признавался: «Рисунков к «Двенадцати» я страшно боялся...», – но, увидев творения Анненкова, поэт назвал их «параллельным графическим текстом», который нарисовал как будто «брат-близнец».

! На доске – слайд с иллюстрацией Анненкова. Обратите внимание, ребята: вот она, эта мозаичность.

? Какое впечатление производит этот рисунок? Что происходит с миром, который на нем изображен?

(Перед нами – движение, которое корёжит мир, создаёт неустойчивость, ненадёжность, то ли катастрофу, то ли переустройство. И ещё – геометрические казусы, которые придают пространству скачущий, несколько несуразный облик.)

! Ведь именно о таком разрушающемся, переворачивающемся, перестраивающемся мире писал Блок в своей поэме. Вот почему Блок назвал художника Анненкова братом-близнецом.

! Прочтем вторую главу поэмы.

? Чем отличается описание героев второй главы от описания героев первой?

(Их описание лишено авторской иронии. Сравнить: старушка «кой-как перемотнулась через сугроб» и гордая картина движения двенадцати на фоне природной стихии: «Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек».)

? Как ведут себя красноармейцы?

(Члены отряда чувствуют себя хозяевами ситуации. Сравнить: писатель говорит вполголоса, поп – сторонкой за сугроб, буржуй в воротник упрятал нос, они же позволяют себе в полный голос угрожать своим врагам: «Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, мою, попробуй, поцелуй!»)

? Какие это люди? Как вы понимаете выражение «на спину б надо бубновый туз»?

(Они готовы на все. Это потенциальные каторжники, ведь «бубновый туз» на спине был приметой заключенных в царской России.)

! Обратите внимание на слова «Свобода, свобода, // Эх, эх, без креста!». Они перекликаются со стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека». Вспомните:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повториться все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Этот замкнутый круг буржуазной жизни ужасал Блока. Революция, как он полагал, разрывает его, дарит долгожданную свободу.

? В этой связи вспомним сюжет поэмы. Перескажите его.

(По улице идет отряд из двенадцати красноармейцев. Замерзшие, они с завистью говорят о своем бывшем товарище Ваньке, который сейчас – в кабаке с Катькой. Ванька с Катькой едут по улице на извозчике, встречаются с отрядом. Двенадцать окружают их, стреляют. Ваньке удается сбежать. Катька падает на снег мертвой. Отряд продолжает свое движение, только Петька теперь идет не в ногу. Он любил Катьку и страдает от того, что убил ее. Товарищи осуждают слабость Петрухи. Он следует их совету и забывает свою печаль. Отряд движется дальше.)

Итак, в центре повествования – ситуация с убийством Катьки.

! Найдите в тексте этот эпизод и прочитайте его.

? Какое впечатление на Петьку производит его поступок?

(Он страдает.)

? Как относятся к убийству его товарищи?

(Как к совершенно обычной вещи. Как к тому, что и так должно было случиться. Уговаривают Петьку не быть «бабой».)

? Какова реакция Петьки на их слова?

(Он согласился с ними.)

? Что говорит такое поведение о внутреннем мире героя?

(На какой-то миг Петька выделился из отряда. Создалось впечатление, что он способен чувствовать. Однако по своей сути он такой же, как и другие из отряда двенадцати.)

? Каково вообще отношение этих людей к жизни? Имеет ли для них цену жизнь другого? Почему? (Что значат слова «Не такое нынче время… Потяжелее будет бремя нам, товарищ дорогой»?)



(Жизнь отдельного человека не имеет для них ценности. Убить для этих людей – такое же обыденное дело, как «почесать темячко» и «полущить семячки».)

! Обратите внимание на слово «скучно» в конце восьмой главы. Скуку навевал на Блока буржуазный мир, мир, который он описывал в стихотворении «Незнакомка». Во многих стихотворениях, посвященных этой теме встречается слово «скука»: в стихотворении «Незнакомка», к примеру оно также есть («Вдали, над пылью переулочной, // Над скукой загородных дач, // Чуть золотится крендель булочной, // И раздается детский плач.»)

Получается, что красноармейцы несут преобразования, которых Блок так ждал, но по своей сути они ничем не отличаются от прежних людей. Вспомните, свобода, которую провозглашают двенадцать – «без креста».

! Прием контраста – ведущий прием в поэме. Он появляется в тексте с первых слов: «Черный вечер. // Белый снег».

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.

Найдите символы в поэме «Двенадцать» и подумайте над их значением.

Поразмышляйте над финалом поэмы. Почему во главе отряда красноармейцев – Иисус Христос?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
А.А.Блок. Поэма "Двенадцать"

Автор: Надежда Леонтьевна Янакова

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства