kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • познакомить учащихся с основными этапами жизненного  и  творческого пути А.А.Ахматовой; показать влияние литературной и общественной жизни страны на судьбу поэтессы, её мужество быть самой собой и следовать своему поэтическому призванию; отметить особенности ранней лирики Ахматовой;
  • развивать речь учащихся,   навыки анализа лирического произведения;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству А.А.Ахматовой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.»

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 31.

Тема. А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.

Цель:

  • познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути А.А.Ахматовой; показать влияние литературной и общественной жизни страны на судьбу поэтессы, её мужество быть самой собой и следовать своему поэтическому призванию; отметить особенности ранней лирики Ахматовой;

  • развивать речь учащихся, навыки анализа лирического произведения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству А.А.Ахматовой.


Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2. План лекции учителя. (Используется презентация).

1. Детство и юность будущего поэта.

2. Начало литературного творчества. Замужество.

3. В годы революции, отношение к революции.

4. В годы сталинского террора.

5. Последние годы жизни и творчества А. Ахматовой (1956-1966).


Важно отметить, что дарование Ахматовой раскрывается в период небывалого расцвета русской поэзии. Ахматова - выдающийся и характерный представитель Серебряного века русской культуры. Высокий уровень искусства символистов и акмеистов окажет огромное влияние на всю поэзию XX столетия.


Детство – Царское село – Пушкин. Для каждого – Отечество – незабываемый уголок, где он родился и рос. Малая Родина – живой образ Отечества. Первые сборники отражают нескрываемую любовь к Петербургу, Царскому Селу.

Окружение (цвет русской интеллигенции XX века) – связь с культурой, традициями – усвоение определенного исторического опыта, морально – нравственных ориентиров. “Погруженность” в русскую культуру конца VIIIX – начала XIX века.

Самовоспитание и самопознание. Открытие себя, своего “я”, воспитание в себе необходимых качеств гражданина, таких, как человеческое достоинство, целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание, решительность. По мнению В.А.Сухомлинского “гражданственность начинается с осознания себя как личности нравственной”. Подчеркнутое ранее нерушимое чувство уважения к себе и своей писательской миссии стало фундаментом гражданственности в поэзии.

Открытое неприятие I Мировой войны – активная гражданская позиция – быть со своим народом, быть его голосом. Восприняла как личную трагедию. Всё отнято: и сила, и любовь… Стихи-плачи, причитания, самопожертвования. Мотив воспаленной совести, ответственности, самокритичность.

Закрыв лицо, я умоляла Бога

До первой битвы умертвить меня…

В “страшный год”, когда надвинулась “туча над темной Россией” и приходилось “над усопшим светло горевать” заговорила пророческим голосом о грядущем вместе с войной больших национальных бедствиях:

Сроки страшные близятся. Скоро

Станет тесно от свежих могил.

Ждите глада, и труса, и мора,

И затменья небесных сил.

Тема России активно выдвигается вперед. Родная земля… Ради неё умирают одни, через муки выживают другие.

Ложимся в нее и становимся ею

Оттого и зовем так свободно своею.

1917 г. – отказ от эмиграции. Остается, чтобы честно пережить вместе с Родиной все, что выпадет на ее долю. Ответ Б. Анрепу, настойчиво призывающему эмигрировать в Англию:

Ты – отступник за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну

Наши песни, и наши иконы

И над озером тихим сосну.

Тесное переплетение личного, интимного с историческими событиями в России. Восприятие стихотворения, адресованного Б. Анрепу (глубоко личное по первоначальному замыслу) “Когда в тоске самоубийства…” в качестве высокой отповеди патриота поставило ее между двух огней. Часть эмиграции отвернулась от нее.



3. Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой (запись в тетрадях).

1. Основная тема ахматовской лирики - любовь. В ее стихотворениях присутствуют Он и Она. Темой первого сборника "Вечер" была нелюбимая, потерявшая возлюбленного женщина.

2. Новый облик Ахматовой проявляется в стихотворениях, вошедших в сборник "Annо Domini", где на первый план выдвигается антитеза любви и духовной свободы поэта.

3. Тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: Россия - мать, Россия - невеста (жена), Россия - огневая стихия. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора.

4. Истинный патриотизм, присущий творчеству Ахматовой, особенно проявился в ее послереволюционной лирике. Так, в стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю..." слышится отказ уезжать из России, бросать родину. Лирическая героиня уверена в правильности своего решения:

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Разлуку с Россией Ахматова считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагичных обстоятельствах - нравственным долгом:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда".

…Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

5. Тема верности характерна для большинства стихотворений Ахматовой.

В стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю..." Ахматова говорит от имени всей страны и народа.

6. В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

В стихотворении "Родная земля" сопоставление "мы - земля" утверждает глубинную связь русского человека с родной землей. Связь эта осмысливается поэтом как трагическая.

7. Мотив Родины русской земли, ее судьбы, ее культуры и истории является одним из основных в поэзии Ахматовой. Он органически связывает ее произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихотворениях, продолжает традиции русской классической поэзии, поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

8. Началом позднего творчества поэтессы (50-х - 60-х гг.) является идея "бега времени" и связанный с ней мотив памяти. Мотив памяти обретает самостоятельное звучание еще в раннем творчестве поэтессы, но начиная с 40х годов он становится одним из основных.

Для Ахматовой память - это то, что противостоит распаду, смерти, забвению. Память синонимична верности.

Ахматова, как и многие другие поэты, обращалась к теме творчества.

Итак, Ахматова в своем творчестве затрагивала темы, которые интересовали поэтов уже долгое время. Современники поэтессы говорили, что ее стихотворения - это история ее времени и страны.

III. Подведение итогов урока.


IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.232-243, ч.1.

2.Читать и анализировать стихотворения А.Ахматовой о поэте и поэзии.







4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 14.06.2017

Номер свидетельства: 421744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства