А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.
Цель:
познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути А.А.Ахматовой; показать влияние литературной и общественной жизни страны на судьбу поэтессы, её мужество быть самой собой и следовать своему поэтическому призванию; отметить особенности ранней лирики Ахматовой;
развивать речь учащихся, навыки анализа лирического произведения;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству А.А.Ахматовой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.»
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 31.
Тема. А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А.А.Ахматовой.
Цель:
познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути А.А.Ахматовой; показать влияние литературной и общественной жизни страны на судьбу поэтессы, её мужество быть самой собой и следовать своему поэтическому призванию; отметить особенности ранней лирики Ахматовой;
развивать речь учащихся, навыки анализа лирического произведения;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству А.А.Ахматовой.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. План лекции учителя. (Используется презентация).
1. Детство и юность будущего поэта.
2. Начало литературного творчества. Замужество.
3. В годы революции, отношение к революции.
4. В годы сталинского террора.
5. Последние годы жизни и творчества А. Ахматовой (1956-1966).
Важно отметить, что дарование Ахматовой раскрывается в период небывалого расцвета русской поэзии. Ахматова - выдающийся и характерный представитель Серебряного века русской культуры. Высокий уровень искусства символистов и акмеистов окажет огромное влияние на всю поэзию XX столетия.
Детство – Царское село – Пушкин. Для каждого – Отечество – незабываемый уголок, где он родился и рос. Малая Родина – живой образ Отечества. Первые сборники отражают нескрываемую любовь к Петербургу, Царскому Селу.
Окружение (цвет русской интеллигенции XX века) – связь с культурой, традициями – усвоение определенного исторического опыта, морально – нравственных ориентиров. “Погруженность” в русскую культуру конца VIIIX – начала XIX века.
Самовоспитание и самопознание. Открытие себя, своего “я”, воспитание в себе необходимых качеств гражданина, таких, как человеческое достоинство, целеустремлённость, самокритичность, требовательность к себе, самообладание, решительность. По мнению В.А.Сухомлинского “гражданственность начинается с осознания себя как личности нравственной”. Подчеркнутое ранее нерушимое чувство уважения к себе и своей писательской миссии стало фундаментом гражданственности в поэзии.
Открытое неприятие I Мировой войны – активная гражданская позиция – быть со своим народом, быть его голосом. Восприняла как личную трагедию. Всё отнято: и сила, и любовь… Стихи-плачи, причитания, самопожертвования. Мотив воспаленной совести, ответственности, самокритичность.
Закрыв лицо, я умоляла Бога
До первой битвы умертвить меня…
В “страшный год”, когда надвинулась “туча над темной Россией” и приходилось “над усопшим светло горевать” заговорила пророческим голосом о грядущем вместе с войной больших национальных бедствиях:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных сил.
Тема России активно выдвигается вперед. Родная земля… Ради неё умирают одни, через муки выживают другие.
Ложимся в нее и становимся ею
Оттого и зовем так свободно своею.
1917 г. – отказ от эмиграции. Остается, чтобы честно пережить вместе с Родиной все, что выпадет на ее долю. Ответ Б. Анрепу, настойчиво призывающему эмигрировать в Англию:
Ты – отступник за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну
Наши песни, и наши иконы
И над озером тихим сосну.
Тесное переплетение личного, интимного с историческими событиями в России. Восприятие стихотворения, адресованного Б. Анрепу (глубоко личное по первоначальному замыслу) “Когда в тоске самоубийства…” в качестве высокой отповеди патриота поставило ее между двух огней. Часть эмиграции отвернулась от нее.
3. Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой (запись в тетрадях).
1. Основная тема ахматовской лирики - любовь. В ее стихотворениях присутствуют Он и Она. Темой первого сборника "Вечер" была нелюбимая, потерявшая возлюбленного женщина.
2. Новый облик Ахматовой проявляется в стихотворениях, вошедших в сборник "Annо Domini", где на первый план выдвигается антитеза любви и духовной свободы поэта.
3. Тема Родины - одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: Россия - мать, Россия - невеста (жена), Россия - огневая стихия. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора.
4. Истинный патриотизм, присущий творчеству Ахматовой, особенно проявился в ее послереволюционной лирике. Так, в стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю..." слышится отказ уезжать из России, бросать родину. Лирическая героиня уверена в правильности своего решения:
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Разлуку с Россией Ахматова считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагичных обстоятельствах - нравственным долгом:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда".
…Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
5. Тема верности характерна для большинства стихотворений Ахматовой.
В стихотворении "Не с теми я, кто бросил землю..." Ахматова говорит от имени всей страны и народа.
6. В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
В стихотворении "Родная земля" сопоставление "мы - земля" утверждает глубинную связь русского человека с родной землей. Связь эта осмысливается поэтом как трагическая.
7. Мотив Родины русской земли, ее судьбы, ее культуры и истории является одним из основных в поэзии Ахматовой. Он органически связывает ее произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихотворениях, продолжает традиции русской классической поэзии, поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.
8. Началом позднего творчества поэтессы (50-х - 60-х гг.) является идея "бега времени" и связанный с ней мотив памяти. Мотив памяти обретает самостоятельное звучание еще в раннем творчестве поэтессы, но начиная с 40х годов он становится одним из основных.
Для Ахматовой память - это то, что противостоит распаду, смерти, забвению. Память синонимична верности.
Ахматова, как и многие другие поэты, обращалась к теме творчества.
Итак, Ахматова в своем творчестве затрагивала темы, которые интересовали поэтов уже долгое время. Современники поэтессы говорили, что ее стихотворения - это история ее времени и страны.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
1.Изучить материалы учебника, с.232-243, ч.1.
2.Читать и анализировать стихотворения А.Ахматовой о поэте и поэзии.