Сегодня мы продолжим говорить о смелости Ахматовой, которая стала голосом "стомильонного народа", чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.
Мы будем читать "Реквием" Анны Ахматовой. Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына.
3. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева
В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей... В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину... Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" - Н. Н. Пунин... Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".
Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы - Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.
4. История создания "Реквиема".
Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е гг. явилось создание ею поэмы «Реквием», посвященной годам «большого террора» - страданиям репрессированного народа.
Стоя в очереди у стен тюрьмы, где был заточен ее сын, Ахматова услыхала полушепотом произнесенный вопрос: «А это вы можете описать?» - и ответила: «Могу».
Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» - поэму, которая стала данью скорбной памяти обо всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола.
Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 г., когда оно впервые было написано на бумаге. Л.Чуковская в «Записках об Анне Ахматовой» сообщает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».
"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: "Да, пришлось этой изящной даме из "Бродячей Собаки" испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину "окаянные дни". Я-то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей"... Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"
5.Композиция поэмы.
«Реквием» состоит из 10 стихотворений, прозаического Предисловия, названного Ахматовой «Вместо Предисловия», Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога.
«Реквием» был опубликован через 22 г. после смерти Ахматовой, т.е. в 1988 г., причем сразу в двух изданиях: в журнале «Октябрь» и «Нева».
«Реквием» создавался не единовременно, а в разные годы, с 1935 по 1940 гг., и только «Вместо предисловия» и эпиграф помечены 1957 и 1961 гг.
6.К названию поэмы.
- Что такое "реквием"? (В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: "Вечный покой даруй им, Господи"; траурное полифоническое произведение.)
- Что значит "полифоническое"? (Многоголосное.) Запомним, мы еще вернемся к этому термину.
- Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? (Моцарт.)
- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого-нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)
- Можете ли вы сказать, что и поэма Ахматовой – многоголосое произведение, полифоничное? Какие признаки вы назовете?
7.Эпиграф поэмы.
Эпиграфом к «Реквиему» служит отрывок из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» (1961 г.). Стихотворение было впервые опубликовано в журнале «Знамя» в 1987 г.
- Каков смысл эпиграфа? (С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастье как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общего выделен в афористичных строчках эпиграфа:
«Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был»)
8. «Вместо предисловия».
«Вместо предисловия» написано прозой: и содержание, и непривычная форма этого текста приковывают к себе особое внимание. Рассказ о семнадцати месяцах, проведенных в очередях возле тюрьмы, как бы конкретизирует эпиграф. Поэт клянется, что сможет написать о пережитом, и сам текст «Реквиема» служит этому подтверждением.
Поэма – овеществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя художником.
Николай Иванович Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 год. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнен 1 апреля 1940 г. по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: « За необоснованные репрессии против советского народа».
9.Прослушивание начала поэмы в исполнении А.Ахматовой.
Сейчас вы услышите голос самой Анны Ахматовой. Вслушайтесь в него. Он об-манчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.
Звучит голос Ахматовой, читающий начало "Реквиема" (с начала поэмы до вступления).
- Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х годов?
- Чем жила страна?
10.Работа со Вступлением и главами 1-6.
- Возникает образ женщины. Кто она?
Женщина изображается со стороны и изнутри. Перед вами возникает ситуация раздвоения героини.
11. «Приговор».
- Как раскрывается тема памяти в этом стихотворении?
12. «К смерти».
- Почему героиня ищет забвения?
- Почему она хочет, чтобы самые горькие моменты её жизни сохранились в её душе?
13. «Распятие».
- Таким образом, «Реквием» есть плач по умершим душам живых людей.
- Умершая душа, по мнению Ахматовой, «оживает» не в Царствии Божием, а в памяти человека.
14. Эпилог.
- Поэт один из всех сумел сохранить восприимчивость к горю, не только к своему, но и к чужому: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас…»
- Пока голос поэта звучит, души продолжают ЖИТЬ.
Вторя часть «Эпилога» развивает тему Памятника, хорошо известную в русской литературе по Державину и Пушкину, но приобретающую под пером Ахматовой совершенно необычный – глубоко трагический – облик и смысл. Никогда , ни в русской , ни в мировой литературе, не возникало столь необычного образа – Памятника Поэту, стоящему, по его желанию и завещанию, у Тюремной Стены. Это – поистине памятник всем жертвам репрессий, замученных в 30-е и иные страшные годы.
15. Памятники А.Ахматовой.
16. Вопросы для обсуждения.
И.Семибратова считает, что «величаво и трагично начинает Ахматова своё свидетельство очевидца о том времени - подлинный документ эпохи».
- Как вы понимаете определение «документ эпохи»? Правомерно ли, на ваш взгляд, использование этого определения относительно поэмы «Реквием»? Почему?
- Согласны ли вы с тем, что ахматовский «Реквием» погружает читателя в бездну ужаса и отчаяния?
«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Её невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плачь, проклятия – все слилось, невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба об отмщении мертвых» ( А.С.Крюков)
- Расскажите о своих чувствах при чтении поэмы. Они совпадают с теми, о которых пишет ученый?
III. Подведение итогов урока.
- Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим? (Громыхание, хлопанье, вой.)
Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.
- А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы - в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?
Выводы
Арестованный сын - боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов...
Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
- Согласны ли вы с мнением Солженицына и Бродского о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас - только трагедия матери и сына». И.Бродский говорит, что «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия.
- Не умаляет ли такое отношение к поэме ее значения?
IV. Домашнее задание.
1.Изучить материалы учебника, с.244-249, ч.1.
2.Инд.задание: подготовить сообщение о М.И.Цветаевой.