kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"А у нас стряслась беда: сочиненье снова..." или пути решения проблемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помните: «А у нас стряслась беда: сочиненье снова…». Слова этой детской песенки всплыли в памяти, как только было объявлено о решении Президента РФ, а затем и  Министерства образования ввести допускное сочинение.

Как же одолеть эту беду? Как успешно сдать сочинение, чтобы получить не только школьный «зачёт», но и дополнительные баллы при поступлении в вуз? 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"А у нас стряслась беда: сочиненье снова..." или пути решения проблемы. »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко»

Каменского муниципального района Воронежской области









Составитель: И.А.Суязова







п.г.т. Каменка, 2014









Предложенный материал представляет собой программу действий, как в короткие сроки (в течение 12-14 уроков) подготовить выпускников к успешной сдаче зимнего сочинения.

Разработанные уроки не являются образцом: это индивидуальный взгляд на решение проблемы.





































Помните: «А у нас стряслась беда: сочиненье снова…». Слова этой детской песенки всплыли в памяти, как только было объявлено о решении Президента РФ, а затем и Министерства образования ввести допускное сочинение.

Как же одолеть эту беду? Как успешно сдать сочинение, чтобы получить не только школьный «зачёт», но и дополнительные баллы при поступлении в вуз? СЛАЙД 1

Давайте наметим пути совместной работы учителя и учеников. (СЛАЙДЫ 2-3)


Урок ПЕРВЫЙ.

Знакомство с пятью направлениями сочинений и критериями оценивания (См. сайт ФИПИ)


Домашнее задание:

1. Вписав две-три темы сочинений по данному направлению, продолжите заполнение всех столбиков таблицы, (можно объединиться в группы по 4-5 человек). (СЛАЙД 4)

2. Подготовьте ответ на вопрос: что вызвало затруднение?


Пояснение для учителя:

Первая тема и аргументы к ней заполнены учителем как образец.


Направление второе «Вопросы, заданные человечеству войной?»

Формулировка темы

Аргументы

в форме вопроса

в форме повествовательного предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

1. Почему война является страшнейшим преступлением против человечества?

Тема бесчеловечности войны

или

Война – это страшнейшее преступление против человечества

Высказывания (для вступления):

1. Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире (Л.Н.Толстой)

Произведения:

1. Ч.Айтматов «Материнское поле».

2. В. Некрасов “В окопах Сталинграда”.

3. В.Быков. «Сотников», «Альпийская баллада», «Обелиск».

4. Б.Васильев. «А зори здесь тихие»

5. М.А. Шолохов. «Донские рассказы»; «Судьба человека»

Высказывания (для вступления):

1. Если мы не покончим с войной, война покончит с нами (Х. Г. Уэллс)

2. В войне не бывает выигравших - только проигравшие...

(А. Чемберлен)

3. Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями. (Вольтер)

Произведения:

1. Алесь Адамович. «Сыновья уходят в бой», «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни»

2. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо».

3. Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать»

4. Э.Хемингуэй. «Прощай, оружие»

2.




3.






Урок ВТОРОЙ.

  1. Проверка домашнего задания и коллективное заполнение таблицы (СЛАЙД 5)

Приблизительный вариант домашней работы:


Формулировка темы

Аргументы

в форме вопроса

в форме повествовательного предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

3. Что лежит в основе подвига?

Истоки подвига

1. В.Васильев «В списках не значится», «А зори здесь тихие».

2. В.Быков «Сотников»

Ю.Фучик. «Репортаж с петлёй на шее»

4. Чему учит человечество война?

Нравственные уроки, преподнесенные войной…

1. В.Быков «Сотников».

2. Шолохов «Судьба человека»

1. Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо».

2. Э. М.Ремарк. «Время жить и время умирать»

Продолжение работы можно посмотреть в приложении


2. Выявление трудностей, возникших при выполнении домашнего задания.


3. Работа в группах. Техника «мозгового штурма» (СЛАЙД 6)

Пояснение для учителя:

Чтобы погрузить учеников в поиск, закрепить понимание того, ЧТО и КАК они должны делать, предлагаем одиннадцатиклассникам заполнить таблицы по четвёртому и пятому направлениям. Класс разбивается на пять групп. Каждая группа вписывает по три темы и аргументы к ним. При проверке заполняем всю таблицу, обмениваясь полученными результатами.


Задание группам:

Группа 1. «Спор поколений: вместе и врозь». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации

Группа 2. «Спор поколений: вместе и врозь». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации

Группа 3: «Спор поколений: вместе и врозь». Обдумывание интересного вступления к теме «Почему одиночество в семье становится нормой современного общества?»

Группа 4: «Чем люди живы?». Формулировка 3-4 тем в форме вопроса и подбор литературных произведений из отечественной литературы для аргументации

Группа 5: «Чем люди живы?». Формулировка 3-4 тем в форме повествовательного предложения и подбор литературных произведений из зарубежной литературы для аргументации



4. Проверка работы в группах (СЛАД 7 – 11)

Приблизительный вариант работы в группах



Направление четвёртое «Спор поколений: вместе и врозь»

Формулировка темы

Аргументы

в форме вопроса

в форме повествовательного предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

1. Какова роль семьи в жизни человека?

Роль семьи в жизни человека

1. А.И.Гончаров. «Обломов»

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

3. Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

4. А. Амлинский «Нескучный сад»

Высказывания (для вступления):

Семья – кристалл общества (Виктор Гюго)

2. Почему одни и те же нравственные ценности воспринимаются поколениями по-разному?

Различное отношение «отцов» и «детей» к нравственным ценностям

1. И.С.Тургенев. «Отцы и дети»

2. А.П.Чехов. «Скучная история»


3. В чём прежде всего проявляется материнская любовь?

Материнская любовь как источник жизни

Высказывания (для вступления):

Самую заледеневшую душу согреет тепло материнского сердца. (Вадим Синявский)

Произведения:

1. Максим Горький «Сказки об Италии»

2. Л.Улицкая. «Дочь Бухары»

3. В.Закруткин. «Матерь человеческая»

4. В.Распутин. «Последний срок»

Высказывания (для вступления):

Сердце матери – бездна, в глубине которой всегда найдётся прощение. (Оноре де Бальзак)

Хорошая мать – залог успешной карьеры ребёнка в будущем. Когда Наполеона спросили о том, в чём больше всего нуждается Франция, он коротко сказал: «В матерях»


Продолжение работы смотреть в приложении

Направление пятое. Чем люди живы?

Формулировка темы

Аргументы

в форме вопроса

в форме повествовательного предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

1. Является ли милосердие основой жизни в современном мире?

Милосердие – это основа нашей жизни.

Высказывания (для вступления):

1. «Уклонись от зла и сотвори благо» (Псалтырь, Псалом 6, 27)

2.Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. (Л.Н.Толстой)

2. У каждого времени - своя жестокость. А доброта одна на все времена. (А.Лиханов)

Произведения:

1. А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2. В.Распутин. «Уроки французского»

Высказывания (для вступления):

1. Чрезмерная жажда власти привела к падению ангелов; чрезмерная жажда знания приводит к падению человека; но милосердие не может быть чрезмерным и не причинит вреда ни ангелу, ни человеку

(Ф.Бэкон)




Произведения:

1. Арчибалд Джозеф Кронин

«Ключи от Царства»


2. Что побеждает в человеческой душе: добро или зло? Что следует выбирать?

Борьба добра и зла в душе человека

Высказывания (для вступления):

Есть Добро и Зло. Их бой - нескончаем.

(Наум Коржавин)

Произведения:

1. М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита»

2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Высказывания (для вступления):

1. Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет. (Саади)

2. Добро — не наука, оно действие. (Р.Роллан)

Произведения:

1. Гёте. «Фауст»

2. Шекспир. «Гамлет»

3. Г.Х.Андерсен. «Снежная королева»

3. Чем должен руководствоваться человек, выбирая будущую профессию?

Выбор профессии – один из важнейших жизненных этапов человека

Высказывания (для вступления):

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вам отыщет. (К.Д.Ушинский)

Произведения:

1. А.Кузнецова «Живой поклон»,

2. Е.Коронатова «Жизнь Нины Камышиной»,

3. В.Кочетов «Журбины», 4. И.Лазутин «Сержант милиции».

5. И.А.Крылов. Басня «Щука и кот»

Высказывания (для вступления):

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека)

Продолжение работы смотреть в приложении


Домашнее задание.

«ПРОБА ПЕРА»: напишите на черновиках сочинение по одной из тем того направления, по которому работали на уроке (наброски плана ОБЯЗАТЕЛЬНЫ)

Совет учителям: при возможности учитель проверяет черновой вариант работы, делая пометы на полях, отмечая все виды ошибок. (В идеале: ученик переделывает работу, и учитель проверяет вновь).


Урок ТРЕТИЙ. Составление проекта «Алгоритм работы над сочинением»

Составляем памятку «Этапы работы над допускным сочинением». Сразу оговоримся: в сильном классе составляют памятку ученики, учитель выступает в роли координатора, помощника (в слабом классе – работа совместная). В ходе работы при затруднении учитель задаёт наводящие вопросы. Проверять составление памятки можно пошагово, можно в конце работы. Это зависит от уровня обученности класса.

Название «шагов» ученикам предлагается.

Памятка ученика

«Этапы работы над допускным сочинением» (СЛАЙД 12)

Шаг I. Выбор темы.

1. Задаю себе вопросы:

— Понимаю ли я, что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

— На каком материале можно раскрыть данные темы?

— Достаточно ли хорошо я знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

2. Выбираю одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а тем, что от меня требует предложенная тема.


Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы.

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса: (СЛАЙД 14)

ЧТО (О ЧЁМ)

писать?

ЗАЧЕМ

писать?

КАК

писать?

1. Составляю опорный план.

2. Обдумываю собственное мнение и аргументацию.


1. Определяю основную мысль сочинения.

2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. отслеживается коммуникативный замысел сочинения

1. Записываю вопросы, которые помогут мне раскрыть тему (опорный план).

2. Отвечаю на эти вопросы, распределив их по степени сложности (тезисы).

3. Оформляю собственное мнение.

4. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации


3. Обдумываю вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

— высказывание своего взгляда на проблему;

— вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

— обоснование причин обращения к этой теме;

— эмоционально ввод в тему сочинения;

— использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

— проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы);

— проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи) и т.д.


4. Обдумываю заключение. Это может быть так:

обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.


Слово учителя: Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.


возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)


Слово учителя: Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.


взгляд вперёд, то есть пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», вы можете представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).


обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.


обращение к оригинальной цитате.

2

5. Определяю композицию будущего сочинения (Эта часть памятки составляется совместно с учителем)

композиционные части

содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Обоснование темы + актуальность темы + главный тезис

- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

- использование индукции: от конкретного к обобщению;

- использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

- изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

- указание на изменчивость проблемы


Шаг 3. Тактика работы над сочинением

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество - 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю заново, проверяя написанное и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:

— Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

— Какова основная мысль сочинения (тезис)? Аргументированно ли она, основная мысль, доказана? Подчинены ли её раскрытию все части работы? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

— Выдержано ли соотношение между тезисом и доказательствами? Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей? Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы? Есть ли выводы, завершаются ли отдельные части сочинения и работа в целом? (Это критерий 3)

— Доказана ли главная мысль сочинения? Использован ли в сочинении конкретный литературный материал?

— Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

— Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)


Домашнее задание.

1. «Природа и человек». Заполните таблицу, сформулировав 3-4 темы и подобрав литературные произведения из отечественной и зарубежной литературы для аргументации.

2. «Проба пера»: напишите на черновике сочинение по одной из сформулированных вами тем.

Совет учителям: при возможности учитель проверяет черновой вариант работы, делая пометы на полях, отмечая все виды ошибок. (В идеале: ученик переделывает работу, и учитель проверяет вновь).




Урок ЧЕТВЁРТЫЙ. Коллективная работа над композицией сочинения.

1. Проверка домашнего задания.

Направление третье. Человек и природа


Приблизительный вариант домашней работы:

Формулировка темы

Аргументы

в форме вопроса

в форме повествовательного предложения

Отечественная литература

Зарубежная

литература

1. Как влияет природа на духовный мир человека?

Тема влияния природа на духовный мир человека

Высказывания (для вступления):

Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир!

(Иван Никитин)

Мацуо Басё. Трехстишия.

И.Гете. Стихи

2. Действительно ли человек – царь природы?

Тема варварского отношения человека к природе

Высказывания (для вступления):

«Самый опасный браконьер в душе каждого из нас».

В.П.Астафьев

Произведения:

1.В.Астафьев. «Людочка»

2. В. Тендряков. «Чистые воды Китежа»

3. Чингиз Айтматов «Плаха»

Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. (А.де Сент-Экзюпери)


3. Является ли природа источником вдохновения творческих людей?

Природа – источник вдохновения писателей и поэтов.

Произведения:

1. А.С.Пушкин. «Море»

2. М.Ю.Лермонтов. «Кавказ»

3. И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Бежин луг»

Высказывания (для вступления):

Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. (А.де Сент-Экзюпери)

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. (Фридрих Энгельс)

Произведения:

1.«Маленький принц» А.Экзюпери

2. Хемингуэй. «Старик и море»



2. Составление плана

Работа над композицией сочинения начинается с составления плана. План – это костяк, скелет сочинения, ведь в пунктах плана последовательно раскрывается ученическое понимание темы. Поэтому пункты плана должны быть конкретными, в них формируется не только то, о чём ученик будет писать, но и то, что будет писать, какую мысль доказывать (это уже тезисы).

Составляя опорный план, мы про себя проговариваем будущее сочинение в самом общем виде. Поэтому первая задача плана – записать всё, что приходит нам в голову. Набросав свои мысли, мы должны проверить логичность сочинения и убрать лишнее.

Давайте попробуем составить опорный план сочинения по теме пятого направления «Является ли милосердие основой жизни в современном мире

В ходе этой работы оговаривается композиция сочинения, отбирается фактический материал, который знаком и понятен ученикам.



ПЛАН (СЛАЙД 27)

Пункты плана

Композиционные части (350 слов)

I. «Уклонись от зла и сотвори благо» (Псалтырь, Псалом 6, 27) Истоки милосердия.

Вступление (50 слов)

II. Милосердие – основа жизни в современном мире.

1. Обоснование собственного мнения

2. Доказательства:

а) А.И.Куприн. «Чудесный доктор»;

б) Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» (образ Сони Мармеладовой);

в) А.П.Платонов. «Юшка»;

г) Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном».

Тезис (70-80 слов)


Аргументация

(170 слов)

III. «Доброта одна на все времена». (А.А.Лиханов)

Заключение (50 слов)



Пояснение учителю: количество слов, данное в правом столбике, примерное и может меняться.



3. Составление тезисов к данному плану, запись собственного мнения и аргументации



4. Проверка работ. Обмен опытом.



5. Домашнее задание. Написать сочинение на заданную тему (пишем на листе А4) по составленному на уроке плану или своему.

Пооригинальничаем…

Сочинения в жанре дневниковых записей:

  • дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);

  • дневник, ведущийся от лица литературного героя;

  • дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Сочинения в жанре писем:

  • письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;

  • письмо от лица литературного героя.





Образец сочинения

Является ли милосердие основой жизни в современном мире?

10 октября 2014 года.

7 часов. В окно ярко, не по-осеннему тепло светит солнышко. Так должно и быть: сегодня мой день рождения! Мне исполнилось 17 лет. Какая красивая дата!

8 часов. Я в школе. Меня ждёт сюрприз: одноклассники приготовили поздравление. Как здорово ощущать себя нужной!

10 часов. Урок литературы. Готовимся к зимнему экзамену. Тема сочинения звучит философски и совсем не располагает к размышлениям: «Является ли милосердие основой жизни в современном мире?». Мне так хорошо, что ни о каком милосердии я думать не хочу!

Прошло уже 15 минут урока, а в тетради ни строчки. Вдруг замечаю, даже не замечаю, а чувствую, что у Ленки что-то случилось… Глаза не просто грустны – они наполнены болью.

Ждать конца урока нет сил – пишу записку: «Что случилось?». В ответ – «Бабушка умерла». Я знаю Екатерину Ивановну давно. Она никогда ни на что не жаловалась, ничем вроде бы не болела…

Жду перемены.

10.45. Прозвенел долгожданный звонок. Я – к Ленке: Екатерина Ивановна спасла девочку, но сама погибла… Пьяный водитель нёсся по дороге…

11 часов. Начался урок информатики, но я ни о чём не могу думать. Погиб человек с добрым сердцем… В чём же истоки такого всеобъемлющего милосердия?

Вспоминаю историю доктора Янсена, который, спасая детей, задохнулся в канализационном колодце. Эту историю я прочитала в книге Бориса Васильева «Летят мои кони». В колодец упали два мальчика. «Доктор тут же спустился туда, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчик пришел в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось». Образ доктора соединился в моем воображении с теми, кто живёт ради других…

Размышляя над милосердием как основой жизни, нельзя не сказать о Данко, отдавшем жизнь ради спасения людей. Он «сжег для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе». Соплеменникам казалось, что Данко не выведет их из леса, и они «в гневе обрушились» на него. Он вскипел но чувство любви к миру и людям победило в нём. Данко умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью… И становится символом безграничной любви к людям…

12.00. Давно прозвенел звонок с урока. А я всё сижу за партой и пытаюсь найти ответ на вопрос: понимали ли доктор Янсен, Екатерина Ивановна, вымышленный герой Данко, что их милосердие граничит с самопожертвованием, с гуманизмом библейского масштаба? Ведь и Иисус Христос жертвовал собой ради людей, именно он стал образцом человеколюбия.

13.00. Я прихожу к простой, но очень важной мысли: совершая добрые поступки, люди не задумываются над этим. Порою просто нет времени подумать, а что же будет дальше… Добрые поступки совершаются по велению души!

22.00. Поплакала в подушку, вспоминая добрую, приветливую Екатерину Ивановну. Её смерть перевернула мое представление о доброте, милосердии…

22.30. День подошёл к концу. День моего рождения стал источником осознанного понимания, что же такое милосердие и почему оно должно быть основой нашей жизни.

23.00. Засыпая, подумала: «Надо жить так, как жила Екатерина Ивановна, как жил еще один замечательный человек – доктор Ф.П.Гааз, на могиле которого высечены слова: «Спешите делать добро»

(513 слова)



ПРОБА ПЕРА

Является ли милосердие основой жизни в современном мире?

Дорогой мой друг! Здравствуй!

Совсем недавно на одном интернет – сайте я наткнулась на библейскую притчу о добром самарянине и с удовольствием перечитала её.

Наверное, ты знаешь, что в ней говорится о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего. В притче заложен глубокий смысл: примеры доброты встречаются редко, но они помогают выжить в трудной ситуации. Милосердие не имеет этнических границ, а потому ближним является тот, кто совершил милость.

В современном мире мы, к сожалению, часто сталкиваемся с жестокостью, непониманием. Да что там непонимание!.. Люди все чаще становятся одинокими, и им не от кого ждать помощи. Я полагаю, что это связано с погоней человека за материальными ценностями, славой, престижем. А о простых христианских добродетелях мы порой забываем. Человеческие отношения должны строиться не на корысти, а на доброте, милосердии, любви к ближнему. Только в этом случае мир станет счастливее, а одинокие люди обретут друзей.

Давай с тобой обратимся к художественной литературе: мы видим, что проблема милосердия широко освещается многими писателями, например, Ф.М.Достоевским в «Преступлении и наказании», А.И.Куприным в «Чудесном докторе» и многими другими. Однако я хочу поговорить с тобой о замечательной книге прекрасного публициста, учёного Дмитрия Сергеевича Лихачева - о «Письмах о добром и прекрасном». Даже от названия веет теплом и любовью.

Открывая книгу, мы оказываемся в удивительном мире писателя, в котором он является нашим учителем – наставником, а мы его учениками, познающими уроки доброты и милосердия.

Читаем письмо третье «Самое большое». Оно начинается так: «А в чем самая большая цель жизни?» Ты знаешь ответ на этот философский вопрос? Нет? Задумайся над ним…

Сам Лихачев так отвечает на свой вопрос: «Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей…Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов».

Письмо седьмое – «Что объединяет людей?». И опять, мой дорогой друг, ты вынужден задуматься над тем, что же лежит в основе взаимоотношений людей...

Забота! Да-да, именно забота! По мнению Д.С.Лихачева, забота – «это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы…».

До свидания, мой верный друг. Надеюсь, мы скоро встретимся с тобой и обсудим, как сделать так, чтобы милосердие жило в душе каждого из нас.

А в заключение я хочу сказать тебе: надо расширять добро в своём сердце, проявлять любовь к ближнему. В нынешнем обществе важно остаться человеком, сохранить в себе милосердие, делясь им с другими. Помни, что, как сказал Френсис Бэкон, «милосердие не бывает чрезмерным».

(407 слов)

Согомонян Серине, ученица 11 «Б» класса



Урок ПЯТЫЙ. Коллективно-групповое написание сочинения


Пояснение для учителя:

На первом этапе обучения класс вновь разбивается на группы. Направление и тема предлагаются одинаковые, чтобы потом в ходе проверки обменяться опытом и путями подхода к раскрытию темы сочинения. В основе данного урока – направление четвертое «Спор поколений: вместе и врозь»


1. Чтение инструкции для выпускников


Выберите ОДНУ из ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на одну тему. Рекомендуемое количество слов – 350 (2-2,5 листа размера А4). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

«Зачет» по критериям №1 и №2 обязателен.

«Зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).


2. Просмотр короткометражного фильма «Что это? - Воробей» (5 минут)

Задание после просмотра:

— Понравился фильм? Какое впечатление оставил? Почему?

— О чём заставил задуматься?

— Вот теперь со своих размышлений и начните сочинение на одну из тем четвёртого направления


3. Домашнее задание. Заполните таблицу по первому направлению «Недаром помнит вся Россия…».

Проба пера: Напишите сочинение на одну из придуманных вами тем.

Приблизительный вариант домашней работы:

Формулировка темы

Аргументы

в форме вопроса

в форме повествовательного предложения

Отечественная литература

1. Как в творчестве М.Ю. Лермонтова раскрывается тема патриотизма?


Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова


2. Почему тема духовного одиночества является одной из ведущих в творчестве М.Ю.Лермонтова?

Тема духовного одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

Лирика поэта

3. Мировоззрение каких лермонтовских героев (лирических и эпических) соответствует авторскому пониманию смысла жизни?

Лермонтовское понимание смысла жизни

«Герой нашего времени»

«Мцыри»»

Песня про купца Калашникова…»


УРОКИ 6-7. Написание сочинений на одну из выбранных учеником тем

На этих уроках направление даётся одно (пятое), темы – разные. После редакторской правки учителя ученики получают образцы сочинений.

Одно из сочинений по теме пятого направления «Чем люди живы»

Что важнее - красота внутренняя или красота внешняя?

Что важнее - красота тела или красота души? Думаю, каждый хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос. Разберемся подробнее, что представляет собой каждый из видов красоты. Начну я, пожалуй, с внешней. Всегда ли её составляющими являются смазливое личико и «точёная» фигурка? Сомневаюсь. Не стоит забывать о том, что общепринятый эталон красоты не всегда является истинным в понимании человеком прекрасного. В противном случае на вопрос: «Какая внешность, на ваш взгляд, является наиболее привлекательной?» следовал бы один и тот же ответ – от человека к человеку, от вопроса к вопросу, от века к веку... Значит, невозможно дать конкретное определение внешней красоты человека.

Внутренняя красота – красота души. Это бесспорно. Без неё человек не человек. В отличие от внешней, внутренняя красота неподвластна времени: человек стареет, но его внутренний свет доброты не гаснет... И определение красоты души достаточно конкретно. Человек красив изнутри, когда его душа полна добра, любви, нежности…

Недавно я наткнулась на статью А.И.Щетникова «Лука Пачоли и его трактат “О божественной пропорции”». Утверждение «Красоту человека может вычислить «Божественная пропорция»!» показалось мне абсурдным. По мнению Луки Пачоли, существует некое число, которое называется «золотым сечением» или «Божественной пропорцией». На его основе, как гласит легенда, создано всё самое великое и прекрасное. Так вот, если определенные черты лица человека или части его тела соотносятся так, как описано в «Божественной пропорции», этот человек считается красивым: следовательно, чем больше отклонений от «золотого сечения», тем меньше вероятность того, что человек достаточно красив. Одним из первых «Божественной пропорцией» воспользовался в своих творениях знаменитый художник и изобретатель Леонардо да Винчи.

Как бы цинично это ни звучало, но мне кажется, что люди, которые говорят, что главное – это внутренняя красота, а внешняя не является значимой, мягко говоря, лукавят. Каждый из нас в душе хочет быть привлекательным. Однако внутренняя красота всё-таки важнее. Обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир» и сравним двух героинь – Элен Курагину и Наташу Ростову… Первая – светская красавица – представляет собой символ не только блеска, но и внутренней пустоты. Это женщина-хищница, готовая ради денег на любой безнравственный поступок. Холодная красота Элен делает её похожей на бездушную статую. И другая – внешне не очень привлекательна, но она поражает всех своей искренностью, внутренним теплом, желанием объединить и осчастливить всех. Не случайно Л.Н.Толстой называет Наташу своей любимой героиней.

Вспомним роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Дориан Грей, молодой юноша, красивый душой и телом, попал под влияние неисправимого циника Генри, философия жизни которого в корне меняет его мировоззрение. Теперь он стал заложником своей невероятной красоты, совсем забыв о душе. Он превратился в злостного тирана, возжелав вечной молодости и потеряв при этом самое ценное - свою душу.

Смогли ли мы найти ответ на вопрос: что важнее - красота тела или красота души? Надеюсь, да. Конечно же, важнее красота души, которая дарит радость окружающим людям. Об этом очень точно, как и положено врачу, сказала Элизабет Кюблер-Росс: «Люди похожи на оконные стёкла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце. Когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри». Лучше и не скажешь… (492 слова)

Оплачко Людмила, ученица 11 «А» класса

Домашнее задание:

Напишите сочинение на одну из тем, предложенных в блоке 1(пишем на листе А4)

Блок 1

1. Что привлекает меня в творчестве М.Ю. Лермонтова?

2. Почему человек забывает уроки «грозовых» 40-х годов?

3. Неразрывна ли связь человека и природы?

4. Возможно ли, чтобы одиночество в семье стало нормой современного общества?

5. Устарело ли понятие «честь» в современном обществе?


УРОК 8 и последующие…(до экзамена) самостоятельное написание сочинений и на уроках и дома.

Учитель предлагает 5 тем, ученики выбирают тему самостоятельно. План – набросок ОБЯЗАТЕЛЕН.


Домашнее задание к последующим урокам: Подготовиться к сочинению, подобрав 2 литературных произведения для аргументации к выбранной теме

Блок 2.

1. Как в творчестве М.Ю.Лермонтова раскрывается тема патриотизма?

2. Меняет ли война человека?

3. В чём истоки безответственного отношения человека к природе?

4. Как сохранить связь поколений?

5. Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности?


Блок 3.

1. Является ли мотив одиночества ведущим в творчестве М.Ю. Лермонтова?

2. Почему война так жестока к детям?

3. В произведениях каких поэтов пейзажная лирика приобретает философское звучание?

4. Даёт ли художественная литература пути решения проблемы «отцов и детей»?

5. Влияет ли среда на жизненные ориентиры людей?


Блок 4.

1. В чём своеобразие любовной лирики М.Ю. Лермонтова?

2. Какие нравственные качества раскрывает и какие человеческие пороки обнажает война?

3. Человек – друг или враг природы?

4. Какова роль детства во взаимосвязи детей и родителей?

5. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя?

Блок 5.

1. Изображение каких явлений человеческой натуры наблюдается в творчестве М.Ю. Лермонтова?

2. В чём проявляется бесчеловечная сущность войны?

3. Какую роль играет природа в художественных произведениях?

4. Почему «все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему»?

Рекомендации:

После урока № 8 желательно проводить уроки, на которых обсуждались бы типичные ошибки и редактировались коллективно и самостоятельно сочинения.






























НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ и РЕКОМЕНДАЦИИ от Г.Т.Егораевой:

— суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

— на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;

— не менять тему в процессе написания сочинения;

— выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биографию автора, несколько слов об эпохе, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

— на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

— удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

— сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);

— нумеровать страницы черновика;

— строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

— не сбиваться на пересказ текста;

— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения

— если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

— то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;

— главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация, которая только испортит впечатление от сочинения;

— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;

— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

— рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.














Список использованной литературы

1. Богданова О.Ю. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному / О.Ю.Богданова, Л.В.Овчинникова, Е.С.Романичева; под ред. О.Ю.Богдановой. – М.: просвещение, 1997.

2. Готовимся к сочинению. Пособие для учителя. Коллективный сборник. – Воронеж, 2014. Интернациональные коммуникации

3. http://www.kakprosto.ru/kak-54939-kak-zakonchit-esse#ixzz3FluRDlJb



16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"А у нас стряслась беда: сочиненье снова..." или пути решения проблемы.

Автор: Суязова Ирина Анатольевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства