kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе разработан по требованиям ФГОС. В

процессе урока развиваются УУД обучающихся. Урок по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противоборство добрых и злых сил в сказке.»

МБОУ ООШ №138 г.о.Самара

Конспект

урока по литературе в 5 классе

Учитель Сатонина Н.С.




Тема урока: Загадки и их своеобразие

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: познакомить с происхождением и природой загадок, расширить представление о загадках и их разновидностях.


Образовательная: познакомить с загадками, их историей и происхождением;

Развивающая: развивать кругозор учащихся, образное и логическое мышление, творческую активность;

Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся при составлении связных высказываний, любовь к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: слово учителя, беседа, сочинение загадки.

Оборудование: компьютер, презентация «Загадки», схема «Солнышко», таблица «Жанры фольклора»


2012 г.


Содержание урока:

Структурные элементы урока

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по стране Фольклория (таблица «Жанры фольклора»). Тема урока «Загадки и их своеобразие». Одним из малых жанров фольклора являются загадки. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Но нам необходимо сначала получить ключ от нового города.

2. Проверка домашнего задания

Сочинение-миниатюра по выбранной пословице. Чтение и обсуждение работ.

3. Подготовка учащихся к освоению новых знаний

-Скажите, а вы любите играть?

Давайте поиграем и проверим, как много загадок вы знаете?

-Комочек пуха, Длинное ухо,

Прыгает ловко, Любит морковку.

-Человечки сели в ряд,

обо всем нам говорят. (Буквы алфавита)

-Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.


-Скажи ты мне, какой чудак

И днем и ночью носит фрак? (Пингвин)

-Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.

-Синий мундир, теплая подкладка, а в сердце сладко. (Слива)

-Молодцы, ребята, много загадок вы знаете! Мы убедились в том, что загадки очень разнообразны и по своему содержанию и по форме. В одних один предмет сравнивается с другим (так, например, синяя шкурка сливы сравнивается с синим мундиром), в других отгадываемый предмет совершает действие и т.д. Загадка заставляет нас думать.

Физкультминутка (под музыку)

(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни.
2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют тексту.

4. Этап усвоения новых знаний. Работа с термином «загадка»

Сегодня мы с вами сами сочиним загадку. А для этого нужно вспомнить, что же такое загадка?

Загадка-это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса.

-Например, красное коромысло через реку повисло. В этой загадке 2 предмета, один спрятан за другой, который каким-то образом на него похож или имеет с ним общие свойства.

-А какой же предмет спрятан за коромыслом? (Радуга)

-В чем же схожи радуга и коромысло? (В форме и в цвете)

-Как вы думаете, почему коромысло, сравниваемое с радугой, именно красное? (Слово «красное» не простое прилагательное, а эпитет. Сравните: красна девица в сказках, значит, «красное» от «красивое», радуга ведь красивая, она состоит из 7 разных цветов)

-В загадках люди приближают к себе явления природы, сравнивая их с повседневными конкретными вещами. Радуга напоминала людям коромысло, отсюда и родилась загадка.

Во многих сказках герою предлагается загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а кто не мог угадать, того съедал, только один герой угадал. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:

Что ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х ногах, а вечером на 3-х ногах?

Ответ: человек. ( Утро сравнивается с малышом, который еще не умеет ходить, полдень с человеком в расцвете жизненных сил, вечер – со стариком, опирающемся на трость.)

5. Этап закрепления знаний. Сочинение загадки

- Ребята, посмотрите в окно. Что мы видим в небе? (Солнце)

-А какими признаками оно обладает? (Круглое, желтое)

-Какого цвета оно бывает вечером, во время заката летом? (Красного)

- Каким мы видим его зимой или дождливой осенью? (Тусклое, белое, в дымке)

-Какую пользу оно приносит миру, всему живому? (Светит и греет)

-А в какое время суток солнце согревает нас своим теплом, дарит свет? (Утром, днем)

-Ребята, а с чем вы можете сравнить солнце? (Цыпленок, одуванчик, блестящая монетка и т. д.)

( В ходе беседы Учитель составляет схему солнца с лучами, на которых пишет ответы учащихся)


- Солнце обладает многими признаками, его можно сравнить со многими вещами и явлениями. Значит, его можно спрятать за предмет, имеющий хотя бы один общий с солнцем признак.

Итак, давайте каждый ряд придумает загадку про солнышко. На это дается 5 минут.

-Каждая группа читает свою загадку, затем учитель спрашивает, какая загадка получилась лучше, какая понравилась больше.

Примеры:

-Желтое светило в облаке застыло.

-Ярко-желтый одуванчик как-то бросил в небо мальчик.

И остался одуван греть, светить на радость нам.

-Желтое, светящее, тепло приносящее.

-Днем горит, ночью спит, утром будит, но молчит.

6. Подведение итогов урока, постановка задания на дом

-Молодцы, ребята! У вас получились разные загадки. А теперь давайте подведем итог. Назовите основные признаки загадки? (Маленький объем, один предмет прячется за другой, «ищем общие признаки: форма, функции, цвет)

Учитель комментирует и выставляет оценки за урок, задает домашнее задание: составить красочные кроссворды, в которых вопросы будут загадками.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сатонина Наталья Сергеевна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249321


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства