• продолжить работу над формированием умения находить художественные особенности текста;
• умения исследовательской работы с текстом.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель | Время |
1 | Организационный | Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, на меня, пожмите руку соседу по парте и улыбнитесь! Сегодня чудесный день. Надеюсь, сегодня мы с вами сделаем еще один шаг к постижению тайн художественного слова в литературе. | | Создать положительную эмоциональную атмосферу | 1 мин. |
2 | Целеполагание | «Песнь о вещем Олеге» переносит нас в далёкое прошлое, когда наши предки – восточные славяне – были язычниками, а всё, что окружало, - камни, травы, реки – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сражении, продолжали жить и после смерти. | | | 2 мин. |
| | - Перечислите имена славянских богов, которые вам известны. | Ответы учащихся: - Перун, Дажьбог, Сварог и др. | | 1 мин |
| | Итак, запишите тему нашего урока. | Записывают тему в тетрадь | | |
| | - Для того чтобы определить задачи нашего урока, составим кластер. Мы вернемся к нему в конце урока. | Составление кластера (на доске и в тетрадях): герои, особенности, язык, основная мысль | | 2 мин |
3 | Актуализация субъективных знаний учащихся. | - Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». А кто такой Олег? Чем он известен? - В каких художественных произведениях встречается тема судьбы, рока, предназначения? | Ответы учащихся | Подготовка к изучению нового материала | 2 мин |
4. | Изучение нового материала | 1. Работа с текстом. - О ком говорится в начале произведения? - Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы понять, каковы художественные особенности текста? | Ответы учащихся, комментированное чтение текста | Проверка знания текста | 2 мин. |
| | Виртуальное справочное бюро (обращение к интернету). Найти информацию, обработать её (выбрать самое главное) Князь Олег как историческая личность Отрывок из летописи «Повесть временных лет» о смерти князя Олега Обряд языческих похорон воинов, погибших в бою. Кто такие волхвы (как их называли еще) | Работа в группах. Составление характеристик героев. | Развитие умения находить информацию, перерабатывать, анализировать, составлять характеристику героя | 5 мин |
| | - По мере сообщения информации некоторыми парами, делаем дополнения, уточнения, необходимые записи. | Обсуждение, дополнение информации. | Отчет о результатах работы в парах, составление характеристики героя | 4 мин |
5. | Проблемно-аналитическая беседа | Как отразилось летописное предание в стихотворении А.С. Пушкина? Каким вы представляете себе волхва? Какую судьбу предсказывает кудесник? Как звучит его обращение к князю? Какие черты старца свидетельствуют о том, что князь не мог не послушаться его совета? Что переживает Олег, услышав предсказание кудесника? Как относится к нему? Подтвердите ответ текстом. Как относится князь-воин к своему коню? Что означает слово вещий? За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? | Выразительное чтение отрывков произведения. Комментированное чтение.
Примерные ответы: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника Олег искренне любит своего верного коня, ему горько осознавать, что придется с ним проститься | Развитие речи Умение анализировать образы героев Развитие логического и образного мышления | 7 мин |
| | Самостоятельная работа. Составление таблицы. - Расположите события баллады в порядке их следования. Найдите в ней композиционные черты: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку. Запишите в виде таблицы. | Составление таблицы. Записи в тетрадях. (Таблица в приложении 1) | Развитие умения анализировать композицию художественного текста | 5 мин |
6. | Проверка первичного усвоения материала | - Что изменилось в композиции баллады по сравнению с летописью? Для чего так поступает поэт? | Формулирование темы и основной мысли произведения: А.С.Пушкин показывает художественный образ князя Олега с опорой на исторический материал, но меняет некоторые элементы летописи, т.к. это произведение литературное, и может содержать вымысел. | Развитие умения определять главную мысль произведения | 2 мин |
7. | Этап контроля | Письменно ответьте на вопросы в тетради. - Как Пушкину удалось передать атмосферу древности? - Есть ли в стихотворении черты, свойственные фольклорным произведениям? (былинам, сказкам, преданиям) | Выполнение задания. Взаимопроверка. | Определение усвоения учащимися материала | 3 мин |
8 | Домашнее задание | Выучить наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге» (1-7 строфы) Написать мини-сочинение по одной из картин В.М.Васнецова по балладе «Песнь о вещем Олеге» | Запись домашнего задания | | 2 мин |
9 | Подведение итогов урока | Итак, чем же знаменательно данное произведение? | Работа с кластером, устное дополнение материала | Подведение итогов работы | 2 мин |
10 | Рефлексия | Творческая работа с иллюстрациями к балладе В.М.Васнецова. (Приложение 2) В 1899г. вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В.М. Васнецов. Рассмотрите репродукции его картин и назовите понравившуюся вам больше всего. Объясните свой выбор. | Работа с картинами В.М.Васнецова. | Развитие творческого мышления Умение приводить аргументы в пользу своего выбора | 4 мин |