kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. С. Пушкин. Лирика. Любовная, жизнеутверждающая поэзия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 2. Тема: А. С. Пушкин. Лирика. Любовная, жизнеутверждающая поэзия

Цели: познакомить учащихся с любовной лирикой Пушкина;

развивать умения и навыки анализа стихотворений «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»;

воспитывать чувство любви и дружбы.

Оборудование: альбом «А.С.Пушкин», тексты стихов.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Лирика. Любовная, жизнеутверждающая поэзия »

Урок 2. Тема: А. С. Пушкин. Лирика. Любовная, жизнеутверждающая поэзия

Цели: познакомить учащихся с любовной лирикой Пушкина;

развивать умения и навыки анализа стихотворений «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»;

воспитывать чувство любви и дружбы.

Оборудование: альбом «А.С.Пушкин», тексты стихов.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

1. Чтение письменных ответов (в качестве домашнего задания).

2. Словарная работа (домашнее задание – устное сообщение).

Лирика (от гр. 1уга – древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни, стихотворе­ния) – один из основных жанров литературы, самый субъективный.

Особенности лирики:

объективное изображение, субъективная оценка явлений жиз­ни, (события внешней жизни порождают чувства, пережива­ния, мысли – это и есть предмет лирики).

3. Конкурс чтецов. Учащиеся выразительно читают наизусть стихи Пушкина «Я вас любил» (в качестве домашнего задания).

4. Формулировка темы и целей урока. Учащиеся формулируют тему. Учитель корректирует и записывает на доске.

II. Работа над темой урока.

Слово учителя. Учитель рассказывает об истории создания стихотворения «Я помню чудное мгновенье»:

- Среди шедевров пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» («К ***») – одно из самых про­никновенных, трепетных, гармонических. Чувства растворены в словах, а слова просятся, ложатся на музыку. (Звучит романс.)

Стихотворение, на слова которого написан этот дивный ро­манс, адресовано Анне Петровне Керн.

Комментарием к первой строфе стихотворения могут быть слова самой А. П. Керн. В феврале-марте 1819г. она приехала в Петербург с мужем и отцом, который ввел дочь в дом ее род­ной тетки М. А. Олениной. Анна была очаровательна, ей шел девятнадцатый год, она уже два года была замужем за генералом Ф. Керном, за которого была выдана против своего желания. Встреча с Пушкиным в доме Олениных запомнилась ей на всю жизнь.

После этой встречи прошло шесть лет, и, будучи в Михайловской ссылке, Пушкин снова повстречался с А. П. Керн. Летом она приехала погостить в Тригорское к своей тетке П. А. Осиповой. Приезд Керн в Тригорское вновь вызвал у Пушкина забытое чув­ство, и поэт откликнулся на него стихами высокой чистоты, пре­дельной напряженности переживаний. Ощущение полноты жиз­ни, радость творческого вдохновения, упоение страстью, волнение любви – все это предстало в гармоническом единстве. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал этот мадригал и вручил ей вмес­те с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина».

Анна Петровна Керн пережила Пушкина более чем на сорок лет и скончалась в 1879г.

III. Усвоение нового материала.

- Попробуем вчитаться, вдуматься в строки этих двух шедевров Пушкина: стихотворения «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье». Над каждым из стихотворений будут работать по две группы (делим класс на четыре группы и раздаем карточки с заданиями).

1 группа. Анализ стихотворения «Я вас любил».

а). Почему для этого стихотворения не столь важно, кому именно оно посвящено? Как воспринималось это стихотворение в XIX веке? Как оно воспринимается сейчас? Почему?

б). О каком чувстве идет речь: угасшем или живущем в сердце и ныне?

в). В чем необычность синтаксической структуры стихотворе­ния?

- В каком соответствии находятся местоимения «я - вы»?

- Какую роль играет метафора «любовь угасла»?

- Найдите «ключевые» слова, которые волнуют читателя.

Вывод. В стихотворении раскрывается природа, сущность, драматизм большой неразделенной любви, чуждой уязвленного чувства са­молюбия, преисполненной заботы, желанием видеть любимую женщину счастливой.

Лирический герой обладает высокой нравственностью. Неважно, кому конкретно адресовано это стихотворение, так как оно живет как бы «вне времени и пространства». Сейчас оно воспринимается та же живо, как и в XIX веке, потому что говорит о вечном чувстве – о любви.

2 группа. Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье».

а). Кому посвящено стихотворение? Как вы можете сформулировать кратко тему стихотворения?

б). Какой рисует поэт любимую женщину? Какими словами
характеризует ее?

в). Какие чувства способны вызвать в душе поэта воспомина­ния о любимой женщине? В каких словах стихотворения
выражена его основная мысль?

Явление «гения чистой красоты» венчало совершившееся в то время пробуждение души Пушкина. Поэтому чувство любви в оп­ределенный момент подводит итог философским раздумьям поэта о своей собственной жизни, о судьбе, о радости бытия, о приливе творческих сил. Покоряющая сила пушкинского стихотворе­ния – в его эмоциональной взволнованности, проникновенной страстности. Явление «гения чистой красоты» вызвало в поэте и целомудренное восхищение, и упоение любовью, и просветлен­ное вдохновение.

V. Подведение итогов урока:

Продолжи фразу:

- Как вы думаете, какой должна быть женщина, к которой обращены такие проникновенные строки?

- А каким должен быть мужчина, способный так любить?

Вывод: Гений Пушкина в том, что он смог показать нам идеалы мужчины и женщины через вечное и прекрасное чувство любви.

VI. Домашнее задание.

Перечитать любимые страницы романа «Евгений Онегин».

Творческой группе: подготовить сообщение об истории создания «Евгения Онегина».

VII. Оценка ответов учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
А. С. Пушкин. Лирика. Любовная, жизнеутверждающая поэзия

Автор: Юсупова Нурие Ваитовна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства