Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Образ главной героини. Цельность характера героини, благородство и глубина ее натуры, искренность чувств »
Урок 4. Тема: А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Образ главной героини. Цельность характера героини, благородство и глубина ее натуры, искренность чувств
Цели: показать искренность чувств Татьяны, глубину и благородство натуры;
развивать умения и навыки анализа образа главной героини;
воспитывать высокие нравственные идеалы.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, текст романа.
Тип урока: изучение и закрепление знаний.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
1. Вопрос учащимся:
- Что же мы можем сказать об Онегине?
Учащиеся (методом «Микрофон») читают свои мини-сочинения об Онегине (в качестведомашнего задания).
2. Формулировка темы и целей урока.
Учитель обращает внимание учеников на название темы:
- Кто же эта Татьяна?
Ответы учащихся. Учитель корректирует и записывает тему на доске.
II. Работа над темой урока.
1. Инсценировка отрывков из романа. Выразительное чтение наизусть писем Татьяны и Евгения.
2. Работа в группах.
Задание первой творческой группе:
Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.
- Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
- Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
- Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности?
(Задумчивость, мечтательность, склонность к грусти, одиночеству, молчаливость.)
- Создать ассоциативные рисунки.
Задание второй творческой группе:
Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою...» примерами из текста.
- Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
(Уже самим именем своей героини, распространенным в то время главным образом в простом народе, Пушкин хочет подчеркнуть близость Татьяны к народу.)
- Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям.
Попытаться сочинить стихотворение на тему, над которой работала группа.
Задание третьей творческой группе:
- Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
- Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том числе)?
(Она стояла выше этих людей, даже Ленского, – ведь и он не сумел оценить Татьяну, предпочтя ей Ольгу. Все они были слишком обычными, и только Онегин отличался от всех.)
Задание четвертой группе:
Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
- Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте? (Строфы 14 и 15. Татьяна изображена здесь в духе пушкинского идеала женщины: «Все тихо, просто было в ней».)
- Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. (Глава VIII, строфа XIV!!: «А счастье было так возможно...»)
- Как характеризуют Татьяну слова:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна?
Задание пятой творческой группе:
- В каких строках поэт дает ей самые сердечные характеристики, тревожится за ее судьбу?
Представление результатов работы каждой группы, ответы учащихся.
Обобщение. Слово учителя:
- Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили весь путь Татьяны, нам ясны и понятны эти черты ее облика. Это – типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.
В. Г Белинский писал: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т. е. мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
III. Домашнее задание.
Написать эссе на темы: «Как вы оцениваете решение Татьяны?», « Какова дальнейшая судьба Онегина в вашем представлении?», «Как бы вы закончили (продолжили) роман?»
IV. Подведение итогов урока. ( Методом «Микрофон».)