kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. С. Пушкин. Детство. Лицейские годы. Вольнолюбивая лирика (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   А. С. Пушкин. Детство. Лицейские годы. Вольнолюбивая лирика

Цель: Актуализация знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина, знакомство с вольнолюбивой лирикой поэта.

Задачи:

- выявить уровень и  объем знаний учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

- углубить сведения о лицейских годах поэта;

- привить интерес к изучению  личности  и творчества Пушкина;

- проанализировать стихотворения «К Чаадаеву, «Деревня», оду «Вольность».

Методические приемы: аналитическая беседа, мини - лекция учителя, работа с текстом стихотворений.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф:

Из другого, лучшего мира доносится к нам голос Пушкина,

и пока будет звучать на свете русский язык,

будущие поколения наших соотечественников

станут помнить имя Пушкина.

                                        А.В.Дружинин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. Детство. Лицейские годы. Вольнолюбивая лирика (9 класс)»

Урок литературы: 9 класс 17.11.2014 года


Учитель Гечер С.М.


Тема: А. С. Пушкин. Детство. Лицейские годы. Вольнолюбивая лирика


Цель: Актуализация знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина, знакомство с вольнолюбивой лирикой поэта.


Задачи:

- выявить уровень и объем знаний учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина;

- углубить сведения о лицейских годах поэта;

- привить интерес к изучению личности и творчества Пушкина;

- проанализировать стихотворения «К Чаадаеву, «Деревня», оду «Вольность».


Методические приемы: аналитическая беседа, мини - лекция учителя, работа с текстом стихотворений.


Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф:


Из другого, лучшего мира доносится к нам голос Пушкина,

и пока будет звучать на свете русский язык,

будущие поколения наших соотечественников

станут помнить имя Пушкина.

А.В.Дружинин.


Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Посмотрите в окно, улыбнитесь небу, солнцу, тучкам, и, конечно же, улыбнитесь друг другу. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, поэтому давайте соберемся с мыслями, вспомним уже изученное, получим новые знания и покажем нашим гостям, на что мы способны.

Обратите внимание на слова, написанные на экране (Слайд №1):


Из другого, лучшего мира доносится к нам голос Пушкина,

и пока будет звучать на свете русский язык,

будущие поколения наших соотечественников

станут помнить имя Пушкина.

А.В.Дружинин


2. Слово учителя

- Действительно А.С. Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает свое понимание поэта, писателя, видит в нем современника; его изучают, о нем спорят, его боготворят.

3. Беседа.

- Что вы знаете о Пушкине, его детстве, учебе в Царскосельском лицее?

- Какие произведения поэта вы читали? (сказки, повести, стихотворения) (Слайд №2)

- Какие стихотворения вы помните наизусть? Расскажите их, пожалуйста ученик рассказывает стихотворение узник «Узник»).

- Скажите, а к чему призывает орел лирического героя? (к свободе)

- Правильно, молодцы, ребята!

Запишите в тетради дату и тему урока: А. С. Пушкин. Детство. Лицейские годы. Вольнолюбивая лирика (Слайд №3)

4. Мини - лекция учителя. Детство.

- (Слайд № 4) Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего рода, оставившего яркий след в истории России.

Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» - Ибрагима Ганнибала.

(Слайд № 5) Прадед, выходец из Эфиопии, был сподвижником, приемным сыном и воспитанником Петра Великого.

(Слайд № 6) Дядя Александра, Василий Львович, сам был поэт.

- Раннему увлечению Александра Пушкина литературой способствовала и прекрасная домашняя библиотека. Светская жизнь родителей, блистание на балах матери, «прекрасной креолки», как называли ее в обществе, оставляли мальчику долгие часы одиночества. В нем развилась охота к чтению. И перед смертью, расставаясь со всем, что любил, Пушкин скажет книгам, окружавшим его на полках в кабинете: «Прощайте, друзья!»

Пушкин в детстве не был избалован теплотой родных, не был любимым сыном (мать больше любила младшего, Льва). Зато он был очень дружен с сестрой Ольгой, эта привязанность осталась на всю жизнь (Слайд № 7).

В детстве он был меланхоличен, молчалив. Впрочем, семейный круг дал Пушкину немало: блестящее знание русского языка, за которое его в Лицее прозвали «француз», увлечение театром, завсегдатаем которого был дядюшка Василий Львович, живые беседы о литературе в гостиной, куда были вхожи лучшие поэты того времени - В.А. Жуковский, К.Н.Батюшков и другие (Слайд №8).

Но близость к западноевропейской культуре в юном Пушкине сочеталась с интересом к русской старине и русскому языку. Рассказы бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, о былых временах, яркая речь няни, Арины Родионовны (Слайд №9), открыли маленькому Александру прелесть русского простонародного мира. Древний Кремль и поместье Захарово (подмосковное имение бабушки), где когда-то жил Борис Годунов, останавливались в недолгое время успехов Лжедмитрий и Марина Мнишек, делали русскую историю для Пушкина особенно живой.

Пушкин всегда ощущал свою кровную связь с Отечеством, с древними корнями: предки его были в старинные времена знамениты воинскими подвигами, государственными делами.

Особую связь чувствовал поэт с сердцем своей Родины – Москвой. (Слайд №10) В Москве его крестили в Елоховском соборе, продолжительное время семья занимает квартиру на Арбате. В Москве после ссылки читает Пушкин друзьям «Бориса Годунова». Из Москвы провожает в Сибирь к ссыльному мужу – декабристу М.Н.Волконскую, а с А. Г. Муравьевой передает ссыльным послания «И.И. Пущину» и «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…»). Здесь, в Москве, в церкви Старого Вознесения у Никитских ворот, венчался Пушкин 30 февраля 1831 года с Натальей Николаевной Гончаровой.

Взволнованно и возвышенно пишет он о Москве в «Евгении Онегине»:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

или

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!


Лицейские годы Пушкина приходятся на 1811 – 1817гг. (Слайд №11)

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын…

писал Пушкин впоследствии об этом уникальном учебном заведении, открытом в Царском Селе (под Петербургом) 19 октября 1811 года.

В России идею создать Лицей как высшее заведение для всех сословий предложил М.М.Сперанский, государственный деятель начала 19 века, образованный и прогрессивный человек (Слайд №12).

То было время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого нужны были «новые люди», как считал Сперанский и его единомышленники. Их они и стремились воспитать с помощью Лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну.

Девиз Лицея: «Для пользы общей» (Слайд №13).

Программа в основном гуманитарная: преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, «изящные искусства» (живопись, музыка и другие). Но учил Лицей и физике, математике, гимнастике, танцам – всему, что должно было сделать воспитанников широко образованными и светскими людьми (Слайд №14).

Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувства гражданской чести, служения Отечеству. Среди педагогов были люди, близкие по своим взглядам к революционным дворянским обществам. Это и Куницын, о котором тепло вспоминал Пушкин, и первый директор Лицея В. Ф. Малиновский (Слайд №15), и другие.

Первенцы Лицея вполне оправдали надежды его создателей и педагогов.

В день открытия Лицея в Царском Селе профессор Куницын произнес патриотическую речь, призывающую питомцев служить Отчизне. А они были совсем малы тогда, одиннадцати – тринадцати лет, и вечером этого торжественного дня играли в снежки.

Так начались годы радостной учебы и дружбы для Александра Пушкина и других воспитанников Лицея: И.И. Пущина, В.К.Кюхельбекера, А.А.Дельвига…(Слайд№ 16).

Шесть лет провели они здесь, в Царском Селе. Лицей стал их домом на все эти годы.

И за долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в их умы и сердца. Здесь из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой ясный и светлый взгляд на мир и людей. Сначала это были впечатления от искусства и природы Царского Села – нарядных, в зелени, дворцовых зданий, роскошных парков, украшенных прудами, беседками, скульптурой. Все это будило поэзию:

В те дни, в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться Муза стала мне.

(из «Евгения Онегина»)

(Слайд№ 17) В Царское Село, в мир придворный, шли вести из большого мира, где кипели события. И эти вести доходили до лицеистов:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас.

Так, обращаясь к товарищам, вспоминал позже Пушкин о «грозе 12 –го года», когда они, лицеисты, ощутили свою кровную связь с Россией, делили с ней тревоги и радости.

(Слайд№ 18) В «лицейской республике» тем временем шла своя жизнь. Здесь все были равны.

Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из них. Но однажды, зимним морозным днем января 1815 года, лицеисты поняли, что их курчавый товарищ стал иным. Он их перерос (Слайд № 19).

Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом в парадном зале Лицея, рассеянно слушая мальчиков, выходивших на середину зала и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся: он услышал Пушкина, его «Воспоминания в Царском Селе». Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт смуглого юношу, который тут же убежал. После экзамена министр просвещения, обратившись к отцу Пушкина, сказал: «Я бы желал образовать Вашего сына также и в прозе». Седой Державин живо воскликнул: «Нет, оставьте его поэтом!»

Так (символически) решилась судьба Пушкина, которую он уже смутно начинал тогда осознавать.

Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив навсегда. Все это наполняло душу светлым, радостным чувством, которое не угасло никогда. Вспоминая в 1825 году свои лицейские годы, Пушкин писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

К кому же из них, лицейских своих друзей, обращался поэт в этих строках? Ближайшими на всю жизнь остались Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер.


5. Сообщения учащихся о лицейских друзьях Пушкина.

1. (Слайд № 20) Иван Пущин (расскажет Кавун Никита).

2. (Слайд № 21) Антон Дельвиг (расскажет Михалева Екатерина).

3. (Слайд № 22) Вильгельм Кюхельбекер (расскажет Комович Екатерина).

6. Слово учителя.

1) Такими одаренными, умными, отзывчивыми, честными были ближайшие из товарищей Пушкина, вместе с ним пришедшие в Лицей в октябре 1811 года и оставшиеся для него навсегда верными друзьями. Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы, - помнили «лицейское братство», хранили каждый по–своему верность мечтам юности, «лицейскому духу», своим наставникам. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея 19 октября. Пушкин посвятил этому празднику не одно стихотворение.

2) (Слайд № 23) Одной из важнейших тем лирики Пушкина является тема свободы. Свобода для Пушкина – это высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования.

Свобода – основа дружбы.

Свобода – условие творчества.

Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона.

Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы.

Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817–1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом – предметом «похвального слова» («…Хочу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей…») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»).

7. (Слайд № 24) Чтение и анализ стихотворений (работа в группах, учащиеся около 5-7 минут готовятся).

1 группа:  Стихотворение «К Чаадаеву» (Слайд № 25)

- Определите жанр и композицию стихотворения (Само название указывает на жанр стихотворения – это послание. Жанр определяет и композицию – стихотворение построено в форме обращения к другу: «…Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»)

- Какой характер носит стихотворение? (Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью).

- Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? (Причина – в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе. Перечитаем конец стихотворения:

                Товарищ, верь: взойдет она,

                Звезда пленительного счастья,

                Россия вспрянет ото сна,

                И на обломках самовластья

                Напишут наши имена!

Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, – все это создается особыми средствами словесного выражения).

- Как понимается свобода в этом стихотворении? (Свобода и здесь предстаёт как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны…призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)

- В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения? («Россия вспрянет ото сна»).

– Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)


2 группа:  Ода «Вольность» (Слайд № 26)

- Как в этом стихотворении «работают» законы жанра? (Подчиняясь требованиям жанра, поэт пишет оду в высоком стиле (торжественная интонация и декламационная ораторская речь с риторическими вопросами и патетическими восклицаниями):

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица! 

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?)

- Какова тема оды? ( Тема оды - протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств:

 «Самовластительный злодей! 

Тебя, твой трон я ненавижу, 

Твою погибель, смерть детей 

С жестокой радостию вижу. 

Читают на твоем челе 

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы, 

Упрек ты Богу на земле »)

- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения

(«…Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона…».

Пушкин призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны народ и царь. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы).

- Что является основой свободы по Пушкину? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.)

- Чем заканчивается ода? (Тираноборческий пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» - призывом, обращённым к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станет вечной стражей трона

Народов вольность и покой.)


3 группа:  стихотворение «Деревня» (1819) (Слайд № 27)

- Какова тема этого стихотворения? (Тема свободы русского крестьянства, свободы от крепостного права).

- Сформулируйте основную мысль «Деревни» (Основную мысль стихотворения можно сформулировать так: (Поэт мечтает положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами).

- В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы? (В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчёркивает, что приезд в деревню – акт его воли).

- Почему автор предпочитает деревню городу? (Он предпочёл спокойную деревенскую жизнь с её «мирным шумом дубрав» и «тишиной полей» суетной городской жизни с порочным двором Цирцей, «роскошными пирами», забавами и заблуждениями. Город – это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещённой мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить»).


8. Подведение итогов. Рефлексия

- Мы прослушали три произведения Пушкина. Казалось бы они все разные: послание другу, призыв к власть имущим и мечта о свободе крестьян.

- Я думаю, что вы согласитесь со мной что эти все произведения подвластны одной теме, теме свободы.

- Давайте сформулируем вывод: для Пушкина свобода – это…(Свобода – это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя). (Слайд № 28)


(Слайд № 29)

- Итак, ребята, мы сегодня более глубоко познакомились с лицейским периодом жизни А.С.Пушкина и изучили некоторые произведения вольнолюбивой лирики поэта. Скажите, вы удовлетворены полученными знаниями?

- Какое из трех стихотворений вам наиболее понравилось?

- Чем?

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть, подготовить анализ стихотворения.

 



































Приложение


Задания для работы в группах


1 группа:  Стихотворение «К Чаадаеву»

- Определите жанр и композицию стихотворения.

- Какой характер носит стихотворение?

- Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»?

- В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

- Что возникает в финале стихотворения?






Приложение


Задания для работы в группах


2 группа:  Ода «Вольность»

- Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

- Какова тема оды?

- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

- Что является основой свободы по Пушкину?

- Чем заканчивается ода?







Приложение


Задания для работы в группах


3 группа:  стихотворение «Деревня» (1819)

- Какова тема этого стихотворения?

- Сформулируйте основную мысль «Деревни»

- В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы?

- Почему автор предпочитает деревню городу?


1 группа:  Стихотворение «К Чаадаеву»

- Определите жанр и композицию стихотворения (Само название указывает на жанр стихотворения – это послание. Жанр определяет и композицию – стихотворение построено в форме обращения к другу: «…Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»)


- Какой характер носит стихотворение? (Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью).


- Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? (Причина – в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе. Перечитаем конец стихотворения:

                Товарищ, верь: взойдет она,

                Звезда пленительного счастья,

                Россия вспрянет ото сна,

                И на обломках самовластья

                Напишут наши имена!

Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, – все это создается особыми средствами словесного выражения).


- Как понимается свобода в этом стихотворении? (Свобода и здесь предстаёт как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны…призыванье». Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы – такое же «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами» нетерпеливой души.)


- В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения? («Россия вспрянет ото сна»).

– Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)



2 группа:  Ода «Вольность»

- Как в этом стихотворении «работают» законы жанра? (Подчиняясь требованиям жанра, поэт пишет оду в высоком стиле (торжественная интонация и декламационная ораторская речь с риторическими вопросами и патетическими восклицаниями):

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица! 

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?)


- Какова тема оды? ( Тема оды - протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств:

 «Самовластительный злодей! 

Тебя, твой трон я ненавижу, 

Твою погибель, смерть детей 

С жестокой радостию вижу. 

Читают на твоем челе 

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы, 

Упрек ты Богу на земле »)


- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения

(«…Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона…».

Пушкин призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны народ и царь. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы).


- Что является основой свободы по Пушкину? (Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и «стыд природы», нарушение божественной гармонии.)


- Чем заканчивается ода? (Тираноборческий пафос сливается в «Вольности» с апелляцией к разуму монархов, к чувству самосохранения. Пушкин завершает оду «поучением» - призывом, обращённым к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станет вечной стражей трона

Народов вольность и покой.)

3 группа:  стихотворение «Деревня» (1819)

- Какова тема этого стихотворения? (Тема свободы русского крестьянства, свободы от крепостного права).


- Сформулируйте основную мысль «Деревни» (Основную мысль стихотворения можно сформулировать так: (Поэт мечтает положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами).


- В чём отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы? (В «Деревне» заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского «присутствия». В «Вольности» к миру обращается поэт – глашатай вечных истин, «друг человечества». В «Деревне» образ автора-поэта конкретнее: он подчёркивает, что приезд в деревню – акт его воли).


- Почему автор предпочитает деревню городу? (Он предпочёл спокойную деревенскую жизнь с её «мирным шумом дубрав» и «тишиной полей» суетной городской жизни с порочным двором Цирцей, «роскошными пирами», забавами и заблуждениями. Город – это «суетные оковы», мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещённой мудрости «оракулов веков». Именно в деревне, где суету сменяет «праздность вольная, подруга размышленья», поэт учится «свободною душой Закон боготворить»).























«Деревня» Александр Пушкин

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой - я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.


Я твой - люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда...


Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца - в величии неправом.


Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.


Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?
























К ЧААДАЕВУ

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

















ВОЛЬНОСТЬ(ОДА)

Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.


Открой мне благородный след
Того возвышенного галла,
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!


Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.


Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит


И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;


Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.


И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову,
О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.


Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира...
И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.


Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.


Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —


И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.


Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...

О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.


И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А. С. Пушкин. Детство. Лицейские годы. Вольнолюбивая лирика (9 класс)

Автор: Гечер Светлана Михайловна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства