kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П.Платонов «Возвращение». Идея рассказа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 8 классе по учебнику - хрестоматии "Литература 8 класс"/авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин./- Москва:Просвещение, 2013. Данный урок направлен на формирование базовых способностей понимания художественного текста, чему способствует использование на уроке различных видов работ (схематизация, групповая работа по заполнению таблиц, работа в парах, проблемные воросы и т.д).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П.Платонов «Возвращение». Идея рассказа. »







Открытый урок литературы в 8 классе

по формированию базовых способностей

понимания художественного текста

(по рассказу А.П.Платонова «Возвращение»).











учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Нефтеюганска

Туруевой Светланы Алексеевны.















г. Нефтеюганск

2015год



Тема: А.П.Платонов «Возвращение». Идея рассказа.

Цели:

Образовательные:

- совершенствовать умение анализировать художественное произведение, оценить авторскую позицию и образно – символическую насыщенность повествования,

- исследовать проблему разобщенности войной,

- выявить причины разрушения духовной связи между родными людьми, выяснить нравственные основы, определяющие способность человека жить в мудром согласии с самим собой, с семьей. Развивающие:

- развивать наблюдательность и аналитичность;

- развивать ассоциативное и творческое мышление;

- развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

- формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, нетерпимость к самолюбию, чувство единения с родными людьми.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Организационный момент


Приветствие, настрой на урок

Вступительное слово учителя.

-Совсем скоро мы отмечаем величайший праздник - День Победы – праздник жизни, отмечаемый со слезами на глазах.

приветствие






2. Просмотр фрагмента видео хроники Победы (слайд 1).











3. Работа с названием рассказа (символический смысл текста).

- Какими эпитетами вы бы назвали возвращение с войны?


На доске появляется схема:


Война Мир (дом)


- Как вы думаете, когда закончилась ВОВ, так ли легко на самом деле было возвращаться солдатам с войны, как мы это представляем?


-Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу А.П.Платонова .

- С чего начинается произведение?

(Заголовок – окошко для взгляда вперёд:

Посмотри и подумай – что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова,

Эти слова – всему голова.)

(Слайд 2)

- Как вы поняли смысл названия рассказа «Возвращение»?

(Слайд 3)



На доске появляется запись-схема:

Возвращение



к семье к себе

прежнему

к мирной жизни


- счастливое, долгожданное, стремительное,… (ДОСКА)






-наверное, нет, о чём свидетельствует рассказ, «Возвращение», прочитанный дома.



- С названия.







Высказывают свои версии











4. Схематизация

- Алексей Алексеевич Иванов возвращается с войны. Нарисуйте в группах схему его возвращения, описанного А.Платоновым.

(-Сколько времени это заняло?

- А сколько должно было? (телеграмма)).


- Представьте работу групп у доски.

(Учитель корректирует схемы)


(Часть-----станция-----город Маши---дом)

- Как, по-вашему, почему у нашего героя не получилось такого же стремительно-радостного возвращения?

На листах А3, работая в группах, схематизируют возвращение героя. (3-5 мин)





-представляют результаты работы в группах.


-вычитывают из текста цитаты, доказывающие ответы: «чувствовали себя осиротевшими без армии»


5. Работа в группах (композиционно-позиционный план возвращения героя).

-Почему трудно было покидать часть Иванову?

(фиксирую на доске: часть - семья)

-Тогда как же настоящая семья? Найдите в тексте, как ждали Иванова в семье?

- А герой испытывал радость возвращения?

- «что-то» - это ЧТО? (Слайд 4)


- Какие чувства испытывает Иванов к жене, сыну, дочке?

Найдите в тексте в тексте, работая в парах, слова, говорящие об этом, сделайте вывод 2-3 словами. (Слайд 5)


-часть за 4 года войны стала семьей, однополчане – родными

- вычитывают цитаты из текста рассказа

- Нет. В рассказе есть строки: «Но что-то мешало чувствовать радость своего возвращения всем сердцем».

Работают в парах:

1пара – Иванов – Любовь Васильевна;


2 пара – Иванов – Петрушка;


3 пара – Иванов Настенька


6. Выявление конфликта произведения.



























































7. Позиция автора.






8. Выход на проблему.



















9. История издания рассказа.

На доске фиксирую высказывания уч-ся: (Слайд 6)

Иванов

Жена +

Сын +

Дочь +

Любил, но ревновал к Семёну Евсеевичу, обвинил в измене






« - »

«равнодушен», раздражен (сын занял его место)

стр. 184

«испытывает робость, глядя на сына»




« - »

Больше нравилась маленькая крохотная Настя, но «не по-доброму улыбнулся» (ревновал к Семёну Евсеевичу)

« - »


-Почему Иванов испытывает отрицательные чувства ко всем членам своей семьи?

-Можно ли С.Е назвать основной причиной негативных эмоций (конфликта ) А.А.?



-Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения: нет конфликта-нет сюжета.


-Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, внутренний конфликт.


-Если причина не только в нем, то в ком? Чём?


- Самолюбие задето, причём, безосновательно, до такой степени, что герой уходит из дома, из семьи, не попрощавшись ни с кем, только целует спящую Настю («сердце ожесточилось, нет прощения» - стр. 186).


-Чем Платонов заканчивает свое повествование? (Слайд 7)


-В чём разница между возвращениями?

(Слайд 8)


Возвращение

I

II

Физическое +


Духовное -

Духовное +


Физическое +


- Возвращений 2, а название рассказа в единственном числе. Почему?


Да, мало победить в войне (Алексей – защитник), важно еще суметь вернуться к себе прежнему, переступив через собственное эго. Это и есть ЭТАП ВЗРОСЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ.


Дописываю схему-запись «Возвращение».

(Слайд 9)

- Вспомните начало урока, каким нам представлялось возвращение солдат с ВОВ?

-Почему тогда А.Платонов показал его таким трудным, мучительным, долгим?






-Это проблема одной семьи? Докажите.




- Действительно, эта проблема была настолько злободневной, «обнажающей» правду жизни, что рассказ, написанный в конце 1945 года, был напечатан лишь в 1946 году под названием «Семья Ивановых», пережив резкие нападки советской литературной критики во времена сталинского режима. Главный персонаж Иванов совсем не похож на идеального героя – честного, благородного, самоотверженного. Это человек, душа которого надломлена войной, сердце зачерствело, а разумом руководят тщеславие и честолюбие. Платонов в своем рассказе обнажает обратную сторону победы, тяжелые раны, нанесенные войной каждой семье, раны, которые трудно излечить.

А под итоговым названием «Возвращение» рассказ издан лишь в 1962 году, почти через 10 лет после смерти писателя.




Выступление уч-ся

(приложение 1)














-Осудить легче, чем понять.

Дома он чувствует себя чужим и бесполезным, Иванов понимает, что нужно взять жизнь жены и детей в свои руки, и принимать самостоятельные решения, а не выполнять служебные приказы. Это пугает его, он думает только о своем болезненном эго и, выгораживая себя и свое желание бросить дом и связанные с ним трудности, он делает виноватыми жену и детей – в том, что жена поддалась минутной слабости и не была верна, старший сын всем заправляет и командует в доме, а маленькая дочь не признает отца и предпочитает ему дядю Семена.


- в «самолюбии» героя Иванова (стр. 187) – конфликт внутри самого героя.





- вторым возвращением.












- по-настоящему герой смог вернуться домой только тогда, когда «обнажилось сердце», т.е стало открытым любви, победив собственное самолюбие.

В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение Иванова к самому себе и к своему дому.




-счастливым, весёлым,….

- Горькая правда жизни.

Автор показал проблему перехода от войны к мирной жизни. (ДОСКА - 1 схема)





- Нет, об этом говорит даже фамилия семьи – Ивановы – типичная русская фамилия, это проблема людей в целом.


10. Рефлексия.





11. Домашнее задание.







12. Итог урока.

-Изменились ли ваши первоначальные представления о возвращении солдат с войны?

-Что нового для себя открыли?



(Слайд 10)

Написать продолжение рассказа – ответ на вопросы:

-Как сложится судьба героев?

-Что скажет Иванов детям и жене после II возвращения?


-Закончить урок хочется словами А.П.Платонова: «Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца, согревающего своим теплом». (И не важно: военное или мирное это время). (Слайд11)


Спасибо за урок!



Отвечают на вопосы.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П.Платонов «Возвращение». Идея рассказа.

Автор: Туруева Светлана Алексеевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства