2. Просмотр фрагмента видео хроники Победы (слайд 1). 3. Работа с названием рассказа (символический смысл текста). | - Какими эпитетами вы бы назвали возвращение с войны? На доске появляется схема: Война Мир (дом) - Как вы думаете, когда закончилась ВОВ, так ли легко на самом деле было возвращаться солдатам с войны, как мы это представляем? -Сегодня мы продолжаем работу, начатую на прошлом уроке по рассказу А.П.Платонова . - С чего начинается произведение? (Заголовок – окошко для взгляда вперёд: Посмотри и подумай – что тебя ждёт. Заголовок – это не просто слова, Эти слова – всему голова.) (Слайд 2) - Как вы поняли смысл названия рассказа «Возвращение»? (Слайд 3) На доске появляется запись-схема: Возвращение к семье к себе прежнему к мирной жизни | - счастливое, долгожданное, стремительное,… (ДОСКА) -наверное, нет, о чём свидетельствует рассказ, «Возвращение», прочитанный дома. - С названия. Высказывают свои версии |
4. Схематизация | - Алексей Алексеевич Иванов возвращается с войны. Нарисуйте в группах схему его возвращения, описанного А.Платоновым. (-Сколько времени это заняло? - А сколько должно было? (телеграмма)). - Представьте работу групп у доски. (Учитель корректирует схемы) (Часть-----станция-----город Маши---дом) - Как, по-вашему, почему у нашего героя не получилось такого же стремительно-радостного возвращения? | На листах А3, работая в группах, схематизируют возвращение героя. (3-5 мин) -представляют результаты работы в группах. -вычитывают из текста цитаты, доказывающие ответы: «чувствовали себя осиротевшими без армии» |
5. Работа в группах (композиционно-позиционный план возвращения героя). | -Почему трудно было покидать часть Иванову? (фиксирую на доске: часть - семья) -Тогда как же настоящая семья? Найдите в тексте, как ждали Иванова в семье? - А герой испытывал радость возвращения? - «что-то» - это ЧТО? (Слайд 4) - Какие чувства испытывает Иванов к жене, сыну, дочке? Найдите в тексте в тексте, работая в парах, слова, говорящие об этом, сделайте вывод 2-3 словами. (Слайд 5) | -часть за 4 года войны стала семьей, однополчане – родными - вычитывают цитаты из текста рассказа - Нет. В рассказе есть строки: «Но что-то мешало чувствовать радость своего возвращения всем сердцем». Работают в парах: 1пара – Иванов – Любовь Васильевна; 2 пара – Иванов – Петрушка; 3 пара – Иванов Настенька |
6. Выявление конфликта произведения. 7. Позиция автора. 8. Выход на проблему. 9. История издания рассказа. | На доске фиксирую высказывания уч-ся: (Слайд 6) Иванов Жена + | Сын + | Дочь + | Любил, но ревновал к Семёну Евсеевичу, обвинил в измене « - » | «равнодушен», раздражен (сын занял его место) стр. 184 «испытывает робость, глядя на сына» « - » | Больше нравилась маленькая крохотная Настя, но «не по-доброму улыбнулся» (ревновал к Семёну Евсеевичу) « - » | -Почему Иванов испытывает отрицательные чувства ко всем членам своей семьи? -Можно ли С.Е назвать основной причиной негативных эмоций (конфликта ) А.А.? -Конфликт – основа развития сюжета любого эпического произведения: нет конфликта-нет сюжета. -Это конфликт внешний, который лежит на поверхности, мы сразу его видим, читая рассказ, но за ним стоит более глубокий, внутренний конфликт. -Если причина не только в нем, то в ком? Чём? - Самолюбие задето, причём, безосновательно, до такой степени, что герой уходит из дома, из семьи, не попрощавшись ни с кем, только целует спящую Настю («сердце ожесточилось, нет прощения» - стр. 186). -Чем Платонов заканчивает свое повествование? (Слайд 7) -В чём разница между возвращениями? (Слайд 8) Возвращение I | II | Физическое + Духовное - | Духовное + Физическое + | - Возвращений 2, а название рассказа в единственном числе. Почему? Да, мало победить в войне (Алексей – защитник), важно еще суметь вернуться к себе прежнему, переступив через собственное эго. Это и есть ЭТАП ВЗРОСЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. Дописываю схему-запись «Возвращение». (Слайд 9) - Вспомните начало урока, каким нам представлялось возвращение солдат с ВОВ? -Почему тогда А.Платонов показал его таким трудным, мучительным, долгим? -Это проблема одной семьи? Докажите. - Действительно, эта проблема была настолько злободневной, «обнажающей» правду жизни, что рассказ, написанный в конце 1945 года, был напечатан лишь в 1946 году под названием «Семья Ивановых», пережив резкие нападки советской литературной критики во времена сталинского режима. Главный персонаж Иванов совсем не похож на идеального героя – честного, благородного, самоотверженного. Это человек, душа которого надломлена войной, сердце зачерствело, а разумом руководят тщеславие и честолюбие. Платонов в своем рассказе обнажает обратную сторону победы, тяжелые раны, нанесенные войной каждой семье, раны, которые трудно излечить. А под итоговым названием «Возвращение» рассказ издан лишь в 1962 году, почти через 10 лет после смерти писателя. | Выступление уч-ся (приложение 1) -Осудить легче, чем понять. Дома он чувствует себя чужим и бесполезным, Иванов понимает, что нужно взять жизнь жены и детей в свои руки, и принимать самостоятельные решения, а не выполнять служебные приказы. Это пугает его, он думает только о своем болезненном эго и, выгораживая себя и свое желание бросить дом и связанные с ним трудности, он делает виноватыми жену и детей – в том, что жена поддалась минутной слабости и не была верна, старший сын всем заправляет и командует в доме, а маленькая дочь не признает отца и предпочитает ему дядю Семена. - в «самолюбии» героя Иванова (стр. 187) – конфликт внутри самого героя. - вторым возвращением. - по-настоящему герой смог вернуться домой только тогда, когда «обнажилось сердце», т.е стало открытым любви, победив собственное самолюбие. В момент духовного прозрения и состоялось настоящее возвращение Иванова к самому себе и к своему дому. -счастливым, весёлым,…. - Горькая правда жизни. Автор показал проблему перехода от войны к мирной жизни. (ДОСКА - 1 схема) - Нет, об этом говорит даже фамилия семьи – Ивановы – типичная русская фамилия, это проблема людей в целом. |