kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П. Чехов "Пересолил", "Лошадиная фамилия". Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан в рамках проведения открытых уроков.Данна яразработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес. На уроке использовались разнообразные формы и методы работы. Использовалась презентация, фонохрестоматия. Урок рассчитан на учащихся средних способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов "Пересолил", "Лошадиная фамилия". Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. »

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.


  1. Цель урока: познакомить с биографией А.П.Чехова, его юмористическими рассказами, ввести понятие « юмористическая ситуация».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика


1

Организацион-ный

момент.

Целеполагание

Сегодня на уроке мы познакомимся с юмористическими рассказами А.П.Чехова.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем,

рассматривают иллюстрации.



2

Актуализация знаний


Вспомните произведения Чехова, которые вы читали ранее?

Вспоминают рассказы, прочитанные ранее и самостоятельно.

-«Каштанка», «Налим» и др.


3
















































































































































































Введе-ние нового ма-териала

1.Лекция учителя. Демонстрация иллюстраций.

А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге.

«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, - пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, - Бог благословил многочисленной семьёй - у них было пятеро сыновей и одна дочь». Природа богато одарила детей Чеховых. Александр стал писателем, Михаил – знаменитым актёром и режиссёром, Николай - художником, Иван – оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте. В 1879 году Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов. Подписывал Чехов свои миниатюры не своей фамилией, а псевдонимами: Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Рувер, Крапива, Уллис. Работа в журналах научила Чехова оттачивать мастерство, научила в малую форму уместить глубокое содержание. В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово. Писатель так обосновал своё решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа». Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворённость собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства.

2. Чтение рассказа «Лошадиная фамилия».

3. Беседа по рассказу.

  1. Почему рассказ называется юмористическим?

  2. Укажите моменты, которые делают рассказ смешным.

  3. Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Докажите эту мысль, обратившись к речи героев.

  4. С какой целью приходит приказчик к генералу?

  5. Как лечит Яков Васильевич? Это возможно? А приказчик верит в это?

  6. Почему генерал соглашается писать акцизному?

  7. Что высмеивает здесь Чехов?

  8. Какими приёмами автор добивается смеха? Кто принимает участие в придумывании фамилии акцизного?

  9. Вспоминает ли приказчик фамилию?

  10. Почему это так разозлило генерала?

  11. А фамилия оказалась действительно лошадиной? Не кажется ли вам, что финал неожиданный?


Комментарий учителя. Краткость является отличительной особенностью чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов. Точность и краткость стиля были для Чехова мерилом художественности. Одним из проявлений краткости является быстрое на-чало и неожиданный финал его произведений.  Чехов любил и часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки («В конце бью читателя по морде», — писал он в письме).


  1. В какой части рассказа действие начинается?

  2. Какие особенности речи характерны для героев? Речь автора отличается от речи героев?

  3. Подробно ли описывается происходящее? Предложения длинные?

  4. В каких словах автора можно найти элементы оценки?

  5. Каким можно назвать чеховский смех в рассказе — добродушным, унич-тожающим, снисходительным?

  6. Что же такое, по-вашему, юмористическая ситуация?

























Учитель делает вывод, выслушав ответы учеников.

5. Рассмотрите иллюстрации к рассказам Чехова. (Слайды) Удалось ли, на ваш взгляд, художникам передать основную мысль рассказа?


6. Прослушивание фрагмента аудиотекста рассказа «Пересолил».

7.Беседа по рассказу «Пересолил». Дома вы прочитали рассказ «Пересолил».

  1. Что показалось вам смешным?

  2. Чего боялся землемер?

  3. Одним из приёмов создания комического является окарикатуривание или преувеличение какой-либо черты характера до карикатурных размеров. Какое качество становится предметом окарикатуривания у Чехова?

  4. Как Чехов показывает, что землемер трусит?

  5. Обратите внимание на то, что герой думает об одном, а говорит совсем другое. Такое несоответствие слов и поведения, внутреннего состояния и поведения вызывает комический эффект.

  6. Прочитайте фрагмент текста, который рассказывает о неожиданном повороте в развитии сюжета. (Кульминация).

  7. Над чем смеётся Чехов?

  8. Почему рассказ называется «Пересолил»?


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем,

рассматривают иллюстрации.









Отвечают на вопросы, анализируют текст, пересказывают фрагменты текста.

  1. Он вызывает весёлое, доброе настроение, улыбку.

  2. Источником смешного является поведение героев и детали их внешнего облика, их речь, исходная ситуация (генерал соглашается «заговорить» зубы по телеграфу).

  3. Это прежде всего относится к речи приказчика, например: «пошепчет, поплюет — и как рукой», «заговаривает зубы — первый сорт», «…в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормится…», «Ежели которые из других городов, то по телеграфу…» и др.

  4. Советовать.

  5. По телеграфу.

  6. Нет выбора.

  7. Глупость.

  8. Смешны предлагаемые варианты «лошадиных» фа-милий:

Кобылин, Жеребцов, Лошаков, Жеребкин, Коренников, Лоша-девич, Жеребкович, Кобыля-ский и др.

  1. Нет.

  2. Мучения были напрасны.

  3. Финал является неожиданным, потому что фамилия совсем не лоша-диная. Действие стре-мительно заканчивается: «Приехал доктор и вырвал больной зуб».


  1. У отставного генерал-майора Булдеева раз-болелись зубы». Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось.

  2. Речи приказчика, например: «пошеп-чет, поплюет — и как рукой», «загова-ривает зубы — первый сорт», «...в Саратове у тещи живет… Только зубами и кормит-ся…», «Ежели которые из других городов, то по те-леграфу…» и др.

  3. Нет.

  4. …«тупо поглядел», «дико улыбнулся», «бешеная собака» и др.

  5. Это смех доб-родушный над мелкими слабостями людей: боязнью зубной боли генерала, легковерием при-казчика и его надеждой на чудодействен-ные средства. Это смех над тем, что смешно, забавно, но не опасно.

  6. Ответы учащихся.

Учащиеся фиксируют в тетради теорию.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями.





Прослушивают фрагмент рассказа и оценивают художесвенное чтение.

Отвечают на вопросы.

- Глеб Гаврилович, струсив, так запугал Клима, что тот убежал, а Глеб Гаврилович вынужден был просидеть ночь в лесу.


3. трусливость

4. придумывает всякие истории (револьверы и т.д.)









5.

Подве-дение итогов

Фронтальный опрос по биографии и творчеству Чехова.

-В какой семье вырос Чехов?

-Что оказало влияние на его духовное развитие?

-Какие особенности характера Чехова помогли ему стать замечательным мастером юморис-тических произведений?

-Что потеряла бы Россия и русские люди, если бы Чехов стал врачом, а не писателем?

-Как подписывал Чехов свои произведения? Почему?

-Над чем смеётся писатель в своих рассказах?

-Почему его рассказы можно назвать юмористическими?

-Что такое юмористическая ситуация?

Слово учителя.

-Закончить наш урок хотелось бы следующими словами: самый здоровый смех – над самим собой. А самый нехороший – смех над физическими недостатками. Этот смех к юмору никакого отношения не имеет.


Отвечают на вопросы учителя.


Юмор - вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений.



6.

Домашнее зада-ние

Не знаю….



Записывают задание.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурылова Эмилия Васильевна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства