Тема урока : А.Н. Плещеев. Весна.
Цели урока : 1. Ознакомить учащихся с творчеством поэта, со
стихотворениями Плещеева.
2. Развивать навыки правильного, выразительного
чтения.
Задачи урока : - обогатить словарный запас детей ;
- развивать память, наблюдательность, воображение;
- прививать любовь к природе, музыке и изобразитель-
ному искусству, к русской словесности.
Оборудование : интерактивная доска, портрет А.Н.Плещеева,репро-
дукции с картин русских художников, портрет.П.И.
Чайковского, аудиозапись музыки «Апрель»,раздаточ-
ный материал.
Х о д у р о к а.
- Организационный момент.(раздать листы «самооценок»)
- Опрос и проверка домашнего задания ( стихотворение А.С.Пушкина «Весна», наизусть )
- Актуализация знаний. Введение в тему урока.
Литературная разминка ( слайд №1 )
Задание : вставить пропущенное слово в данный текст.
Я - ……………- красна бужу землю ото сна
Наполняю соком почки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход !
Беседа : - Назовите ключевое слово.
- Определите литературный жанр произведения
- Кто может сформулировать тему урока ( ответы детей)
- Подготовка к восприятию текста.
- Изучение нового материала.
- Чем отличаются стихи от прозы? ( Рифма,ритм )
- Кто может предположить с какой целью читают стихи?
( Получить удовольствие, почувствовать настроение )
- Сегодня мы познакомимся с произведениями русского поэта А.Н.
Плещеева.
Слайд №2. ( портрет А.Н. Плещеева Текст «А.Н.Плещеев родился в 1825 году в Таганроге, детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась мать поэта Елена Александровна. Плещеев является автором многих детских стихотворений,которые стали хрестоматийными. »
Стихотворение, которое мы будем сегодня изучать называется «Весна». По названию стихотворения можем ли мы предположить о чем расскажет поэт? Что описывает автор?
Чтение стихотворения учителем ( наизусть )
Проверка первичного восприятия.
Беседа по вопросам : -Оправдались ли Ваши предположения,
Словарная работа. ( слайд №3 )
Лазурь - светло-синий цвет, синева
Повеять – есу, желпу
Миновала – прошла
Беседа по вопросам
- Какие картины весны наблюдает автор?
- С каким настроением говорит автор о них ?
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения ?
-Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
Теперь, когда мы постарались понять настроение автора, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
Работа над выразительностью чтения.
( Проговаривание слов хором и индивидуально, объяснение знаков препинания )
Слайд №4 «Самостоятельная работы»
( Выписать из текста весенние слова )
Беседа по вопросам : Какие слова помогают нам понять,что весна уже наступила ? Какя птица первой возвещает нам о приходе весны ?
Гость урока – учитель биологии Мырзалиева Н.М. ( рассказ о соловье, демонстрация альбома )
- Ребята, как вы думаете, кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы ? ( музыка )
Слайд №5 Петр Ильич Чайковский ( портрет)
Прослушивание произведения композитора «Апрель» ( беседа по окончании музыки )
- Что удалось передать композитору этой мелодией ? ( красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды… )
- Как называется такое состояние природы ? (пробуждение )
- Какие строки их стихотворения Плещеева подходят к музыкальному произведению? Почему автор назвал произведение «Апрель»?
Слайд №6 Текст «Родина слова «апрель» является Древний Рим, оно означает теплый, солнечный. Апрель- снегогон.»
Весна пробуждает не только природу, но и душу человека.
Красоту родной природы особенно чувствуют художник.
Слайд №7 «Репродукции с картин русских художников»
Беседа по вопросам : Какие признаки весны, указанные в стихотворении поэта Плещеева, можно увидеть на репродукциях с картин. Какое настроение, какие чувства хотели передать художники ? Что заинтересовало вас в этих картинах ?
Составление кластера :
Чувства человека можно передать :
- с л о в а м и
- м у з ы к о й
-к р а с к а м и
Обратная связь
- На нашей доске стоит одинокое дерево, у него голые ветви, ему очень грустно. Но мы можем ему помочь,если подарим ему зеленые листочки. Ребята, если наш урок принес вам весеннее настроение, вы можете подарить свою радость этому дереву. ( Ребята дарят дереву зеленые листочки )
Итог урока ( озвучивание самооценок ребят, проставленных на листах )
Домашнее задание : 1. Стихотворение «Весна»,наизусть
Творческое задание : нарисовать картину о весне.