kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Н.Островский "Гроза" (анализ 1-го действия)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является первым уроком из цикла изучения драмы "Гроза" А.Н.Островского в 10-м классе. К уроку прилагается презентация, в которой представлены фотографии актеров, выступавших в спектаклях по пьесе "Гроза", что позвояет учащимся познакомиться с внешней характеристикой героев драмы и представлять героев драмы в адльнейшем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема»

Тема: А.Н.Островский драма «Гроза» (анализ 1 действия пьесы)

Цели уроки:

  1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.

  2. Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.

  3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.)

3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.

А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1-4 явления):

Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге).

Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.

– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш ).

Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?

Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5-6 явления) В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:

Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)

Почему Кабанова так ненавидит Катерину?

- Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?

пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.

В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.

1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?

б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?

2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?

б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?

3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?

б) Почему Варвара не поняла Катерину?

4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?

б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?

Опрос по группам.

4. Актуализация знаний: Составление таблицы.

Тема пьесы “Гроза”

Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Идея пьесы.

Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства.

Конфликты:

Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.

Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить?

Спасибо за урок!



Просмотр содержимого презентации
«urok_po_drame_groza»

ДРАМА ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

ДРАМА ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856—1857 гг.), но написана в 1859 году.  «Гроза», — как писал Добролюбов, — без сомнения, самое ре­шительное произведение Островского».

Драма «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856—1857 гг.), но написана в 1859 году. «Гроза», — как писал Добролюбов, — без сомнения, самое ре­шительное произведение Островского».

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года.  Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Премьера Грозы состоялась 2 декабря 1859 года.

Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой.

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.  Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».  Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н.А.Добролюбов.

Его статья «Луч света в тёмном царстве», написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство».

Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве». Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.  Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта. Катерина (Р.Нифонтова)

В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.

Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

Катерина (Р.Нифонтова)

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

Но из старого, где-то сурового воспитания, она переняла только то, что было близко её чистой, светлой душе. Любое явление у Катерины перерабатывается и оставляет особый отпечаток в душе. Вот почему она старалась осмыслить и облагородить всё в своей душе, пока не налегла на неё тяжёлая рука Кабанихи.

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера. Катерина (П.Стрепетова)

С точки зрения Кабановой, Катерина странная, но поэтому-то Катерина не может принять Кабанихиных взглядов. Под тяжёлой рукой свекрови нет простора её светлым мечтам. Поначалу из-за врожденного благородства и доброты Катерина постарается не нарушать мира и прав других. Но когда она поймёт, что ей нужна любовь и свобода, тут-то и проявится её сила характера.

Катерина (П.Стрепетова)

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством. Катерина (Р.Нифонтова)

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт Катерина кончает жизнь самоубийством.

Катерина (Р.Нифонтова)

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”. Кулигин (Маркушев)

Один из жителей города, Кулигин, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”.

Кулигин (Маркушев)

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

Все подчиняются, поэтому такие представители “темного царства”, как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.

ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»     Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.

ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим.

Кабаниха (В.Н. Пашенная) Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Про нее говорят, что она — ханжа, “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее. Иначе к ней относиться просто нельзя.

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Кабаниха (Н.Рыкалова)

Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют “цвет” городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди.

Кабаниха (Н.Рыкалова)

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими.  Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле.  Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой (М.Жаров)

Дикой , как и Кабанова, необразован. Всё делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими.

Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле.

Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство.

Дикой (М.Жаров)

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

В такой атмосфере «жестоких нравов» не может сформироваться гордый, свободный, честный человек, и поэтому каждого из героев пьесы можно назвать жертвой «тёмного царства».

Тихон (Д.С. Павлов) Ю.Бурыгина (Варвара)  Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад.

Тихон (Д.С. Павлов)

Ю.Бурыгина (Варвара)

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад.

Тихон подавлен, жалок, обезличен.  Его не то что любить – уважать нельзя. Тихон (Садовский)

Тихон подавлен, жалок, обезличен.

Его не то что любить – уважать нельзя.

Тихон (Садовский)

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь.

Тихон любит Катерину, но не смеет проявлять эту любовь.

"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." — признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате.

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Ю.Бурыгина (Варвара)

Варвара не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести.

Ю.Бурыгина (Варвара)

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится.

Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было".

Ю.Бурыгина (Варвара)

Варвара (О.Хорькова)  Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.

Варвара (О.Хорькова)

Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому.

Борис (В.Бабятинский) Борис (Н.Афанасьев) Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. . Он сам говорит о себе:

Борис (В.Бабятинский)

Борис (Н.Афанасьев)

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич.

. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается (

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь").

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

Драма носит название “Гроза” потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением. В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла: под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.

«Гроза» в постановке Малого театра. Катерина (Г.Кирюшина)

«Гроза» в постановке Малого театра.

Катерина (Г.Кирюшина)

Катерина (Г.Кирюшина)

Катерина (Г.Кирюшина)

Катерина (Г.Федотова) Катерина (П.Стрепетова)

Катерина (Г.Федотова)

Катерина (П.Стрепетова)

Сергей Сергеевич Еремеев - Тихон в спектакле

Сергей Сергеевич Еремеев - Тихон в спектакле "Гроза ".

Дмитрий Павлов –

Тихон в спектакле «Гроза»

Феклуша (В.Шатрова) Кудряш (Г.Сергеев)

Феклуша (В.Шатрова)

Кудряш (Г.Сергеев)

Шапкин - Б.Сазонов Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Шапкин - Б.Сазонов

Кабаниха (В.Н. Пашенная)

Кулигин ( Ю.Каюров) Никулина в роли Варвары Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962

Кулигин ( Ю.Каюров)

Никулина в роли Варвары

Полусумасшедшая барыня Гроза А.Островского 1962


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
А.Н.Островский "Гроза" (анализ 1-го действия)

Автор: Волкова Марина Борисовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 121999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства