Воспитательные – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, работа с иллюстрациями.
Оборудование урока: фотографии Горького, иллюстрации к повести «Детство», презентация урока.
Литература:
М. Горький «Детство» Волго-Вятское книжное издательство 1968
Художник Б.А.Дехтерев. Иллюстрации к повести М. Горького «Детство»
Словарь литературоведческих терминов
Учебник литературы. 7 класс
«Литература в школе»
План урока:
Организационный момент
Слово учителя
Теория литературы
Анализ текста
Домашнее задание
Выставление и комментирование оценок.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, все ли учебные принадлежности у вас лежат на партах: дневник, учебник, тетрадь, ручки. Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Здравствуйте, присаживайтесь.
Слово учителя.
Учитель: Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И ваш возраст – семиклассников – можно назвать: уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.
Как вы уже успели увидеть, эпиграфом нашего урока являются слова известного зарубежного писателя Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») «Все мы родом из детства».
Ребята, скажите, как вы понимаете эти слова?
Ученик: Каждый из нас проходит этот период.
Ученик: Мы не рождаемся взрослыми. Сперва мы все маленькие дети, а потом каждый взрослеет, но кто-то раньше, а кто-то позже.
Учитель: Послушайте, как известные люди говорили о том, что такое детство.
Например, известный актёр Роберт Дауни говорил в одном из интервью:Детство – это когда ты можешь совершать непростительные ошибки и надеяться, что будешь прощен.
А русский поэт и драматург начала 20 века, века Серебряного, Анатолий Мариенгоф написал: Я вспоминаю детство, и у меня заболевает нежностью сердце.
Для многих людей детство – это такое время, когда жёлтый цвет кажется ярко-жёлтым, когда конфеты вкуснее, а сладкая вата имеет привкус блаженства. Но все ли имеют такие тёплые воспоминания… Об этом мы с вами обязательно поговорим.
А сейчас скажите, пожалуйста, многие ли писатели обращались к теме детства?
Ученик: Многие писатели обращались к теме детства. Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Детство».
Учитель: Хорошо, спасибо. Может быть вы вспомните ещё несколько произведений?
Ученик: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», «Васюткино озеро»
Ученик: «Великие путешественники» М.Зощенко.
Учитель: Совершенно верно. Каждый из названных вами писателей по-своему раскрывает эту тему, но все они задаются важными вопросами. Подумайте, какие проблемы решают писатели?
Ученик: Какие личностные качества необходимо сформировать в детские годы, чтобы подготовить подростков к преодолению жизненных трудностей.
Ученик: Проблема взаимоотношений взрослых и детей решается на страницах произведений.
Ученик: Именно в детские годы формируется характер человека, поэтому тема детства предполагает решение проблемы воспитания.
Учитель: Вы правы, ребята. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
Но на этом ряд известных и талантливых писателей, затрагивающих тему детства, конечно же, не заканчивается.
16 марта в 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем. Этого мальчика звали Алексей Максимович Пешков. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка. Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.
Подростком Алексей Максимович полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество. Нужно отметить, что он обладал феноменальной памятью, хранившей в себе тысячи лиц, картин и событий, а так же удивительным даром рассказчика.
24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом, который отныне известен всем и каждому, «М.Горький».
Именно произведение этого автора, посвящённое теме детства, мы будем изучать несколько уроков подряд. Сейчас мы открываем тетради, записываем число. Сегодня двадцать восьмое февраля. И тема нашего урока: М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство».
И сразу же напрашивается вопрос: а что же такое псевдоним?
Ученик: Это вымышленное имя, фамилия или же прозвище, которым автор подписывает своё произведение.
Учитель: Вы правы. Псевдони́м (греч. ψευδής — «ложный» и греч. όνομα — «имя») — имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Выбор своего псевдонима Максим Горький объяснял так: «Не писать же мне в литературе — Пешков…» Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.
Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял.
На этом мы пока остановимся и запишем некоторые факты о писателе.
Алексей Максимович Пешков - 16 марта 1868, Нижний Новгород,— 18 июня 1936, Горки, Московская область) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
24 сентября в 1892 году в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом «М.Горький».
М.Горький – писатель горькой участи обездоленных (Босяков).
Учитель: Продолжим наш разговор. Как я уже сказала, своим литературным именем Максим Горький сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. О родителях, близких людях писателя, о том, как он жил, как его воспитывали, мы узнаём из автобиографической повести, которая называется «Детство».
Теория литературы
Но прежде чем мы перейдём к сюжету и героям, я хочу узнать, что значит «автобиографическая повесть»?
Ученик: Я думаю, что это художественное произведение, в котором автор описывает свою биографию, то есть реальные случаи из своей жизни.
Учитель: Совершенно верно. Это один из жанров литературы. Произведение, в котором освещается ряд событий жизни главного героя, написанное от первого лица.
Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.
Повесть «Детство» входит в трилогию (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты»).Трило́гия — совокупность трёх произведений, объединенных преемственностью сюжета либо общей идеей.
Анализ текста
Учитель: Сейчас мы обратимся к сюжету. Прочитаем первый абзац. Что же мы видим?
Ученик: Из этого абзаца мы узнаём, от главного героя, что его отец умер, а мать оплакивает его у гроба (доказать с помощью текста).
Учитель: Кто находится рядом с главным героем?
Ученик: Рядом с нашим героем рядом бабушка. Нельзя называть мать, ведь она полностью отдала своё внимание умершему отцу.
Учитель: Понимает ли мальчик, что его отец умер, и он его больше никогда не увидит?
Ученик: Алёша совсем не понимает, что происходят, зачем его спрашивают, хочет ли он плакать, жаль ли ему отца. Он ещё мал для понимания и осознавания таких событий.
Учитель: Что ещё случается во время смерти отца?
Ученик: Мать Алёши преждевременно рожает ребёнка.
Учитель: Ребята, запомните, пожалуйста, Варвара Васильевна не любила своего сына, считая его причиной смерти Максима Савватеевича, и, выйдя второй раз замуж, оставила сына у деда и бабушки.
Давайте запишем имена главных героев:
Варвара Васильевна Пешкова – мать.
Максим Савватеевич Пешков – отец.
Акулина Ивановна Каширина – бабушка.
Василий Васильевич Каширин – дедушка.
Вопросы в книге по тексту. Вывод.
Учитель: Ребята, как мы знаем, многие считают детство счастливым периодом жизни, беззаботным и приятным. Именно таким же Горький изображает детство в своём произведении, иначе беззаботным ли было детство Алёши Пешкова?
Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.
Мы с вами будем следить за продолжением истории Алёши, узнаем ещё больше о его новой семье, как будут развиваться взаимоотношения с родственниками, как он будет расти.