kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. Фадеев. Роман "Разгром": образная система.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема: А. Фадеев. Роман «Разгром»: образная система.
Цель:  Обратить внимание обучающихся на жанровое своеобразие романа.
           Анализ образов главных героев романа (Левинсон, Морозка, Мечик)
 Ход:
I. Опрос домашнего задания
• Биография А.Фадеева (краткий пересказ).
• История создания романа «Разгром».
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Роман «Разгром» - подлинная удача писателя. Чтобы более глубоко понять значение романа, следует иметь представление о том, какое место занимала тема гражданской войны в литературе 20-х годов 20 века. Тема эта в течение десятилетия оставалась центральной. А.Фадеев оказался ближе к показу событий революции и гражданской войны.
«Разгром» невелик по объёму. Немногочисленны события, описанные в нем. Это история борьбы небольшого партизанского отряда под руководством Левинсона.
«Разгром» написан в жанре психологического романа. Основное внимание писателя привлекало не  описание событий, а глубокий психологический и нравственный анализ людей, которые были организаторами и участниками событий. В этой связи главное место в романе занимают образы Морозки, Мечика и Левинсона.
2. Анализ образа Левинсона.
• Охарактеризуйте Левинсона. Ответы учащихся.
Вывод: в этом образе Фадеев разрушает стереотип героев «кожаной куртки», типа человека-машины.
 Левинсон – руководитель. Но он умеет не только отдавать приказы и прибегать к силе (это, кстати, он  делает тоже хорошо),  прежде всего, обладает огромным авторитетом в глазах партизан, способен оказать на них глубокое моральное воздействие.
• Какова внешность героя?
(Ответ: не случайно Фадеев подчеркивает неказистую, ничем не примечательную внешность героя («маленький человечек, в высоких ичигах и с рыжей, длинным клином, бородой, похожий на гнома, каких рисуют в детских сказках») и выделяет в ней глаза, свидетельствующие о большом уме, воле, наблюдательности («большие и ловкие глаза, они схватили  Мечика и, вывернув его наизнанку, подержали так несколько мгновений, будто взвешивали все, что там оказалось»)
 Вывод: таким образом, Фадеев нарочно лишает Левинсона физической силы и подчеркивает его душевную силу.
• Как Левинсон умеет подчинить себе людей?
(Ответ: а) эпизод с Метелицей, который на военном совете предложил свой план предстоящей операции. План был смелым, но рискованным. В пылу обсуждения Левинсон осторожно подменил план Метелицы своим, более простым и безопасным, и никто не заметил этого. План прошел как предложение Метелицы.
             б) Левинсон едва ли не единственный  человек, которого слушает строптивый и запутавшийся Морозка.
             в) Левинсону подражает Бакланов практически во всем (умение держать себя, жесты, манеры)
• Левинсон честный, выносливый. Он умеет дружить, умеет воевать. Очевидно героическое начало в характере Левинсона. Но можем ли мы назвать образ Левинсона трагическим? Почему?
(Ответ: безусловно, ибо порой приходится принимать решения, антигуманные по своему характеру. Например, приказ отнять у корейца свинью, несмотря на горячие мольбы последнего; приказ отравить Фролова)
• Что заставляет Левинсона отдавать такие приказы?
(Ответ: забота об отряде, который должен защищать этого же самого корейца и подобных ему людей…)
• Как вы думаете, что чувствует Левинсон, отдавая такие приказы?
(Возможные ответы: и  жалость к людям, которые страдают по его вине, и страх, и упрек, и сомнения, и …)
• А что помогает, по вашему мнению, принимать эти трудные решения?
(Ответ: вера в прекрасного человека, который грядет и ради которого совершаются войны. А война, в которой участвует Левинсон, объясняется борьбой за общенародные интересы)
• В чем же трагический парадокс?
(Ответ: трагический парадокс заключается в том, что борьба за грядущее общенародное счастье заставляет Левинсона быть жестоким по отношению к этому народу)
3. С Левинсоном тесно связан  Морозка. Расскажите о нем.
Ответы учащихся о прошлом и настоящем Морозки.
• История семьи Морозки (глава «Морозка»)
• Характер Морозки.
• Поступки Морозки (глава «Шестое чувство»: анализ эпизода с кражей дынь)
• Какое наказание ожидало Морозку за кражу? Проанализируйте сцену обсуждения поступка Морозки на сходе мужиков.
• Какие изменения происходят с Морозкой впоследствии? Приведите примеры. (Сцена на пароме. Глава «Первый ход».
 Подвиг Морозки. Глава «Девятнадцать»)
Вывод: Морозка – человек с тяжелым прошлым. В характере ординарца  множество недостатков. Дисциплина дается Морозке не сразу. Но со временем он становится более выдержанным и стойким партизаном. Совершает героический поступок. Смерть его во имя товарищей полностью обнаружила, что за грубой внешностью скрывалась прекрасная душа, которая обязательно раскрылась бы, если бы не гибель.
4. Левинсону и Морозке в романе противопоставлен Мечик.
• Расскажите о Мечике, о его происхождении, о том, как попал в отряд, о его отношении к окружающим, об отношении окружающих к нему и т.д. и т. п.
• Чем плох Мечик?
(Ответ: он эгоист. Мечик не верит в дело, за которое борются партизаны. К тому же он трус, лицемер, стремится причины своей вражды к партизанам приписать им же.
Мечик часто испытывает жалость (это неплохо). Но эта жалостливость не свидетельствует о доброте Мечика. Наоборот, она подчеркивает его  ненависть к партизанам. В этой ненависти он лицемерно боится сам себе признаться.)
• Левинсон не доверяет Мечику,  этому молодому человеку с «противными и чистыми глазами». Почему же тогда направляет Мечика в разведку? (Рассуждения учащихся)
• Предательство Мечика – случайность или закономерность? (Ответы учащихся)
5. Общий вывод.
  В 1932 году А. Фадеев писал: «… в  гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.»
 В  романе «Разгром» мы находим полное подтверждение сказанному писателем.
III. Домашнее задание: письменная работа по теме «Становление человека в революции» (на примере Морозки).
IV. Итоги урока. Оценки.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. Фадеев. Роман "Разгром": образная система. »









УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 11 КЛАССЕ



А. Фадеев. Роман «Разгром»: образная система













Разработала:

Салазкина Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 14» г. Казани













Казань, 2014

Тема: А. Фадеев. Роман «Разгром»: образная система.

Цель: Обратить внимание обучающихся на жанровое своеобразие романа.

Анализ образов главных героев романа (Левинсон, Морозка,

Мечик)

Ход:

  1. Опрос домашнего задания

  • Биография А.Фадеева (краткий пересказ).

  • История создания романа «Разгром».

  1. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя.

Роман «Разгром» - подлинная удача писателя. Чтобы более глубоко понять значение романа, следует иметь представление о том, какое место занимала тема гражданской войны в литературе 20-х годов 20 века. Тема эта в течение десятилетия оставалась центральной. А.Фадеев оказался ближе к показу событий революции и гражданской войны.

«Разгром» невелик по объёму. Немногочисленны события, описанные в нем. Это история борьбы небольшого партизанского отряда под руководством Левинсона.

«Разгром» написан в жанре психологического романа. Основное внимание писателя привлекало не описание событий, а глубокий психологический и нравственный анализ людей, которые были организаторами и участниками событий. В этой связи главное место в романе занимают образы Морозки, Мечика и Левинсона.

  1. Анализ образа Левинсона.

  • Охарактеризуйте Левинсона. Ответы учащихся.

Вывод: в этом образе Фадеев разрушает стереотип героев «кожаной куртки», типа человека-машины.

Левинсон – руководитель. Но он умеет не только отдавать приказы и прибегать к силе (это, кстати, он делает тоже хорошо), прежде всего, обладает огромным авторитетом в глазах партизан, способен оказать на них глубокое моральное воздействие.

  • Какова внешность героя?

(Ответ: не случайно Фадеев подчеркивает неказистую, ничем не примечательную внешность героя («маленький человечек, в высоких ичигах и с рыжей, длинным клином, бородой, похожий на гнома, каких рисуют в детских сказках») и выделяет в ней глаза, свидетельствующие о большом уме, воле, наблюдательности («большие и ловкие глаза, они схватили Мечика и, вывернув его наизнанку, подержали так несколько мгновений, будто взвешивали все, что там оказалось»)

Вывод: таким образом, Фадеев нарочно лишает Левинсона физической силы и подчеркивает его душевную силу.

  • Как Левинсон умеет подчинить себе людей?

(Ответ: а) эпизод с Метелицей, который на военном совете предложил свой план предстоящей операции. План был смелым, но рискованным. В пылу обсуждения Левинсон осторожно подменил план Метелицы своим, более простым и безопасным, и никто не заметил этого. План прошел как предложение Метелицы.

б) Левинсон едва ли не единственный человек, которого слушает строптивый и запутавшийся Морозка.

в) Левинсону подражает Бакланов практически во всем (умение держать себя, жесты, манеры)

  • Левинсон честный, выносливый. Он умеет дружить, умеет воевать. Очевидно героическое начало в характере Левинсона. Но можем ли мы назвать образ Левинсона трагическим? Почему?

(Ответ: безусловно, ибо порой приходится принимать решения, антигуманные по своему характеру. Например, приказ отнять у корейца свинью, несмотря на горячие мольбы последнего; приказ отравить Фролова)

  • Что заставляет Левинсона отдавать такие приказы?

(Ответ: забота об отряде, который должен защищать этого же самого корейца и подобных ему людей…)

  • Как вы думаете, что чувствует Левинсон, отдавая такие приказы?

(Возможные ответы: и жалость к людям, которые страдают по его вине, и страх, и упрек, и сомнения, и …)

  • А что помогает, по вашему мнению, принимать эти трудные решения?

(Ответ: вера в прекрасного человека, который грядет и ради которого совершаются войны. А война, в которой участвует Левинсон, объясняется борьбой за общенародные интересы)

  • В чем же трагический парадокс?

(Ответ: трагический парадокс заключается в том, что борьба за грядущее общенародное счастье заставляет Левинсона быть жестоким по отношению к этому народу)

  1. С Левинсоном тесно связан Морозка. Расскажите о нем.

Ответы учащихся о прошлом и настоящем Морозки.

  • История семьи Морозки (глава «Морозка»)

  • Характер Морозки.

  • Поступки Морозки (глава «Шестое чувство»: анализ эпизода с кражей дынь)

  • Какое наказание ожидало Морозку за кражу? Проанализируйте сцену обсуждения поступка Морозки на сходе мужиков.

  • Какие изменения происходят с Морозкой впоследствии? Приведите примеры. (Сцена на пароме. Глава «Первый ход».

Подвиг Морозки. Глава «Девятнадцать»)

Вывод: Морозка – человек с тяжелым прошлым. В характере ординарца множество недостатков. Дисциплина дается Морозке не сразу. Но со временем он становится более выдержанным и стойким партизаном. Совершает героический поступок. Смерть его во имя товарищей полностью обнаружила, что за грубой внешностью скрывалась прекрасная душа, которая обязательно раскрылась бы, если бы не гибель.

  1. Левинсону и Морозке в романе противопоставлен Мечик.

  • Расскажите о Мечике, о его происхождении, о том, как попал в отряд, о его отношении к окружающим, об отношении окружающих к нему и т.д. и т. п.

  • Чем плох Мечик?

(Ответ: он эгоист. Мечик не верит в дело, за которое борются партизаны. К тому же он трус, лицемер, стремится причины своей вражды к партизанам приписать им же.

Мечик часто испытывает жалость (это неплохо). Но эта жалостливость не свидетельствует о доброте Мечика. Наоборот, она подчеркивает его ненависть к партизанам. В этой ненависти он лицемерно боится сам себе признаться.)

  • Левинсон не доверяет Мечику, этому молодому человеку с «противными и чистыми глазами». Почему же тогда направляет Мечика в разведку? (Рассуждения учащихся)

  • Предательство Мечика – случайность или закономерность? (Ответы учащихся)

  1. Общий вывод.

В 1932 году А. Фадеев писал: «… в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.»

В романе «Разгром» мы находим полное подтверждение сказанному писателем.

  1. Домашнее задание: письменная работа по теме «Становление человека в революции» (на примере Морозки).

  2. Итоги урока. Оценки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
А. Фадеев. Роман "Разгром": образная система.

Автор: Салазкина Светлана Александровна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства