Тема урока: А.А.Фет и его роль в развитии русской лирики.
Цели:
- расширить представление учащихся о творчестве Фета, о его роли в развитии русской литературы;
- помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние текстов Фета;
- формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.
Наглядные пособия: портрет А. А. Фета; стихи поэта.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- В чём заключается основное настроение поэзии А.Фета?
- Назовите наиболее известные его стихотворения?
- С кем из казахских поэтов прошлого и современности можно сравнить поэзию А. Фета?
II. Слово учителя.
Афанасий Фет – великий русский лирик. Его творчество широко известно как любителям поэзии, так и романсов, написанных на его стихи.
Поэзия Фета является одной из вершин русской лирики, но современники поэта оценивали его поэзию далеко не так высоко, как мы. Из корифеев российской словесности только Некрасов в полной мере ценил его талант, сказав, что “Фет в …области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей…”
Литературная карьера Фету далась тяжко. Вышедшее в 1863 г. собрание его стихотворений, подводившее итог первых двух десятилетий его литературной деятельности, не разошлось до самой его смерти.
Свой последний сборник семидесятилетний поэт выпустил в шестистах экземплярах – тираж для маститого поэта крайне мизерный даже для того времени. Но это было лишь одно звено в цепи многочисленных неудач и невзгод, преследовавших его с первых лет жизни.
Основное настроение поэзии А. Фета – настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами – вот основное содержание поэзии Афанасия Афанасьевича.
Одним из ранних и, пожалуй, самых популярных стихотворений Фета является стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом».
- Прослушивание аудиозаписи.
- Выразительное чтение стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом».
- Беседа с учащимися по вопросам:
- Какова тема этого стихотворения?
- За счет чего создается музыкальность стихотворения?
- Как соотносятся состояние природы и настроение человека?
- Прослушивание аудиозаписи
2.Чтение стихотворения учениками «Шепот, робкое дыханье…».
Это стихотворение – «визитная карточка» А. Фета.
- Беседа с учащимися по вопросам:
- О чем это стихотворение?
- Назовите основную тему стихотворения?
- Как звучат последние строки стихотворения?
Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди…». Чувства женщины переданы Фетом с исключительной художественной выразительностью.
- Прослушивание аудиозаписи.
Чтение стихотворения учениками.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди.
На заре она сладко так спит!
III. Выводы. Муза Фета служила идеалам красоты и любви. Поэт «умел подмечать тонкие, едва уловимые проявления жизни природы и человеческих переживаний». Необычные сочетания простых русских слов, пронизанные музыкой ритма, заставляли читателей проникнуться настроениями поэта. Поэтические смелость и простоту Фета в изображении природы и человека высоко оценили передовые читатели.
Домашнее задание: выучить наизусть 1 стихотворение.