kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.А.Фет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шеншин Афанасий Афанасьевич (он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина, который женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России. Когда же в России был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией "Фет" (Foeth), считаясь внебрачным ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.А.Фет »

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)  1820 - 1892

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)

1820 - 1892

Биография   Шеншин Афанасий Афанасьевич (он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина, который женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России. Когда же в России был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией

Биография

Шеншин Афанасий Афанасьевич (он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселки, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина, который женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России. Когда же в России был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией "Фет" (Foeth), считаясь внебрачным ребенком. Только под старость Фет получил фамилию отца.

Афанасий Неофитович Шарлотта Фет,  Шеншин, отец поэта мать поэта

Афанасий Неофитович Шарлотта Фет, Шеншин, отец поэта мать поэта

Учеба  До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндской губернии), в пансионе Кроммера.  В 1837 г. его перевезли в Москву и поместили у  М. П. Погодина; вскоре за тем Афанасий Афанасьевич поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Афанасия Фета. М. П. Погодин

Учеба

До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндской губернии), в пансионе Кроммера.

В 1837 г. его перевезли в Москву и поместили у

М. П. Погодина; вскоре за тем Афанасий Афанасьевич поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Афанасия Фета.

М. П. Погодин

Дом, в котором жил отец Фета, а потом и сам Фет в студенчестве

Дом, в котором жил отец Фета, а потом и сам Фет в студенчестве

Проба пера  Уже в 1840 г. появился в Москве первый сборник стихов Фета:

Проба пера

Уже в 1840 г. появился в Москве первый сборник стихов Фета: "Лирический пантеон А. Ф.". Сборник успеха в публике не имел, но обратил на себя внимание журналистики, и с 1842 г. в Погодинском "Москвитянине" нередко помещались стихотворения Фета, сохранившего эту фамилию в качестве литературного псевдонима до конца жизни, и А. Д. Галахов внес некоторые из них в первое же издание своей "Хрестоматии" 1843 г. Наибольшее литературное влияние на Афанасия Афанасьевича как лирика оказывал в то время Гейне.

Военная служба Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принят в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. В 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе.

Военная служба

Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принят в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. В 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе.

«Современник»  Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги

«Современник»

Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным. С последним он подружился, а первый уже в 1856 г. писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? - вы выше Гейне!" Позднее Фет познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя.

Мария Лазич  В период службы Фет пережил тяжёлую личную драму. Он познакомился в семействе Бржеских с Марией Лазич, которая стала героиней его любовной лирики. Молодые люди полюбили друг друга, но оба они были бедны, и Фет не решился связать с ней свою судьбу. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство. Видимо эта расчетливость и заставила его порвать отношения с Лазич, которую он все же любил. Кончилось всё трагически: она сгорела.

Мария Лазич

В период службы Фет пережил тяжёлую личную драму. Он познакомился в семействе Бржеских с Марией Лазич, которая стала героиней его любовной лирики. Молодые люди полюбили друг друга, но оба они были бедны, и Фет не решился связать с ней свою судьбу. Целью своей жизни он считал возвращение дворянского титула и богатство. Видимо эта расчетливость и заставила его порвать отношения с Лазич, которую он все же любил. Кончилось всё трагически: она сгорела.

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво,  В полночной темноте, безвременно горя,  Вдали перед тобой прозрачно и красиво  Вставала вдруг заря.   И в эту красоту невольно взор тянуло,  В тот величавый блеск за темный весь предел –  Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:  Там человек сгорел!  1887г.

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте, безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво Вставала вдруг заря. И в эту красоту невольно взор тянуло, В тот величавый блеск за темный весь предел – Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: Там человек сгорел! 1887г.

ALTER EGO (другой я, альтернативная личность человека)   Как лилея глядится в нагорный ручей,  Ты стояла над первою песней моей,  И была ли при этом победа, и чья,-  У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?   Ты душою младенческой все поняла,  Что мне высказать тайная сила дала,  И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,  Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.   Та трава, что вдали, на могиле твоей,  Здесь, на сердце, чем старее оно, тем свежей,  И я знаю, взглянувши на звезды порой,  Что взирали на них мы как боги с тобой.   У любви есть слова, те слова не умрут.  Нас с тобой ожидает особенный суд;  Он сумеет нас сразу в толпе различить,  И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

ALTER EGO (другой я, альтернативная личность человека) Как лилея глядится в нагорный ручей, Ты стояла над первою песней моей, И была ли при этом победа, и чья,- У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья? Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Та трава, что вдали, на могиле твоей, Здесь, на сердце, чем старее оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут. Нас с тобой ожидает особенный суд; Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

Автограф стихотворения

Автограф стихотворения "Alter Ego" (Январь 1878 г.)

Кружок

Кружок "Современника" общими силами выбрал, проредактировал и красиво напечатал новое собрание "Стихотворений А.А. Фета" (Санкт-Петербург, 1856); в 1863 г. оно было переиздано Солдатенковым в двух томах, причем во 2-й вошли переводы Горация и др. Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу.

Свадьба   В 1857 году 37-летний Фет на деньги, полученные от публикации стихов, отправляется в Париж. Там он познакомился с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной. Мария Петровна была некрасива, и ей уже исполнилось 28 лет. Несмотря на огромное приданое, желающих жениться на Марии Боткиной не находилось. Обошлись без долгих ухаживаний — спустя несколько месяцев после знакомства Фет сделал предложение. Перед свадьбой поэт признался ей в своем незаконном происхождении. Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Новоявленные супруги поселились в Москве.

Свадьба

В 1857 году 37-летний Фет на деньги, полученные от публикации стихов, отправляется в Париж. Там он познакомился с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной. Мария Петровна была некрасива, и ей уже исполнилось 28 лет. Несмотря на огромное приданое, желающих жениться на Марии Боткиной не находилось. Обошлись без долгих ухаживаний — спустя несколько месяцев после знакомства Фет сделал предложение. Перед свадьбой поэт признался ей в своем незаконном происхождении. Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Новоявленные супруги поселились в Москве.

Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме супругов всегда царило взаимное уважение. Мария Петровна с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился ее спокойный доброжелательный характер. Мария Петровна Боткина

Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме супругов всегда царило взаимное уважение. Мария Петровна с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился ее спокойный доброжелательный характер.

Мария Петровна Боткина

Покупка имения   В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в

Покупка имения

В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских порядках ("Из деревни"), где выказал себя столь убежденным и цепким русским "аграрием", что вскоре получил от народнической печати кличку "крепостник". Хозяином Фет оказался превосходным. В 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством.

Дом Фета в усадьбе Воробьевка

Дом Фета в усадьбе Воробьевка

Личные качества Фета   В пределах семьи и дружеского кружка Фет отличался мягкостью и добротой, о которых неоднократно, с большой и искренней похвалой, отзываются в письмах И. Тургенев, Л. Толстой, В. Боткин и др.  Но по своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков, что вредило его репутации. Многие современники отмечали, что как человек он был не симпатичен.  Таким образом, между Шеншиным-человеком и Фетом-поэтом существовала пропасть. Эта двойственность, поражавшая всех – психологическая загадка, которую можно разгадать, обратившись к творчеству поэта.

Личные качества Фета

В пределах семьи и дружеского кружка Фет отличался мягкостью и добротой, о которых неоднократно, с большой и искренней похвалой, отзываются в письмах И. Тургенев, Л. Толстой, В. Боткин и др.

Но по своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права Фет писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков, что вредило его репутации. Многие современники отмечали, что как человек он был не симпатичен.

Таким образом, между Шеншиным-человеком и Фетом-поэтом существовала пропасть. Эта двойственность, поражавшая всех – психологическая загадка, которую можно разгадать, обратившись к творчеству поэта.

«Чистое искусство» - искусство ради искусства  В своем творчестве поэт уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые в то время волновали Россию. Фет считал, что поэзия не может быть средством выражения идей, она самоценна и самодостаточна!

«Чистое искусство» - искусство ради искусства

В своем творчестве поэт уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые в то время волновали Россию. Фет считал, что поэзия не может быть средством выражения идей, она самоценна и самодостаточна!

Не в сумрачный чертог наяды говорливой  Пришла она пленять мой слух самолюбивый  Рассказом о щитах, героях и конях,  О шлемах кованых и сломанных мечах.  Мне муза молодость иную указала:  ………………………………………………  Отрывистая речь была полна печали,  И женской прихоти, и серебристых грез,  Невысказанных мук и непонятных слез.  Какой-то негою томительной волнуем  Я слушал, как слова встречались поцелуем.  И долго без нее душа была больна  И несказанного стремления полна.  «Муза» 1854г.

Не в сумрачный чертог наяды говорливой Пришла она пленять мой слух самолюбивый Рассказом о щитах, героях и конях, О шлемах кованых и сломанных мечах. Мне муза молодость иную указала: ……………………………………………… Отрывистая речь была полна печали, И женской прихоти, и серебристых грез, Невысказанных мук и непонятных слез. Какой-то негою томительной волнуем Я слушал, как слова встречались поцелуем. И долго без нее душа была больна И несказанного стремления полна. «Муза» 1854г.

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, И душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю c ам, что буду Петь, - но только песня зреет.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

И душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю c ам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Импрессионизм в поэзии - это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти. Предмет не изображается, а фиксируется обрывками и как будто складывается в целостную картину. Это утро, радость эта,  Эта мощь и дня и света,                  Этот синий свод,  Этот крик и вереницы,  Эти стаи, эти птицы,                   Этот говор вод,   Эти ивы и березы,  Эти капли - эти слезы,                    Этот пух - не лист,  Эти горы, эти долы,  Эти мошки, эти пчелы,                    Этот зык и свист,   Эти зори без затменья,  Этот вздох ночной селенья,                    Эта ночь без сна,  Эта мгла и жар постели,  Эта дробь и эти трели,                    Это всё - весна.

Импрессионизм в поэзии -

это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти. Предмет не изображается, а фиксируется обрывками и как будто складывается в целостную картину.

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света,                 Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы,                  Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы,                   Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы,                   Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,                   Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,                   Это всё - весна.

Импрессионизм Клод Моне «Кувшинки»

Импрессионизм

Клод Моне

«Кувшинки»

Особенности лирики А.Фета:

Особенности лирики А.Фета:

  • использование приемов импрессионизма;
  • метафоричность;
  • ассоциативность;
  • музыкальность, мелодичность;
  • главное с поэзии ,по Фету, – воссоздание мира красоты.
Шепот, робкое дыханье,  Трели соловья,  Серебро и колыханье  Сонного ручья,   Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца,  Ряд волшебных изменений  Милого лица,   В дымных тучках пурпур розы,  Отблеск янтаря,  И лобзания, и слезы,  И заря, заря!..

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Прозвучало над ясной рекою,  Прозвенело в померкшем лугу,  Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.      Слова этих поэтических строк вызывают у читателя свои субъективные ассоциации, значит, стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Слова этих поэтических строк вызывают у читателя свои субъективные ассоциации, значит, стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Сборники «Вечерние огни» и переводы   В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1881 купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время довольства и почета Шеншин с новой энергией принялся за поэзию и за мемуары. Он издал в Москве четыре сборника лирических стихотворений:

Сборники «Вечерние огни» и переводы

В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1881 купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время довольства и почета Шеншин с новой энергией принялся за поэзию и за мемуары. Он издал в Москве четыре сборника лирических стихотворений: "Вечерние огни" (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Катулла (1886), Овидия (1887), Виргилия (1888); перевод обеих частей "Фауста" Гете (1882 и 1888); написал мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г.» и "Мои воспоминания, 1848 - 1889 г." (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра.

Последние годы жизни   28 и 29 января 1889 г. торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера.  Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных - селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.   Мария Боткина пережила мужа всего на 2 года.

Последние годы жизни

28 и 29 января 1889 г. торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера.

Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных - селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

Мария Боткина пережила мужа всего на 2 года.

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины:  Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех её проявлениях и Шеншин – служака офицер, расчётливый помещик, ненавидевший прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии.

Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на две половины:

Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех её проявлениях

и Шеншин – служака офицер, расчётливый помещик, ненавидевший прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии.

Вид на церковь, в которой поргебён А.А.Фет    Склеп с могилами А.Фета и его жены

Вид на церковь, в которой поргебён А.А.Фет Склеп с могилами А.Фета и его жены


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
А.А.Фет

Автор: Тишкова Вера Дмитриевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194815


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства