kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной гостиной «Любовь к родному краю меня томила , мучила и жгла», посвящённой С.Есенину Цель урока – раскрыть образ поэта, его любовь к родной земле, к «братьям нашим меньшим» . На примере произведения С.А. Есенина о родной природе доказать актуальность его стихов в наше время. Задачи: образовательные: - провести анализ стихов С. Есенина и выявить нотки народности в творчестве поэта; - рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; развивающие: - определить основную тему в творчестве поэта на примере его стихов и выявить почему его поэзия так современна в наше время; - развивать интерес к личности и творчеству С. Есенина; - развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; - развивать образное мышление, творческие способности и познавательную активность школьников; - совершенствовать навыки самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности; воспитательная: - воспитывать почтение и уважение к матери, любовь к Родине; - воспитывать чувство восхищения родной природой; - воспитывать духовно-нравственную культуру школьников. Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, магнитофон, диск и аудиокассета с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы, высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина; выставка творческих работ «Поэзия С. Есенина в рисунках». Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка школьниками сообщений о жизни и творчестве поэта; создание сочинений-миниатюр; подготовка рисунков, основанных на восприятии стихотворений поэта; создание школьниками мультимедийной презентации «Картины родной природы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А.Есенина »

Сценарий литературной гостиной

«Любовь к родному краю меня томила , мучила и жгла», посвящённой С.Есенину


Цель урока – раскрыть образ поэта, его любовь к родной земле, к «братьям нашим меньшим» . На примере произведения С.А. Есенина о родной природе доказать актуальность его стихов в наше время.


Задачи:

образовательные:

- провести анализ стихов С. Есенина и выявить нотки народности в творчестве поэта;

- рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта;


развивающие:

- определить основную тему в творчестве поэта на примере его стихов и выявить почему его поэзия так современна в наше время;

- развивать интерес к личности и творчеству С. Есенина;

- развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

- развивать образное мышление, творческие способности и познавательную активность школьников;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;


воспитательная:

- воспитывать почтение и уважение к матери, любовь к Родине;

- воспитывать чувство восхищения родной природой;

- воспитывать духовно-нравственную культуру школьников.


Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, магнитофон, диск и аудиокассета с записями песен на стихи С. Есенина, слайды с изображением картин русской природы, высказывания поэтов и писателей о творчестве С. Есенина; выставка творческих работ «Поэзия С. Есенина в рисунках».


Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и заучивание наизусть стихотворений Есенина; подготовка школьниками сообщений о жизни и творчестве поэта; создание сочинений-миниатюр; подготовка рисунков, основанных на восприятии стихотворений поэта; создание школьниками мультимедийной презентации «Картины родной природы».


Чтец.

Милые берёзовые рощи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Всё, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил…


Ведущий № 1.

Поэзия Есенина – чудесный , прекрасный, неповторимый мир! Это поэзия обнажённого человеческого сердца. Сергей Есенин писал о том, что пережил. Писал мужественно, искренне, правдиво, писал душевно и доверчиво.


Чтец.

Стихотворение «Спит ковыль»


Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!


Ведущий 2.

Истоки Есенина в селе Константиново Рязанской области, «где мужики косили, сеяли свой хлеб. Здесь впервые увидел Есенин, как ломаются берёзы , отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, как тоскуют тощие поля. Мир народно- поэтических образов окружал его с первых дней жизни.


Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости , внук купальской ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.


Ведущий № 1

Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Песней можно было его удержать дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу. Песней можно было прогнать его плохое настроение. Он знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Он понимал песню, чувствовал её как-то по особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать на песни, споёт она, а он говорит: “Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня.”

Чтец.

Ты запой мне ту песню, что прежде....

Сестре Шуре


Ты запой мне ту песню, что прежде

Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде,

Я сумею тебе подпевать.


Я ведь знаю, и мне знакомо,

Потому и волнуй и тревожь -

Будто я из родимого дома

Слышу в голосе нежную дрожь.


Ты мне пой, ну, а я с такою,

Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою -

Вижу вновь дорогие черты.


Ты мне пой. Ведь моя отрада -

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада,

И опавшие листья с рябин.


Ты мне пой, ну, а я припомню

И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне

Видеть мать и тоскующих кур.


Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.


Потому так и сердцу не жестко -

Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой,

Что стоит под родимым окном.


Ведущий 2.

Как хорошо,

Что я сберёг те ощущенья детских лет.

А сберёг многое: и костёр зари, и плеск волны, и голубую гладь озёр- вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к родному краю.


Чтец

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берету.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем

Чтец

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.

О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.

Ведущий 1. Но «школой» были не только «заря и звёзды». Как и все крестьянские мальчишки, он знал нелёгкий крестьянский труд и быт. Всё это стало источником его творчества : жизнь народа, природа, народное творчество.


Стихотворение «Бабушкины сказки»

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари?"
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.


Ведущий 2

Тогда впервые с рифмой я схлестнулся,

От сонма чувств вскружилась голова.

И я сказал :

- Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплесну в слова.

Есенинский взгляд на мир светлый и грустный одновременно.

И пусть родимый дом низенький,

И северные небеса похожи на «деревенский ситец»,

И хлеба небогатые – всё согрето горячей любовью.


В исполнении вокальной группы звучит песня “Не жалею, не зову, не плачу…”, на экране демонстрируются кадры диафильма “Природа в творчестве Есенина”

Ведущий 1:

Звучит есенинская песня по всей земле – вольно, и не случись рядом тальянки или гармоники – под аккомпанемент ветра, метели, “снежного шума”. И не только человек и природа, но и окружающие человека предметы – всё поёт, даже глухая крапива, даже тележные колёса обладают “даром пенья”.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его…

А где утешишь? Нету его сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью.

”Я и сам когда-то пел не уставая, где ты, моя липа, липа вековая?” И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Тёплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь – где ты?

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.

Чтец .

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.


Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.


Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть .

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть

.



Чтец . Топи да болота , По лугу со скрипом

Синий плац небес. Тянется обоз.

Хвойной позолотой Суховатой липой

Взвенивает лес. Пахнет от колёс.


Тенькает синица Слухают ракиты

Меж лесных кудрей, Посвист ветряной…

Темным елям снится Край ты мой забытый,

Гомон косарей. Край ты мой родной!


Чтец. Стихотворение «Зелёная причёска…».

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
"О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
"Прощай, моя голубка,
До новых журавлей".



В исполнении вокальной группы в сопровождении гитары звучит песня “Отговорила роща золотая”,


Ведущий 2

. Родина была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением :«РОССИЯ! Какое хорошее слово… и роса, и сила, и синее что-то».

В сердце Есенина с юных лет запали ветровые слёзы России ,ее удаль, бунтарский дух, сельская тишина. Всей душой ,всем сердцем, поэт с народом: и в короткие радостные минуты радости и в долгие годы горя и печали :

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

Ведущий 1

Снежная равнина , белая луна .

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?



Ведущий 2. «Мелколесье . Степь и дали.»


Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.


Ведущий 1 . Имя родины присутствует в его стихах как мера всему : каждый есенинский образ каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к родине.

Давно стали крылатыми есенинские строки :

Если крикнет рать святая :

« Кинь ты Русь . живи в раю !

Я скажу : - Не надо рая,

Дайте родину мою».



Ведущий 2. . Вся сложная гамма чувств Сергея Есенина проникнута любовью к родине, которая всегда томила мучила и жгла душу поэта.

Я люблю родину

Я очень люблю свою родину!..

Да, он любил всем сердцем убогую, нищую Русь. Он хотел её видеть сильной , живущей в приволье.


Чтец Полевая Россия ! Довольно Я не знаю ,что будет со мною…

Волочиться сохой по полям! Может. в новую жизнь не гожусь,

Нищету твою видеть больно Но и всё же хочу я стальною

И берёзам и тополям. Видеть бедную ,нищую Русь.


Ведущий 1

. Глубоким лиризмом проникнуто его творчество : и стихотворения о судьбе родины, о природе, о матери. Мать – особая песнь поэта, её он боготворил :

« Ты одна мне помощь и отрада, ты одно мой несказанный свет».


Чтец Разбуди меня завтра рано, Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать! Засвети в нашей горнице свет.

Я пойду за дорожным курганом Говорят , что я скоро стану

Дорогого гостя встречать. Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,

Нашу печь , петуха и кров,

И на песни мои прольётся

Молоко твоих рыжих коров.

«Звучит запись песни “Письмо матери” в исполнении А Покровского.

и «Письмо матери».


Ведущий 2. Нежные , волнующие строки писал поэт о животных. «Я очень люблю всякое зверьё». Когда он читал «Стихи о собаке», у него на глазах сверкали слёзы.


ЧТЕЦ, Стихотворение «Песнь о собаке.»

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.



Чтец. Стихотворение «Собаке Качалова».

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.


Ведущий 1. Сколько людей согрело свои души у чудесного костра поэзии Есенина. Алексей Толстой сказал о его творчестве: « Его поэзия есть как бы разбрасывание пригоршнями сокровищ его души. И потому у великих поэтов только одна дата жизни : дата рождения их неповторимого таланта».


Ведущий 2. Только великий поэт мог родить такие великие строки.

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «РУСЬ»

Чтец: Пётр Орешин. “Сергей Есенин”

Сказка это, чудо ль, или это – бред:
Отзвенела удаль разудалых лет.

Песня отзвенела над родной землёй.
Что же ты наделал, синеглазый мой?

Отшумело поле, пролилась река,
Русское раздолье, русская тоска.

Ты играл снегами, ты и тут и там
Синими глазами улыбался нам.

Кто тебя, кудрявый, поманил, позвал?
Пир земной со славой ты отпировал.

Было это, нет ли, сам не знаю я.
Задушила петля в роще соловья.

До беды жалею, что далёко был
И петлю на шее не перекусил!

Кликну, кликну с горя, а тебя уж нет.
В чёрном коленкоре на столе портрет.

Дождичек весенний окропил наш сад,
Песенник Есенин, синеглазый брат.

Вековая просинь, наша сторона…
Если Пушкин – осень, ты у нас – весна!

В мыслях потемнело, сердце бьёт бедой.
Что же ты наделал, раскудрявый мой?!

В исполнении вокальной группы звучит песня “Клён ты мой опавший…”

Ведущая: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимание композиторов. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

Звучит песня “ Мне осталась одна забава…”



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А.Есенина

Автор: Кукушкина Светлана Владимировна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства