kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звуковой способ обучения грамоте, метод пояснительного чтения. Звуковые упражнения, подготавливающие к чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звуковой способ обучения грамоте, метод пояснительного чтения. Звуковые упражнения, подготавливающие к чтению. Упражнения для перехода от звукового изучения к письму и чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звуковой способ обучения грамоте, метод пояснительного чтения. Звуковые упражнения, подготавливающие к чтению.»

Звуковой способ обучения грамоте, метод пояснительного чтения (К.Д. Ушинский).

Создателем звукового метода обучения грамоте в России был К.Д. Ушинский (1824—1870). Он исходил из задачи всестороннего развития детей и свой метод разработал на основе анализа собственной речи ребенка.

Свой метод К.Д. Ушинский назвал методом письма-чтения, убедительно доказав, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения. По «Азбуке» детей сначала знакомили с рукописным шрифтом, и лишь через 10—15 уроков вводились печатные буквы. Но и тогда новая буква после изучения звука давалась сначала в письменном варианте.

К. Д. Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте: 1) приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух — к нахождению отдельных звуков в слове, язык — к отчетливому произношению звуков; 2) приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова; 3) вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.

К. Д. Ушинский говорил об этом так: «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, методика эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет его внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению».

В основе его лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез). Обучение грамоте этим методом в условиях школы занимает 3—3,5 месяца.

Автор ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в наши дни, всем этим приемам он дал психолого-педагогическое обоснование. Однако К.Д. Ушинский не учитывал качественных особенностей гласных я, ю, е и некоторых позиционных изменений согласных: например, что звук [ж] в конце слов переходит в глухой согласный[ш].

Для формирования читательского навыка К. Д. Ушинский ввел метод пояснительного чтения, для чего тщательно отбирал классические произведения в качестве дидактического материала, рекомендовал составлять специальные тексты для выработки умения анализировать содержание и языковые средства прочитанного. В учебнике «Родное слово» современный методист находит полноценную систему логико-стилистических упражнений, среди которых предпочтение отдается приему сравнения, который помогает ученикам оформлять собственные высказывания и создавать целые рассказы.

Разработанный К. Д. Ушинским метод объяснительного чтения предполагал строгую последовательность в изучении художественного произведения и использование разнообразных методических приемов анализа текста. Среди этих приемов особое место отводилось творческим работам. Задания творческого характера широко представлены в хрестоматии К. Д. Ушинского «Родное слово». Эти задания в основном направлены на то, чтобы учащиеся попытались соотнести прочитанное с теми условиями, в которых они находятся, а также эмоционально откликнулись на произведение, восприняли его более живо и непосредственно. «Наставник русского языка обязан дать детям упражнения, возбуждающие мысль и вызывающие выражение этой мысли в слова», - подчеркивал он (117, с.265). Именно с целью развития у учащихся устной связной речи, с целью обогащения памяти живыми образами и меткими словами вводит К. Д. Ушинский в процессе изучения произведений творческие упражнения. Одно из наиболее распространенных из них – рассказывание по аналогии с прочитанным. Художественное произведение выступает в данном случае в качестве образца, в соответствии с темой и композицией которого учащиеся 128 составляют свои рассказы, привлекая при этом «живые» наблюдения над предметами или явлениями окружающей действительности. В своей хрестоматии по чтению «Родное слово» К. Д. Ушинский помещает разнообразные задания для подобного рассказывания: - Как вы провели ваши каникулы? - Что вы делали на сенокосе? Расскажите и сравните с тем, что прочли. - Какие растения, каких зверей и птиц вы сами видели в лесу? И т. д. (К. Д. Ушинский, с. 205 - 218). Рассказывание по аналогии с прочитанным, по К. Д. Ушинскому, проводится на заключительных этапах изучения художественного произведения. Идеи К. Д. Ушинского нашли свое продолжение и развитие в трудах его последователей во второй половине XIX в. Значительно увеличивается количество видов и разновидностей творческих работ, используемых на уроках чтения, уточняются рекомендации, касающиеся использования этих видов на уроках чтения.

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ЗВУКОВОМУ СПОСОБУ обучения грамоте И ПО МЕТОДУ ПОЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Звуковые упражнения, подготавливающие к чтению.

Все начинается с изучения звуков. После того, как учитель громко и протяжно произнесет звук (например «а»), каждый учащийся должен громко и отчетливо его повторить. При каждом новом звуке повторяются ранее изученные звуки.

После изучения звуков, учащимся даются слова и они должны назвать звук, который в этом слове ( вол, мир, шаг), затем даются двусложные и многосложные слова ( мама, рыба, синица и т.д.). Изучение звуков проходит параллельно с письмом.

Изучение согласных звуков проходит аналогично: дается согласный звук, дети повторяют, затем слова ( уж, ус, нож), дети называют звук, присутствующий в слове. Также можно предложить детям самим подобрать слова к определенным звукам.

Упражнения для перехода от звукового изучения к письму и чтению.

Дается слово (усы), у детей спрашивают какие звуки они умеют уже писать а какие нет, те, которые не умеют, учитель показывает им на доске. Затем это должен повторить каждый учащийся (прописать).

Дальнейшее и совместное изучение письма и чтения по азбуке.

Для каждой новой согласной буквы дается картинка с подпись снизу. Учитель спрашивает что изображено, затем разбирают уже известные и новые звуки. ( какие здесь новые звуки? какой в начале, какой в конце?) Здесь же дети знакомятся с буквой нового звука и приучаются писать ее не отдельно. (письменная азбука)

Занятия по печатной азбуке пойдут по следующему плану:

  1. Звуковой разбор

  2. Письмо

  3. Чтение написанного

  4. Чтение тех же слов и фраз в печатной азбуке

  5. Чтение и переписка из печатной азбуки новых слов и фраз, не бывших в письменной

  6. Отыскивание знакомых букв и слогов в каком-нибудь рассказе

  7. Сложение слов из букв печатной азбуки, наклеенных на деревяшки или или картон.

После всего этого, ребенок будет верно разбирать на звуки, складывать слова, верно их писать и верно прочтет его, если встретит.

Пояснительное чтение.

В первой части «Родного слова» учитель найдет следующие виды упражнений: 1) названия множества предметов, расположенные по родам и видам; 2) неоконченные фразы, которые ученик должен окончить, или вопросы, на которые должен отвечать; 3) русские пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки; 4) русские сказки, отчасти переделанные для детей, отчасти придуманные по образцу народных; 5) русские песни и небольшие стихотворения и 6) картинки.

Приведем несколько примеров упражнений.

Названия множества предметов, расположенные по родам и видам.

Упр. №1: Мячик, Перо, Линейка, Кукла, Книга, Волчок, Доска, Кегли, Грифель, Карандаш, Чернильница.

Учитель требует, чтобы при каждом слове ученик сказал: что это такое – учебная ли это вещь или игрушка? Так, например, мячик – игрушка, перо – учебная вещь и т.д. Прием этот можно разнообразить тем, что один ученик читает название предмета, а другой говорит, что это такое; третий опять читает название предмета, а четвертый говорит, что это такое и т.д. Если ученик не подумал о слове, которое прочел, то непременно ошибется.

После этого учитель требует, чтобы ученики читали одни названия игрушек, пропуская название учебных вещей, и, наоборот, читали название учебных вещей, пропуская название игрушек, что приучает детей читать молча.

Картинки.

Каждая картинка может вызвать маленькую беседу между учителем и учеником. Кроме, картинок, относящихся к статьям, есть картинки, помещенные с целью дать словесные и письменные упражнения детям.

Например, картинка на стр.43 изображающая часть внутренности избы и находящиеся в ней предметы. Дети должны назвать все предметы, нарисованные на этой картинке, а потом написать все эти названия. Впоследствии, когда дети станут уже писать маленькими предложениями, можно будет воротиться к той же картинке и потребовать, чтобы дети о каждом предмете что-то сказали и потом написали, как, например, кафтан висит на стене, лопата стоит в углу и т.д. Когда дети будут в состоянии связывать несколько предложений в стройную речь, тогда можно и в третий раз возвратиться к той же картинке и потребовать чтобы дети рассказали и описали все, что на ней нарисовано.



Литература:

  1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.

  2. М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах – М.: Академия, 2007. – 345 с.

  3. http://www.studfiles.ru/preview/1721535/page:2/

  4. http://www.detskiysad.ru/ucheba/gramota002.html

  5. http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_mpmnk.pnzgu.ru/posobiya/maly_metodika.pdf






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степанян М.Б.

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства