kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вопросы к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

  1. Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы к рассказу Л.Н.Толстого "После бала" »

Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»

  1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?

В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).

  1. Какова основная тема рассказа?

Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай.

  1. Как построено произведение?

В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

  1. От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого из них, памятуя о том, что Иван Васильевич является и героем произведения?

Нередко автор — создатель произведе­ния — передает свои права рассказчику или повествователю. В данном рассказе повествование организовано сложнее.

Обратимся к началу рассказа.

«- Вот вы говорите, что человек не мо­жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто­ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич.

  1. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков.

Исполнение от лица автора предполага­ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда­ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво».

  1. Перечитайте заключительную часть рассказа, возвращающую читателя к разговору о среде, о том, «что хорошо, что дурно». Почему автор в конце рассказа вновь вернулся к этому разгово­ру? Как сочетаются разговор-беседа, обрамляю­щая произведение, с темой и содержанием рас­сказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала? Почему «После бала» можно на­звать рассказом в рассказе? Как соотносятся в произведении прошлое и настоящее?

«После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по­скольку повествование Ивана Васильеви­ча о событиях на балу и после бала воз­никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур­но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре­шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об­рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ­ников беседы волнуют нравственные про­блемы.

  1. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой рас­сказа, расставшись с Варенькой? Что «видел» и «слышал» он под впечатлением веселого бала? Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше? Как воспринимает герой утренний городской пейзаж? Выпишите слова и выражения, которые наиболее емко передают со­стояние Ивана Васильевича.

Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве­сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили­лись после его расставания с любимой де­вушкой. И брат, и лакей Петруша показа­лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна­чительно».

  1. Какие чувства овладели Иваном Васильеви­чем после увиденного им жестокого наказания та­тарина? Почему в его рассказе о наказании так часто повторяются слова «стал различать», «стал смотреть», «увидал», «расслышал», «видел», «мельком увидал», «услыхал», «не зная, куда смотреть», «слышались слова»? Как они помогают постепенно раскрыть нарастание того чувства, ко­торое испытал герой рассказа в страшное утро эк­зекуции? Выпишите слова, которые передают со­стояние Ивана Васильевича как свидетеля наказа­ния.

«Мне было до такой степени стыд­но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно­ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа­ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо­дящего, понять переживания героя.

  1. Расскажите о переживаниях и думах героя на балу и после бала.

Для того чтобы рассказать о пережива­ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест­вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде­ний о том, как от очарования, которое охва­тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги­ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови­нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер­тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае­мые на страницах рассказа.

  1. Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?

Рассказ распадается на две контраст­ные картины и каждая из них резко отли­чается своей тональностью, которая за­метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща­тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро­шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок­рое, красное, неестественное», во что пре­вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо­бражению, лишь усиливают эмоциональ­ное воздействие картин.

  1. Как нарисован полковник на балу и после бала? Можно ли слова, сказанные полковником на балу — «надо все по закону», — соотнести с его поведением во время экзекуции?

Образ полковника на балу и после ба­ла — образ одного и того же человека, ко­торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо­бразить из себя, отступить от своих при­вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга­ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя.

  1. В самом начале рассказа собеседники Ивана Васильевича говорят о важности понимания того, «что хорошо, что дурно». Какой ответ на эти во­просы дает писатель в рассказе «После бала»? Ка­кие иллюстрации вы бы нарисовали к произведе­нию Л. Н. Толстого? Как своими иллюстрациями вы бы откликнулись на то, «что хорошо» и «что дурно» в картине жизни, запечатленной в рас­сказе?

В рассказе «После бала» автор дает чет­кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт­растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо­яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю­страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от­ношения отца и дочери на балу. Их красо­та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы­вают благодарный отклик всех, кто их ви­дит. И столь же эмоционально выразитель­ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад­ность, и спокойное отношение к чужому унижению.

  1. Каким предстает Иван Васильевич в харак­теристике своих собеседников? Какую роль в жиз­ненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «слу­чай»? Как характеризует героя его решение не слу­жить в военной службе и нигде не служить?

Ивана Васильевича мы видим челове­ком, которому не чужды радость от сопри­косновения с прекрасным, способность от­клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри­совке автора представлен добрым, поря­дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока­зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже­ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений.

  1. Работая над рассказом «После бала», Л. Н. Толстой расширял эпизод экзекуции и на­стойчиво подчеркивал контраст в облике полков­ника на балу и после бала. Что стремился этим сказать писатель?

Хотя Толстой расширял описание экзе­куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа оче­виден и сила описания экзекуции все рав­но подавляет светлые и радостные краски бала.

Именно это и стремился подчеркнуть автор, работая над текстом.

  1. Известно, что в первой редакции рассказа Иван Васильевич сожалеет о том, что не женился на Вареньке. Почему Л. Н. Толстой исключил этот мотив из окончательной редакции рассказа?

Если бы в тексте рассказа осталось та­кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва­рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди­нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

  1. В чем вы видите критическую силу рассказа?

Критическая сила рассказа в решитель­ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи­сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены.

  1. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы гово­рите». Почему, как вы думаете, писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?

При выборе названия автор остановил­ся на том заголовке, который подчеркива­ет важность трагической части повество­вания, которая произошла после бала.

  1. В своих воспоминаниях о Л. Н. Толстом из­вестный юрист и литератор А. Ф. Кони, коснув­шись рассказа «После бала», не смог пройти мимо свойственного произведению контраста. Он отме­тил: «Этот роковой диссонанс действует сильнее всякой длинной и сложной драмы». В прямом значении слово «диссонанс» означает негармони­ческое сочетание звуков, а в переносном — раз­лад, несогласованность, противоречие, резкое несоответствие чему-либо. В каком значении, на ваш взгляд, употребил мемуарист слово «диссо­нанс»? Можно ли слова «контраст» и «диссонанс» назвать в данном случае синонимами? Почему «диссонанс» назван автором воспоминаний «ро­ковым»?

В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио­нальном строе, в цвете, в звучании. Глав­ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв­ление.

  1. Контрастное сопоставление двух частей рас­сказа ярко отразилось на языке художественного произведения. Подберите из каждой части расска­за антонимы, передающие звуки и краски бала и экзекуции. Включите их в свой устный рассказ.

Бал чудесный, зала прекрасная, музы­канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам­панского…

Что-то большое, черное…

Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка».

Едва ли стоит сравнивать скорчившее­ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан­цорами на балу. Поэтому в устный рас­сказ мы будем их включать с осторожно­стью.

  1. Характеризуя внешность полковника, Толс­той подчеркивает, что «лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками». Сравнение внешности полковника, «служаки николаевской выправки», с Николаем I является важной художе­ственной деталью рассказа. Подумайте, почему писатель прибегает к сравнению внешности пол­ковника с внешностью царя. Какое развитие это сравнение находит в сюжете рассказа «После бала»?

Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от­правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле­нием своей юности, был жив облик слу­жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху.

Об этом говорит и портрет отца Ва­реньки: «Отец Вареньки был очень краси­вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы­ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы­ми же, подведенными к усам бакенбарда­ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об­лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев­ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано.

  1. Герой произведения и рассказчик Иван Ва­сильевич «случай» из своей жизни называет «длинной историей». Но в самом ли деле это «длинная история»? Ведь тут же он говорит, что его «жизнь переменилась от одной ночи, или ско­рее утра». Вчитайтесь в рассказ и проследите, как писатель устами Ивана Васильевича фиксирует время ночного бала и наступившего следом за ним дня. С какими событиями связаны эти указа­ния на время действия? Какова временная дистан­ция между началом рассказа о «чудесном» бале и событиями, замыкающими рассказ Ивана Ва­сильевича?

Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле­дующего дня ознаменовано для Ивана Ва­сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере­местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все­го несколько часов.

  1. Рисуя облик хозяйки бала, писатель подчер­кивает, что она была «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны». Поче­му Толстой в рассказе «После бала» трижды вос­создает портрет хозяйки бала, каждый раз сопо­ставляя его с портретом Елизаветы Петровны? В какой мере упоминание об императрице Елиза­вете Петровне расширяет временные границы про­изведения Толстого?

Автор, намекая несколько раз на сход­ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше­ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.

  1. С каким чувством, вспоминая далекое прошлое, описывает Иван Васильевич бал? Представьте, что вы должны изобразить бал на художественном полотне. Какие краски преобладали бы? Почему?

  2. Каким предстает в сцене бала полковник? Что в его внешности и поведении трогает и восхищает рассказчика?

  3. Влияет ли настроение, с каким Иван Васильевич возвращается домой, на то, как он воспринимает сцену наказания солдата за побег?

  4. Каким видим мы полковника в этой сцене? Как здесь описаны его внешность и поведение? «Напишем» еще одну картину. Какие краски понадобятся? Почему?

  5. Так каков же полковник на самом деле? Лицемерил ли он на балу? Притворялся ли заботливым добрым отцом, воспитанным, доброжелательным человеком?

  6. Может ли Иван Васильевич ответить на эти вопросы? Какие чувства он испытывает? Понял ли он причины противоречий в поведении полковника?

  7. Как изменило увиденное после бала жизнь этого честного, мыслящего человека? Почему он не стал военным, как собирался ранее? К каким выводам пришел? Чему посвятил свою жизнь?

  8. Покажите на конкретных примерах художественное мастерство Толстого.

  9. Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал? Над чем заставил задуматься?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Вопросы к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134599


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства