kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вопросы и ответы к творчеству С.А.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№1)

  1. Что объединяет в понятие «Родина» Есенин?

В понятие «Родина» Есенин вкладывает большой смысл. Это и место, где он родил­ся, и вся дорогая ему Русская земля. Прежде всего, это деревенская жизнь, деревенская природа, религиозная и бы­товая культура русского человека. Поэт любит деревенскую Русь, тяготеет к гар­монии человека и природы, чувствует любовь ко всему живому, что населяет Ро­дину.

Его восхищение вызывают «хаты — в ризах образа», поля, низенькие околи­цы, запах яблока и меда, деревенские раз­влечения — пляс и девичье пение. Вся любовь поэта к родимой земле сосредото­чена в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…», завершающемся весьма интересной концовкой, в которой пред­почтение отдается жизни на родине, не­жели в раю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы и ответы к творчеству С.А.Есенина »

Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№1)

  1. Что объединяет в понятие «Родина» Есенин?

В понятие «Родина» Есенин вкладывает большой смысл. Это и место, где он родил­ся, и вся дорогая ему Русская земля. Прежде всего, это деревенская жизнь, деревенская природа, религиозная и бы­товая культура русского человека. Поэт любит деревенскую Русь, тяготеет к гар­монии человека и природы, чувствует любовь ко всему живому, что населяет Ро­дину.

Его восхищение вызывают «хаты — в ризах образа», поля, низенькие околи­цы, запах яблока и меда, деревенские раз­влечения — пляс и девичье пение. Вся любовь поэта к родимой земле сосредото­чена в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…», завершающемся весьма интересной концовкой, в которой пред­почтение отдается жизни на родине, не­жели в раю.

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

В стихотворении «Я покинул родимый дом…» в понятие родины включаются родители поэта, тоскующие, что сын на­долго оставил старый клен «на одной но­ге», который «стережет голубую Русь». В каждом стихотворении, посвященном родине, образ родного края наполняется новыми яркими деталями, через которые передается любование поэтом красотами и духовными ценностями родной земли.

  1. Какой образ Руси возникает в стихах поэта? Почему стихотворения последних лет носят траги­ческий оттенок?

В стихах поэта возникает образ кресть­янской Руси, привлекательной для него как страны его детства, полной поэтиче­ских впечатлений. В 20-е годы он уже скорбит о деревенской Руси, погибающей под пятой наступившего на нее железного города, пришедшей в деревню революции. В написанной в эти годы поэме «Сороко­уст» он рисует трагическую сценку отча­янных гонок красногривого жеребенка, который стремится обогнать бегущий «на лапах чугунный поезд». В 20-е годы Есе­нин видит катастрофическое крушение вековых устоев русской деревни, всего уклада жизни русского человека; его тре­вожит происходящая переоценка духов­ных ценностей.

  1. Каков лирический герой есенинской поэзии? Как в нем сочетаются «смиренный инок» и «греш­ник», «бродяга и вор»?

Это сам поэт в разные времена — в дет­стве, периоде взросления, юности, зрелос­ти, конце жизни, много перестрадавший, но оставшийся верным своей деревенской юности, любви к природе, традиционному крестьянскому быту. Он видит себя стран­ником и богомольцем; его уход с малой родины в город не принес радости: город оказался для него чужим. Постоянные воспоминания о юности, о родной земле сопровождают лирического героя через все творчество Есенина. В последний пе­риод в результате тяжелых душевных пе­реживаний наряду с этими мотивами про­рывается второе «я», нашедшее вопло­щение в «Черном человеке», бунтарское, эпатажное, грешное. Отсюда возникает и образ грешника, бродяги, скандалиста и вора.

  1. Литературовед К. А. Кедров отмечает три ос­новных цвета в поэзии Есенина: алый, синий, золо­той. Покажите использование этих цветов и рас­кройте их символическое значение.

Алый, золотой, синий — яркие цвета природы. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенин называет себя поэтом «золотой бревенчатой избы». Поэт имеет в виду и цвет избы — желтый и ее ценность как символа крестьянского быта с традиционными нравственными устоя­ми. Золотая роща, золотая осень — симво­лы увядания природы. Есть также мнение (Сергей и Станислав Куняевы), что ран­няя есенинская цветопись в точности воспроизводит расположение цветов на русской иконе, а «алый мрак в небесной черни» возникает на границе перехода из мира земного в мир небесный. И сама ико­на в его стихах становится окном в мир иной. Очень часто синий цвет выступает как символ холода в отличие от притяга­тельности голубого. Однако есенинский синий цвет ближе к голубому, чем у Бло­ка, у которого он символизирует тоску, холод, грусть. Все вместе — яркие краски русской природы (алый закат).

  1. С помощью каких художественных приемов Есенин дает почувствовать красоту и животворящую силу природы?

Природа в раннем творчестве Есенина предстает как божественный храм, «ноч­ных небес иконостас», звезды уподобля­ются лампадкам небесным, «хаты — в ри­зах образа», деревья — монашкам, сум­рак — ангелу, ветер — схимнику, туман сравнивается с рясой. Благодаря таким параллелям между земным и небесным жизнь природы на страницах есенинских стихотворений воспринимается как тор­жественное, животворящее действие. Осо­бую роль в произведениях Есенина игра­ют образы луны, месяца и солнца как символы дня и ночи, лунной и солнечной сфер, влияющих на человека. Однако наи­более важным является для него образ земли. В стихотворении «Я иду долиной, на затылке кепи…» поэта привлекают «розовые степи», «тихая река». «На земле милее. Полно плавать в небо», — утверж­дает он, воспевая природу крестьянской деревни и крестьянский труд. Но это уже признание в любви к родине в поздних стихах, написанных после заграничных путешествий.

  1. По свидетельству С. А. Толстой, С. Есенин на­писал стихотворение «Не жалею, не зову, не пла­чу…» под влиянием одного из лирических отступле­ний «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, которое заканчи­валось словами: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные ре­чи, то скользит теперь мимо, и безучастное мол­чанье хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!» Выскажите ваше суждение.

Сходство мотивов в лирическом отступ­лении из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» есть. Это и сожаление о прошед­шей юности, и философское восприятие новой поры жизни, ее быстротечности. Однако у Есенина все это выражено не­сколько по-другому. Во-первых, началь­ная строка «Не жалею, не зову, не пла­чу…» гармонирует с последней строфой, отражающей настроение примирения с непреодолимыми законами жизни: «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть». Восприятие юности связано у поэта с картинами родины, с ко­торой и ассоциируются лучшие годы жиз­ни («белых яблонь дым», «увяданьем зо­лота», «страна березового ситца»). «Буй­ство глаз и половодье чувств» — это свойство молодости рисуется Есениным также по ассоциации с картинами доро­гой ему деревенской природы. Очень ин­тересно метафорическое сравнение быст­ро промчавшейся жизни со своей скач­кой «весенней гулкой ранью… на розовом коне».

  1. В каких стихотворениях, прочитанных вами, поэт размышляет о земном пути человека?

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» он называет себя «захожим бо­гомольцем». Как уже было проанализиро­вано в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», поэт принимает вечные зако­ны бытия и благодарен судьбе за дар пре­бывания в «стране березового ситца». И здесь тоже возникает тема бродяжниче­ства по земле. По мотивам прошедшей жизни ему также близко стихотворение «Отговорила роща золотая…», в котором развивается есенинская идея о земном пу­ти человека («Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…»). Его странничество в этом мире вновь, что и в предыдущем стихотворении, повторяет мысль о должном принятии законов бытия: «ничего в про­шедшем мне не жаль». Пребывание на земле связано с глубокими и быстротеч­ными изменениями в сознании человека, его интересах («Я теперь скупее стал в же­ланьях…»). Оригинально сравнение увя­дания человека, утраты им молодости с рощей золотой, которая «отговорила… бе­резовым веселым языком». Мотив земно­го пути человека неотъемлемо связан с ро­диной: «Никакая родина другая / Не воль­ет мне в грудь мою теплынь», «Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!». Каждое стихотворение с моти­вами земного странничества завершается благодарным чувством любви к родине и желанием упокоения в родной земле.

  1. Проанализируйте стихотворение «Отговорила роща золотая…». Какие образы созданы в стихотво­рении?

Стихотворение имеет кольцевую компо­зицию. В начале его представлена карти­на осени и отлета журавлей с печальным чувством в дальние страны. В конце сти­хотворения поэт вновь возвращается к увядающей природе и заявляет, что «ро­ща золотая отговорила милым языком». Весь процесс осеннего увядания природы вызывает у лирического героя смешанные чувства — печальные и отрадные. Картины, нарисованные поэтом, яркие, красоч­ные, золотые. Красная, спелая рябина — вот символ этого времени года. Важен со­бирательный образ журавлей, которые, «печально пролетая, уж не жалеют боль­ше ни о ком». Они вызывают определен­ные ассоциации и через них осуществ­ляется косвенное сравнение с людьми-странниками на земном поприще («ведь каждый в мире странник»). Как и журав­ли, лирический герой философски вос­принимает идею временного пребывания на земле, с удовольствием вспоминает юность и ничего прошедшего не жалеет. И все же мотивы грусти явно присутству­ют в стихотворении. Подобно дереву, ро­няющему листья, герой роняет «грустные слова». Основные образы имеют символи­ческое значение. Так, золотая роща — это жизнь поэта, даже вообще бытие. Осень — пора тишины и ярких красок, поэтому в стихотворении преобладают цветовые об­разы, а звуковых практически нет. Жу­равли представляют собой лейтмотив осе­ни жизни, музыкальная тема стихотворе­ния, прощальная песня со всем юным, веселым, с «сиреневой цветью» природы и души человека.

Цвет играет большую роль в этом сти­хотворении: осень золотая — это и цвет осени, и символика прекрасного. Тема бесприютного странника подчеркивается холодным цветовым эпитетом — над го­лубым прудом.

  1. Как использует Есенин изобразительные сред­ства языка для создания поэтических образов?

Язык Есенина богат и разнообразен. Мы уже видели это на примере анализа стихотворения «Отговорила роща золо­тая…». Вновь, уже с этой точки зрения обратимся к стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу…».

В стихотворении много «земных» обра­зов, выписанных ярко, сочно, афористич­ным языком и с редким проникновением в жизнь природы: «все пройдет, как с бе­лых яблонь дым», «золото увяданья», «страна березового ситца» и т. д. А рядом с этим соседствует фраза из поэтического лексикона XIX века («о моя утраченная свежесть») и типично есенинское, народ­но-человеческое: «буйство Плаз и поло­водье чувств».

В этом стихотворении есть и символиче­ский образ розового коня. Образованный с помощью цветового эпитета — розовый, он воплощает восход, весну, радость жиз­ни. На заре реальный крестьянский конь в лучах восходящего солнца кажется розовым. Следовательно, эпитет имеет как реально видимый, так и символиче­ский смысл. «Проскакал на розовом ко­не» — трагический знак уже отшумевшей жизни.

К изобразительным средствам языка для создания поэтических образов в твор­честве С. Есенина можно отнести эпите­ты, в которых взаимодействуют земное и небесное, имеющие свойство сливаться и оказывать воздействие друг на друга. Так, по модели «голубое небо» оно может опре­деляться как «голубая трава», «голубой песок» и т. д.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Вопросы и ответы к творчеству С.А.Есенина

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134612


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства