kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.

К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 8 классе.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно)  – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно)  – в работе допущено более 5-ти ошибок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова в 8 классе »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия















Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова

8 класс







Подготовила учитель

русского языка и литературы

Печказова Светлана Петровна









Чамзинка

2015

Пояснительная записка



Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.

К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 8 классе.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,



























ВАРИАНТ I

Творчество М.Ю.Лермонтова


  1. Укажите годы жизни М.Ю.Лермонтова:

    1) 1814-1841,

    2) 1824-1849,

    3) 1799-1835,

    4) 1804-1839

  2. М.Ю.Лермонтов родился:

    1) в Тарханах,

    2) в Петербурге,

    3) в Пятигорске,

    4) в Москве

  3. Какие факты из биографии Лермонтова верны:

    1) поэт прожил долгую жизнь,

    2) мать Лермонтова рано умерла,

    3) мальчик рос с отцом,

    4) поэт был офицером и служил на Кавказе

  4. В какое учебное заведение поступил М.Ю. Лермонтов в 1832 году:

    1) в Московский университет,

    2) в Царскосельский лицей,

    3) в школу гвардейских прапорщиков в Петербурге,

    4) в Петербургский университет

  5. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым:

    1) «Парус»,

    2) «Герой нашего времени»,

    3) «Маскарад»,

    4) «Смерть поэта»

  6. Назовите основной мотив в творчестве поэта:

    1) зависть,

    2) свобода,

    3) одиночество,

    4) усталость

  7. В поэзии М.Ю. Лермонтова воплотились принципы:

    1) романтизма и сентиментализма,

    2) реализма и романтизма,

    3) классицизма и романтизма,

    4) реализма и классицизма

  8. За что М.Ю. Лермонтов в 1837г. был сослан на Кавказ:

    1) за стихотворение «Смерть поэта»,

    2) за революционную деятельность,

    3) за участие в дуэли,

    4) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии

  9. В каком журнале впервые был опубликован роман «Герой нашего времени»:

    1) «Современник»,

    2) «Русский вестник»,

    3) «Вестник Европы»,

    4) «Отечественные записки»

  10. М.Ю.Лермонтов убит на дуэли:

1) Н.Мартыновым,

2) Э.де Барантом,

3) А.Васильчиковым,

4) Н.Лорер




КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

4

2,4

3

4

3

2

1

4

1















ВАРИАНТ II

М.Ю.Лермонтов. «Бородино»

  1. К какому жанру принадлежит произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино»:

    а) баллада;

    б) поэма;

    в) стихотворение?

  2. Какому историческому событию посвящено произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино»:

а) Крымской войне; б) Отечественной войне 1812 г.;

в) Великой Отечественной войне?

  1. К какой годовщине события написано произведение:

    а) 25-летию;

    б) 30-летию;

    в) 50-летию?

  2. Где находится Бородино:

    а) под Москвой;

    б) под Парижем;

    в) под Петербургом?

  3. Произведение написано в форме:

    а) монолога;

    б) диалога;

    в) письма?

  4. Военная специальность героя стихотворения:

    а) кавалерист;

    б) пехотинец;

    в) артиллерист?

  5. Кому принадлежат слова, обращённые к солдатам перед боем «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…»:

    а) Кутузову;

    б) священнику;

    в) полковнику?

  6. На следующий день после боя русские солдаты были готовы:

    а) отступить;

    б) продолжить бой;

    в) укрепить свои позиции?

  7. В стихотворных строчках «носились знамена, как тени», «французы двинулись, как тучи» автор использует:

    а) эпитет;

    б) метафору;

    в) сравнение?

  8. Изображение боя представляет собой:

    а) описание;

    б) повествование;

    в) рассуждение?

  9. К какому стилю речи относятся фразы «у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат мусью»:

    а) деловой;

    б) разговорный;

    в) художественный?

  10. Произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино» принадлежит к лирике:

а) пейзажной;

б) философской;

в) патриотической?



КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

б

а

а

б

в

в

б

в

а

б

в













ВАРИАНТ III

«Песня про купца Калашникова»

1. Это произведение написано в плане:

а) лиро-эпическом;

б) эпическом;

в) лирическом.

2. Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет;

Горят щеки румяные,

Как заря на небе Божием.

Героиня этих строк:

а) грузинка;

б) Алена Дмитриевна;

в) Маша Миронова.

3 Купец Калашников защищает:

а) красоту своей жены;

б) свою честь и честь жены;

в) честь имени, семьи, рода.

4. Носителем народной правды в поэме выступает:

а) Иван Грозный;

б) Алена Дмитриевна;

в) Калашников.

5. Образное средство языка:

а) кульминация;

б) эпитет;

в) зачин.

6. В строке: «Не сияет на небе солнце» — пропущен постоянный эпитет:

а) золотое;

б) красное;

в) ясное.

7. Перенос значения по сходству называется:

а) метафорой;

б) сравнением;

в) эпитетом.

8. «Это один из тех упругих характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. Есть души ... которые не хотят запятнанного блаженства, раз подтемнённой славы...». В. Г.Белинский сказал это:

а) об Иване Грозном;

б) о Кирибеевиче;

в) о Калашникове.



Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

в

в

б

б

а

в



















ВАРИАНТ IV

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»

  1. Определите жанр произведения:

    а) баллада,

    б) элегия,

    в) притча,

    г) поэма.

  2. Эпиграф к произведению взят из:

    а) былин,

    б) Библии,

    в) летописей,

    г) древней притчи.

  3. В чём заключается смысл эпиграфа?

    а) восстание против судьбы,

    в) защита прав человека на свободу.

    б) раскаяние, смирение,


  4. Почему местом действия выбран Кавказ:

а) автор любил эти места,

б) природа Кавказа сродни натуре главного героя,

в) эти места связаны с историей России.

  1. Что можно назвать символом свободы в произведении:

    а) степь,

    б) Кавказ,

    в) барс,

    г) грузинку.

  2. Какой момент в сюжете является центральным:

    а) побег из монастыря,

    б) встречу с грузинкой,

    в) бой с барсом,

    г) гибель Мцыри.

  3. В исповеди Мцыри звучит:

    а) гнев, негодование,

    б) смирение, покаяние,

    в) призыв отказаться от бесплодной борьбы,

    г) утверждение своей правоты.

  4. Какова тема произведения:

    а) изображение мятежного человека,

    б) жизнь послушника в монастыре,

    в) бесплодность мечтаний Мцыри о воле,

    г) побег Мцыри в родные края.

  5. В чём заключается основная идея произведения:

    а) отрицание морали смирения,

    б) тоска по воле,

    в) верность идеалам свободы,

    г) призыв к борьбе за свободу.

  6. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в произведении:

а) анапест,

б) дактиль,

в) амфибрахий,

в) ямб.


Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

в

б

в

в

в

а

г

в



















ВАРИАНТ V

Лирика М.Ю.Лермонтова

1. И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует... —

цитата из написанного в 1829 г. стихотворения:
а)  «Монолог»;      б)  «Мой демон»;      в)  «Наполеон».
2. Афористичное утверждение: «Так жизнь скучна //Когда боренья нет», — начало 22-й строфы стихотворения:
а) «Исповедь»;        б) «1831-го июня 11 дня»;       в) «1830. Май. 16 число».      

3. В 1832 г. Лермонтов пишет хрестоматийное стихотворение «Парус». Парус — это символ:

а) одинокого героя, который стремится к переменам;
б) романтики путешествий и дальних странствий;   

в) моря.

 4. Стихотворение «Бородино», образец патриотической  лирики,  было написано в  честь 25-летнего юбилея  знаменитого сражения. Рассказ о Бородинском  бое ведется от лица:

а)  известного генерала, «отца солдатам»;
б)  историка, изучающего эту битву;
в) простого солдата, участника Бородинского сражения.
5. Закончите цитату из стихотворения «Бородино»:

...Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою

а) За родину свою!    б)  За Бога и царя!      в)  За Бородино!
6. Известный русский прозаик В. А. Соллогуб сказал:

«Смерть … возвестила России о появлении нового поэта  Лермонтова».

а)  Александра I;    б)  Наполеона;       в)  А. С. Пушкина.
7. На Кавказ Лермонтова сослали в 1837 г.:

а)  за дуэль с членом царской фамилии;
б)  за последние несколько строк в стихотворении «Смерть поэта»;
в)  за деятельность в антиправительственном  обществе.
8. Одинок я — нет отрады: 
    Стены голые кругом, 
    Тускло светит луч лампады 
   Умирающим огнем...
Это  строфа  из  стихотворения,   написанного в 1837 г., когда Лермонтов был под арестом за произведение «Смерть поэта».

а)  «Узник»;   б)  «Молитва»;   в)  «Дума».
9. В стихотворении «Молитва» лирический герой просит Матерь Божию:

а)  «о спасении …перед битвою…»
б)  «за свою … душу пустынную…»
в)  «окружи счастием душу достойную...»
10. Программное стихотворение «Дума» начинается строчками:

«я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно...»

а) с любовью;   б)  печально;   в)  с надеждой.
11. Протест против непонимания поэта обществом, считающим право на гра-жданственность лирики, выразился в стихотворении: 
а) «Пророк»; б) «Дума»; в) «Поэт».
12. В начале 1840 г. Лермонтов пишет стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Картинам светского бала, где мелькают «приличьем стянутые маски», где красавицы холодны, знакомые бездушны, автор противо-поставляет:

а)  картину тех мест, где прошло его детство;
б)  дикую природу Кавказа;  в)  бушующее море.
13. Стихотворение «Пророк» начинается следующими строчками:
                                         С тех пор как вечный судия 
                                         Мне дал всеведенье пророка, 
                                         В очах людей читаю я 
                                         Страницы злобы и порока.
За что даже близкие люди «бросали бешено каменья» в пророка?

а)  Он обличал их пороки.    
б)  Он призывал ближних к борьбе.
в)  Он проповедовал любовь и правду.
14. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтов пишет:

«Уж не жду от жизни ничего я, / И не жаль мне прошлого ничуть...» Что ищет поэт на пустынном и кремнистом жизненном пути?

а)  Бурь и борьбы.     б)  Свободы и покоя.   в)  Счастья и любви.
15. В каком стихотворении Лермонтова особенно четко звучит тема поэта и поэзии?

а)  «Пророк».   б)  «И скучно и грустно».   в)  «Дума».















ВАРИАНТ VI

Проверочная работа по лирике М.Ю. Лермонтова

В1. Каким стихотворным размером написано стихотворение М. Ю. Лермонтова
«Парус»?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом. —

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

В2.


К какому литературному направлению относится и творчество английского
поэта Джорджа Гордона Байрона, и приведенное стихотворение М.Ю.Лер­монтова?

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум не много совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

В3. Впечатление от смерти какого русского поэта легло в основу стихотворения

М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?

В4.


Какой характерный для романтической лирики М. Ю. Лермонтова мотив

звучит в первой строфе стихотворения «Тучи»?

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужного

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

В5. Кто является героем и рассказчиком стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

В6.


Назовите тему стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и

сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без

цели,

Как пир на празднике чужом.

В7. Какая философская проблема звучит в стихотворении М. Ю. Лермонтова
«Три пальмы»?

На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли н цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..


В8. Какой характерный для лирики М. Ю. Лермонтова мотив звучит в описании
«толпы» в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...»?

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски...


Часть 2

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литера­турные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.



С1. Тема Поэта и Поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.

С2. Особенности любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

СЗ. Лирика М. Ю. Лермонтова: основные темы, мотивы, образы.







Использованная литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 9 класс. «История твоей литературы. Литературное путешествие по реке времени» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.

  2. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

  3. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  4. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

  5. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 9 классе. - М.: Экзамен, 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова в 8 классе

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства