Просмотр содержимого документа
«Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова в 8 классе »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова
8 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2015
Пояснительная записка
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.
К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 8 классе.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
ВАРИАНТ I
Творчество М.Ю.Лермонтова
Укажите годы жизни М.Ю.Лермонтова:
1) 1814-1841,
2) 1824-1849,
3) 1799-1835,
4) 1804-1839
М.Ю.Лермонтов родился:
1) в Тарханах,
2) в Петербурге,
3) в Пятигорске,
4) в Москве
Какие факты из биографии Лермонтова верны:
1) поэт прожил долгую жизнь,
2) мать Лермонтова рано умерла,
3) мальчик рос с отцом,
4) поэт был офицером и служил на Кавказе
В какое учебное заведение поступил М.Ю. Лермонтов в 1832 году:
1) в Московский университет,
2) в Царскосельский лицей,
3) в школу гвардейских прапорщиков в Петербурге,
4) в Петербургский университет
Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым:
1) «Парус»,
2) «Герой нашего времени»,
3) «Маскарад»,
4) «Смерть поэта»
Назовите основной мотив в творчестве поэта:
1) зависть,
2) свобода,
3) одиночество,
4) усталость
В поэзии М.Ю. Лермонтова воплотились принципы:
1) романтизма и сентиментализма,
2) реализма и романтизма,
3) классицизма и романтизма,
4) реализма и классицизма
За что М.Ю. Лермонтов в 1837г. был сослан на Кавказ:
1) за стихотворение «Смерть поэта»,
2) за революционную деятельность,
3) за участие в дуэли,
4) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии
В каком журнале впервые был опубликован роман «Герой нашего времени»:
1) «Современник»,
2) «Русский вестник»,
3) «Вестник Европы»,
4) «Отечественные записки»
М.Ю.Лермонтов убит на дуэли:
1) Н.Мартыновым,
2) Э.де Барантом,
3) А.Васильчиковым,
4) Н.Лорер
КЛЮЧ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
4
2,4
3
4
3
2
1
4
1
ВАРИАНТ II
М.Ю.Лермонтов. «Бородино»
К какому жанру принадлежит произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино»:
а) баллада;
б) поэма;
в) стихотворение?
Какому историческому событию посвящено произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино»:
а) Крымской войне; б) Отечественной войне 1812 г.;
в) Великой Отечественной войне?
К какой годовщине события написано произведение:
а) 25-летию;
б) 30-летию;
в) 50-летию?
Где находится Бородино:
а) под Москвой;
б) под Парижем;
в) под Петербургом?
Произведение написано в форме:
а) монолога;
б) диалога;
в) письма?
Военная специальность героя стихотворения:
а) кавалерист;
б) пехотинец;
в) артиллерист?
Кому принадлежат слова, обращённые к солдатам перед боем «Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…»:
а) Кутузову;
б) священнику;
в) полковнику?
На следующий день после боя русские солдаты были готовы:
а) отступить;
б) продолжить бой;
в) укрепить свои позиции?
В стихотворных строчках «носились знамена, как тени», «французы двинулись, как тучи» автор использует:
а) эпитет;
б) метафору;
в) сравнение?
Изображение боя представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение?
К какому стилю речи относятся фразы «у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат мусью»:
а) деловой;
б) разговорный;
в) художественный?
Произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино» принадлежит к лирике:
а) пейзажной;
б) философской;
в) патриотической?
КЛЮЧ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
в
б
а
а
б
в
в
б
в
а
б
в
ВАРИАНТ III
«Песня про купца Калашникова»
1. Это произведение написано в плане:
а) лиро-эпическом;
б) эпическом;
в) лирическом.
2. Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки румяные,
Как заря на небе Божием.
Героиня этих строк:
а) грузинка;
б) Алена Дмитриевна;
в) Маша Миронова.
3 Купец Калашников защищает:
а) красоту своей жены;
б) свою честь и честь жены;
в) честь имени, семьи, рода.
4. Носителем народной правды в поэме выступает:
а) Иван Грозный;
б) Алена Дмитриевна;
в) Калашников.
5. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) эпитет;
в) зачин.
6. В строке: «Не сияет на небе солнце» — пропущен постоянный эпитет:
а) золотое;
б) красное;
в) ясное.
7. Перенос значения по сходству называется:
а) метафорой;
б) сравнением;
в) эпитетом.
8. «Это один из тех упругих характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. Есть души ... которые не хотят запятнанного блаженства, раз подтемнённой славы...». В. Г.Белинский сказал это:
а) об Иване Грозном;
б) о Кирибеевиче;
в) о Калашникове.
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
а
б
в
в
б
б
а
в
ВАРИАНТ IV
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»
Определите жанр произведения:
а) баллада,
б) элегия,
в) притча,
г) поэма.
Эпиграф к произведению взят из:
а) былин,
б) Библии,
в) летописей,
г) древней притчи.
В чём заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы,
в) защита прав человека на свободу.
б) раскаяние, смирение,
Почему местом действия выбран Кавказ:
а) автор любил эти места,
б) природа Кавказа сродни натуре главного героя,
в) эти места связаны с историей России.
Что можно назвать символом свободы в произведении:
а) степь,
б) Кавказ,
в) барс,
г) грузинку.
Какой момент в сюжете является центральным:
а) побег из монастыря,
б) встречу с грузинкой,
в) бой с барсом,
г) гибель Мцыри.
В исповеди Мцыри звучит:
а) гнев, негодование,
б) смирение, покаяние,
в) призыв отказаться от бесплодной борьбы,
г) утверждение своей правоты.
Какова тема произведения:
а) изображение мятежного человека,
б) жизнь послушника в монастыре,
в) бесплодность мечтаний Мцыри о воле,
г) побег Мцыри в родные края.
В чём заключается основная идея произведения:
а) отрицание морали смирения,
б) тоска по воле,
в) верность идеалам свободы,
г) призыв к борьбе за свободу.
Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в произведении:
а) анапест,
б) дактиль,
в) амфибрахий,
в) ямб.
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
б
в
б
в
в
в
а
г
в
ВАРИАНТ V
Лирика М.Ю.Лермонтова
1. И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует... —
цитата из написанного в 1829 г. стихотворения: а) «Монолог»; б) «Мой демон»; в) «Наполеон». 2. Афористичное утверждение: «Так жизнь скучна //Когда боренья нет», — начало 22-й строфы стихотворения: а) «Исповедь»; б) «1831-го июня 11 дня»; в) «1830. Май. 16 число».
3. В 1832 г. Лермонтов пишет хрестоматийное стихотворение «Парус». Парус — это символ:
а) одинокого героя, который стремится к переменам; б) романтики путешествий и дальних странствий;
в) моря.
4. Стихотворение «Бородино», образец патриотической лирики, было написано в честь 25-летнего юбилея знаменитого сражения. Рассказ о Бородинском бое ведется от лица:
а) известного генерала, «отца солдатам»; б) историка, изучающего эту битву; в) простого солдата, участника Бородинского сражения. 5. Закончите цитату из стихотворения «Бородино»:
...Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою
а) За родину свою! б) За Бога и царя! в) За Бородино! 6. Известный русский прозаик В. А. Соллогуб сказал:
«Смерть … возвестила России о появлении нового поэта Лермонтова».
а) Александра I; б) Наполеона; в) А. С. Пушкина. 7. На Кавказ Лермонтова сослали в 1837 г.:
а) за дуэль с членом царской фамилии; б) за последние несколько строк в стихотворении «Смерть поэта»; в) за деятельность в антиправительственном обществе. 8. Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем... Это строфа из стихотворения, написанного в 1837 г., когда Лермонтов был под арестом за произведение «Смерть поэта».
а) «Узник»; б) «Молитва»; в) «Дума». 9. В стихотворении «Молитва» лирический герой просит Матерь Божию:
а) «о спасении …перед битвою…» б) «за свою … душу пустынную…» в) «окружи счастием душу достойную...» 10. Программное стихотворение «Дума» начинается строчками:
«я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно...»
а) с любовью; б) печально; в) с надеждой. 11. Протест против непонимания поэта обществом, считающим право на гра-жданственность лирики, выразился в стихотворении: а) «Пророк»; б) «Дума»; в) «Поэт». 12. В начале 1840 г. Лермонтов пишет стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Картинам светского бала, где мелькают «приличьем стянутые маски», где красавицы холодны, знакомые бездушны, автор противо-поставляет:
а) картину тех мест, где прошло его детство; б) дикую природу Кавказа; в) бушующее море. 13. Стихотворение «Пророк» начинается следующими строчками: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. За что даже близкие люди «бросали бешено каменья» в пророка?
а) Он обличал их пороки. б) Он призывал ближних к борьбе. в) Он проповедовал любовь и правду. 14. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтов пишет:
«Уж не жду от жизни ничего я, / И не жаль мне прошлого ничуть...» Что ищет поэт на пустынном и кремнистом жизненном пути?
а) Бурь и борьбы. б) Свободы и покоя. в) Счастья и любви. 15. В каком стихотворении Лермонтова особенно четко звучит тема поэта и поэзии?
а) «Пророк». б) «И скучно и грустно». в) «Дума».
ВАРИАНТ VI
Проверочная работа по лирике М.Ю. Лермонтова
В1. Каким стихотворным размером написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»?
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. —
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
В2.
К какому литературному направлению относится и творчество английского поэта Джорджа Гордона Байрона, и приведенное стихотворение М.Ю.Лермонтова?
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
В3. Впечатление от смерти какого русского поэта легло в основу стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?
В4.
Какой характерный для романтической лирики М. Ю. Лермонтова мотив
звучит в первой строфе стихотворения «Тучи»?
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужного
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В5. Кто является героем и рассказчиком стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»?
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
В6.
Назовите тему стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и
сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без
цели,
Как пир на празднике чужом.
В7. Какая философская проблема звучит в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»?
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли н цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
В8. Какой характерный для лирики М. Ю. Лермонтова мотив звучит в описании «толпы» в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...»?
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски...
Часть 2
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
С1. Тема Поэта и Поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.
С2. Особенности любовной лирики М. Ю. Лермонтова.
СЗ. Лирика М. Ю. Лермонтова: основные темы, мотивы, образы.
Использованная литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 9 класс. «История твоей литературы. Литературное путешествие по реке времени» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 9 классе. - М.: Экзамен, 2008.