Контрольная работа (тест) по литературе 6 класс по теме «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора».
В - 1
1.Фольклор это
А) Авторские произведения Б) Записанное народное творчество В) Устное народное творчество. Г) Поэзия.
2. Автор фольклора -
А) Народ Б ) Певец-сказитель В)Поэт Г) Известный писатель
3.Обрядовые песни это
А) Жанр древнерусской литературы Б) Авторские песни В) Песни, исполняемые во время разных обрядов Г) Церковные песни
4. Найдите поговорку.
А).В трёх соснах заблудился. Б).Пуганая ворона куста боится.
В). Что посеешь, то и пожнёшь Г). Один в поле не воин.
5. В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Вам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.
А. Голоден, как ___, Б. Хитра, как ____ В. Упрям, как ____ Г. Здоров, как _____
6 .Объясните смысл поговорок:
а) Медведь на ухо наступил б) При царе Горохе
7. Допишите пословицу:
а) Век живи...
б) Делу время...
в) Без труда не вытащишь...
г) Встречают по одежке...
8. «Восстановите» пословицы. Расставьте знаки препинания.
В) Дружба с хорошим человеком - свет… Г) Доброе братство…
Материалы для справок: …лучше богатства, …половина дела; …по которой в дом входит несчастье; …которая никогда не износится; …всем городам мать; …в нём всё растёт, …а с плохим - змеиный яд..
9 . Вспомните пословицы, вставляя вместо точек антонимы:
А. Не было бы …, да … помогло
Б. …сторона – мать, … - мачеха.
В. На голове - …., а в голове - ……
Г. .…дело лучше… безделья.
10. С каким праздником связаны календарно – обрядовые песни летнего цикла:
А) Троица; Б) Пасха; В) Рождество.
Контрольная работа (тест) по литературе 6 класс
по теме «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора».
В - 3
1. Фольклор — это:
а) сборник произведений на различные темы
б) устное народное творчество
в) цикл произведений одного автора
2. Назовите автора фольклорных произведений:
а) летописец б) народ в) писатель г) певец-сказитель
3. Малый жанр фольклора, краткое изречение с нравоучительным уклоном:
а) пословица б) поговорка в) загадка
4. К малым жанрам фольклора относится:
а) пословица, б) рассказ в) поговорка, г) дразнилка, д) басня е) считалка, ё) летопись, ж) прибаутка, з) потешка, и) повесть.
5. Укажите фольклорную(-ые) сказку(-и) :
а) «Красная шапочка» б) «Кот в сапогах» в) «Сказка о рыбаке и рыбке» г) «По щучьему велению» д) «Репка»
6. Обрядовые песни это:
а) песни, исполняемые во время разных обрядов б) авторские песни в) жанр древнерусской литературы
7. Установите соответствие песен и времени года, когда они исполнялись.
Календарно-обрядовые песни
Время года
а) колядки
1) лето
б) веснянки
2) осень
в) песни жатвы
3) зима
г) троицкие песни
4) весна
д) масленичные песни
8. Определите фольклорный жанр:
1) Все бобры для своих бобрят добры.
2) Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках, Кто его потрогает, тот и заплачет.
В) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, заключения.
3. Загадка – это:
А) свод знаний и понятий;
Б) мудрость, искусство народа;
В) прямой вопрос, на который нужен точный ответ.
4. В чем различие пословиц и поговорок?
А) в меткости и образности высказывания; Б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение; В) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения.
5. Найдите пословицу о труде:
А) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Б) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. В) Любишь кататься, люби и саночки возить. Г) С кем поведешься, от того и наберешься.
6 .Объясните смысл поговорок:
а) Кота в мешке покупать. б) Как снег на голову
7. Допишите пословицу:
а) Терпение и труд...
б) Под лежачий камень...
ж) Большому кораблю...
з) Старый друг…
8. «Восстановите» пословицы. Расставьте знаки препинания.
А) Доброе начало… Б) Ум одежда…
9 . Вспомните пословицы, вставляя вместо точек антонимы:
Г. .…дело лучше… безделья.
Д. …. кормит, …..портит.
Е. Ученье - … , а неученье - …..
Ж. …. – тесно, а ….. – скучно.
10.Дайте определение:
Словесное творчество народа - ...
Песни, которые исполнялись во время разных обрядов и получили название из-за связи с народным календарем - ...
1.Дайте определение:
Словесное творчество народа (фольклор)
Песни, которые исполнялись во время разных обрядов и получили название из-за связи с народным календарем (календарно-обрядовые песни)
2.Продолжите пословицы:
Один в поле… (не воин)
Корень учения горек, да… (плод сладок)
Говорил день до вечера, а … (слушать нечего)
Пуганая ворона … (куста боится)
3.Найдите русский эквивалент пословицам:
Трава всегда зеленее по ту сторону забора (англ.) (Хорошо там, где нас нет)
Спеши медленно, не торопясь (латин.) (Тише едешь, дальше будешь)
Плохое начало ведет к плохому концу (англ.) (Что посеешь, то и пожнешь)
4.Чем поговорка отличается от пословицы? (это меткое, яркое народное изречение, в отличие от пословицы не содержит вывода)
Запишите 3 поговорки и определите их смысл: (Например, как две капли воды – похожи; как снег на голову – неожиданно; заткнуть за пояс – победить)
5.Когда существовала древнерусская литература? (11-17 вв.)
6.Выделите буквы, называющие только жанры древнерусской литературы:
(Не было поэзии; часто анонимна; назидательна, своя система жанров; использование гипербол и других художественных средств; близка фольклору; героический пафос)
8.Вспомните героев древнерусской литературы: отрока-киевлянина, Кожемяку, старца из Белгорода. Что между ними общего, что различного?
Общее:
Различия:
(Общее: безымянные герои, о которых рассказывает летопись; совершают подвиг во имя родины и для своей страны.Различия: разного возраста; каждый по-своему помогает стране, кто ловкостью и смекалкой, кто физической силой)
9.Что такое басня? (стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера, состоит из повествования о событиях и морали, вывода)
10.Чем басня отличается от притчи? (Притча затрагивает более глубокие моральные, религиозные, нравственные вопросы, к определенному выводу читатель или слушатель должен прийти сам)
11.Что такое аллегория? (иносказание)
12.Соотнесите с помощью стрелок названия животных с качествами людей, приписываемыми животным в баснях: