МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ НАД ТЕСТАМИ С НЕСЛЫШАЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ПО КУРСУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9-10 КЛАССЫ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ НАД ТЕСТАМИ С НЕСЛЫШАЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ПО КУРСУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9-10 КЛАССЫ»
В целом тесты будут полезны на уроке и как средство контроля знаний, и как средство обучения, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся. Разрабатывая систему вопросов и заданий по курсу литературы и подбирая тесты из учебных пособий, учащимся предлагаются тесты различной степени сложности, так как в классе занимаются дети с разным уровнем знаний, что дает возможность дифференцировать тесты. Чтобы не потерялся интерес к тестам, на уроках используются разнообразные формы тестирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ НАД ТЕСТАМИ С НЕСЛЫШАЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ПО КУРСУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9-10 КЛАССЫ»»
Управления образования акимата Костанайской области.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ НАД ТЕСТАМИ С НЕСЛЫШАЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ПО КУРСУ
«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 9-10 КЛАССЫ»
Составитель: Марковская Н.А.
Костанай 2015
Одной из важных проблем организации образовательного процесса для обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является повышения качества обучения. Качество определяется как соответствие свойств объекта, процесса или явления заданным нормативом. Образовательные процессы в школе ориентированы на достижения специальных нормативов – государственных образовательных стандартов. Степень соответствия этим стандартам является показателем качества обучения. Основным средством в образовательном процессе, позволяющем выявить степень усвоения знаний учащимися, является систематическая проверка знаний учащихся в разных формах.
Традиционные формы:
устный выборочный опрос учащихся с целью проверки усвоения или учебного мастерства;
письменная проверка знаний и умение учеников всего класса.
Устный опрос, проводимый в ограниченное время, не всегда дает полной картины усвоения знаний учащимися. В письменные контрольные работы затруднительно включать все изучаемые разделы программы. Вспомним о тех трудностях, с которыми встречается учитель и ученик при изучении ведущих понятий каждого курса, включенного в школьную программу.
Неоднократно учитель встречался с ситуацией, когда, несмотря на методически грамотно продуманный урок, применение различных педагогических технологий, при проведении рубежного контроля оказывалось, что материал усвоен недостаточно хорошо и не может быть применен учащимися практически. На сегодняшний день, используя традиционные формы контроля за развитием знаний, умений и навыков учащихся, учитель вынужден определять сложность учебного материала и его объем интуитивно, основной критерий при этом следующий:
если справились с данным заданием, то следующее необходимо дать сложнее;
если не справились, то следующее необходимо дать проще.
При этом полной информации о достижении поставленных макроцелей учитель не имеет. Этот путь оказывается малоэффективным по двум причинам: во-первых, он трудоемок для учителя и поэтому реализуется частично; во-вторых, он не учитывает индивидуальных особенностей на каждого ученика. Еще совсем недавно большинство учителей категорически отвергли такую форму обучения и проверки знаний по литературе, как тестирование. Консервативность мышления – далеко не единственная и не главная тому причина. Тесты, с которыми на первых порах приходилось сталкиваться, большей частью проверяли формальные знания, а не умение, что противоречило задачам и логике обучения. В настоящее время разрабатываются новые технологии тестирования, позволяющие сделать эту форму письменного опроса не только контролирующей, но и обучающей.
У тестирования много плюсов: это технологичность, экономия учебного времени, беспристрастность оценки. Несомненный плюс заключается еще и в том, что, имея несколько исходных тестов, их можно легко перекомпоновать, составить контрольный вариант, по аналогии сконструировать новый.
Очевидно, что с внедрением в повседневную практику обучения информационных технологий доля такого вида деятельности будет увеличиваться. Это объективный процесс, и противиться ему бессмысленно. Необходимо создать его теоретическую и методическую базу и овладеть ею.
Тесты и их особенности. Исторический обзор применения тестов в мировой практике
Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Временем его возникновения считается конец XIX – начало XX веков. Англия подарила миру метод тестов, Франция – метрическую шкалу Бине – Симона, Германия – интеллектуальный коэффициент, а США стали родиной групповых тестовых измерений. Уже в 1895-1896 гг. там были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов. Расцвет же тестирования начался в 1914 году, и в некоторых странах, например в США, тесты широко распространены до настоящего времени.
Современное понимание тестов и тестирования.
Современное понимание тестов и тестирования можно развести по трем уровням:
“бытовой” уровень.Здесь тест понимается как набор вопросов с вариантами ответов. Очень часто такое тестирование считается ограниченным, а создание тестов простейшим делом.
“словарный”Для этого понимания характерны разночтение и противоречия в понятиях и определениях.
научный.Он наиболее точен, учитывает особенности тестов и отражает требования к тестам, которые появляются в процессе развития и научного обоснования тестирования. К этому уровню и следует стремиться.
Применение же тестов позволяет:
Измерить уровень усвоение ключевых понятий и разделов учебной программы, на проверку совокупности умений и навыков.
Проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объем усвоенных знаний.
Дать более объективную оценку знаниям учащихся по сравнению с существующей в практике четырехбалльной системой оценок знаний.
Снизить затраты на проведение экзаменов с использованием тестов по сравнению с традиционной формой.
Тест содержит в себе три составляющие:
систему специально подобранных заданий с возрастающей степенью сложности;
набор прелагаемых вариантов ответов, содержащих наряду с правильными ряд неправильных ответов;
отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов тестовых испытаний.
Тесты позволяют по сравнению с обычными формами контроля проверить значительно больший объем усвоенных знаний.
Процесс создания тестов.
Приступая к тестированию, необходимо сформулировать цели, которые оно преследует, выбрать соответствующие критерии достижения этих целей, а также подходы и области применения планируемых тестов.
Обобщающие подходы к оценке тестов. Классификация тестов.
Тесты многообразны по своему назначению. В настоящее время сложилось два обобщающих подхода к оценке тестов: критериально-ориентированный и нормативно-ориентированный. В работе В.С. Аванесова показано, что критериально-ориентированные тесты предполагают выполнение следующей последовательности:
задание – ответ – выводы преподавателя о соответствии испытуемого заданному критерию; в то время как для нормативно- ориентированных тестов предлагается следующая последовательность:
задание – ответы – выводы о знаниях испытуемого, показывающие его место в группе испытуемых (рейтинг).
Существует наиболее существенные отличия.
Тестирование на основе нормы является обзорным тестированием и применяется для оценки и сравнения индивидуальных результатов с результатами других испытуемых
Тестирование на основе критерия оценивает степень владения материалом и предназначено для сравнения результатов испытуемых с четко определенной областью учебных достижений.
К настоящему времени сложилось практика организации различных видов тестирования, требующая применение разных тестов в зависимости от предлагаемых целей тестирования.
В соответствии с классификации по целям использования выделяют:
определяющий тест (предтест) и входной тест, предназначенный для тестирования перед началом обучения (предварительное тестирование);
формирующий тест, необходимый для регистрации результатов обучения;
диагностический тест, определяющей трудности обучения в процессе образовательной деятельности;
суммирующий тест основных достижений в конце процесса обучения.
Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостаток.
В зарубежной и отечественной литературе выделяют в основном четыре типа заданий в тестовой форме:
закрытый;
открытый;
задание на установление соответствия;
задание на установление правильной последовательности.
Использование различных типов заданий, каждое из которых лучше всего
проверяет подготовку по этому конкретному материалу, повышает качество теста.
Хорошо созданный тест позволяет задействовать нестандартные мышления, осуществить перенос знаний на новую область, организовать работу, сформировать нестандартные ответы.
Проверка тестовых работ.
Проверка тестовых работ, при условии качественного теста и ключей не должна вызывать трудностей. Желательно, чтобы была составлена инструкция по проверке тестов, в которой должны быть ясно и недвусмысленно описаны алгоритм действия проверяющих, особенности оценивания разных видов заданий.
Использование тестов как форма опроса и контроля.
Литература – это особый предмет. Очень не хочется, чтобы наши дети перестали читать, ценить необыкновенно красивый и богатый язык. Поэтому самое главное для меня как учителя литературы – это не отбить у учеников интерес к чтению, к книге.
В педагогической прессе постоянно идет спор о реформе образования. Много вопросов по поводу использования тестов. Еще совсем недавно я тоже разделяла сомнения многих педагогов относительно целесообразности использования тестирования как формы контрольно-проверочной и даже экзаменационной работы по литературе. Однако заинтересовавшись данной формой контроля, прочитав много литературы, с твердостью могу заявить, что эффект тесты могут иметь при максимально продуманном использовании в текущем учебном процессе и непременно с иными видами работы.
Чтобы планомерно осуществлять контроль за знаниями, необходима четкая организация тестирования. Чтобы тестирование было более эффективным, необходимо придерживаться несколько обязательных правил.
День тестирования сообщается в начале изучения темы. Точная дата проведения теста будет активизировать изучение учащимися предмета.
Должна быть четко оговорена продолжительность заполнения теста.
Учащийся должен знать, какая максимальная или минимальная оценка его ожидает за тестирование, т.е. его нужно “экономически” заинтересовать.
Тестирование должно быть обязательно для всех учащихся (когда тест как один из видов контрольной работы)
Сделав выбор на тестировании, нужно стремиться к тому, чтобы различными тестами контролировались:
степень освоения текстов произведений, умение воспроизвести изученное;
практическое владение базовой литературоведческой информацией;
знание основных понятий стихотворения и умение применить их при оценке тестов;
владение основными сведениями по истории развития литературы;
способность видеть и оценивать литературные явления в контексте иных общественных явлений и процессов;
понимание произведения, его проблематики, конфликта, расстановки действующих лиц и умение применить знания в конкретной ситуации;
навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия литературного материала;
умение по незначительным нюансам формы и содержания текстов отделить правильное от не вполне точного.
Большинство тестов должно быть ориентировано на содержание глав конкретных учебных пособий. Там учащийся сможет найти ответы на них, но для этого потребуется не просто заглянуть в соответствующий раздел пособия, а еще раз поработать с ним.
Приведем пример тестов каждого вида, предложенных чуть выше в данной главе. Чтобы проиллюстрировать не только типологию возможных тестов, но направленность их комплекта на контролирование различных аспектов знаний, умений, навыков учащихся это будут тесты, посвященные одному писателю. Десять подобных тестов по итогам изучения темы, рассчитанного на 15–20 минут работы. Он может включать 10 тестов: 5 – обычной сложности, 5 – повышенной. Тип теста 1 (1 балл)
Наибольшее внимание автора “Капитаеская дочка” привлекают:
герои, никогда не изменяющие высоким нравственным принципам.
персонажи, имеющие исторических прототипов.
люди, способные к изменениям, не застывшие, развивающиеся.
представители простого народа как главного творца истории.
Номер верного ответа: 2
Тип теста 2 (2 балла)
Кого из героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир” характеризуют приведенные высказывания?
В начале романа он склонен думать, что его личное участие может и должно повертывать историю в нужном направлении, все изменилось после Аустерлица.
Он выглядит смешным и неуклюжим в салоне Шерер. Открыт, условностями не привержен, естественен в каждом слове. Правдив, как ребенок.
Порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тысячи солдат. Которых он возглавлял, и миллионы мирных людей, которых они представляли.
Он в изображении писателя – себялюбивый позер. Человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории.
Наполеон
Андрей Болконский
Пьер Безухов
Кутузов
Правильная последовательность элементов:
А –2 В – 3 С – 4 D – 1
Тип теста 3 (2 балла)
Укажите правильную последовательность создания указанных произведений Л.Н. Толстого.
“Война и мир”
“Севастопольские рассказы”
“После бала”
“Детство”
Правильная последовательность элементов:
А – 3 В – 2 С – 4 D – 1
Тип теста 4 (2 балла)
Какие значения слова “мир” важны в названии романа Л.Н. Толстого “Война и мир”?
Образцы ответов: отсутствие военных действий; совокупность социальных слоев, личностей, составляющих общество, народ; близкие, наиболее дорогие человеку люди, явления или все человечество; все живое и неживое в природе, взаимодействующее по законам, которые стремиться постигнуть разум.
Тип теста 5.
Это особый тип тестирования, представляющий задание для проверки способности творчески мыслить на основе знания и понимания материала, формировать свое мнение о прочитанном и излагать свои идеи в письменной форме. Их совершенно необходимо использовать, чтобы в максимально возможной степени избежать недостатков, возможных при тестовой форме контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся. По сути дела, подобные тесты – переходный тип работы между сочинением и собственно тестированием. Их целесообразнее всего использовать отдельно – как классную контрольную работу на один академический час – или в структуре проверочно-экзаменационной работы.
Применение на уроках тестирования позволит решить:
проблему получения полной информации о работе каждого ученика;
проблему отработки ведущих понятий;
проблему мониторинга знаний, умений и навыков учащихся;
проблему индивидуальной траектории и познавательного стиля ученика.
Количество решаемых проблем говорит само за себя. Каждый педагог в состоянии определить, насколько это важно для него.
Все полученные результаты тестирования могут храниться в компьютерной базе данных и могут быть исследованы и проанализированы учителем. Очень важной частью является анализ всех собранных данных. По своему желанию учитель может просматривать следующие варианты результатов:
одного конкретного ученика (за весь период обучения, за конкретный период (четверть, тема и т.д.);
одного класса(за весь период обучения, за конкретный период (четверть, тема и т.д.);
сравнить результаты нескольких классов, достигнутые при изучении (всего материала курса, за конкретный период).
При желании можно построить сравнительные диаграммы по различным темам, материалам. В целом тесты будут полезны на уроке и как средство контроля знаний, и как средство обучения, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся. Разрабатывая систему вопросов и заданий по курсу литературы и подбирая тесты из учебных пособий, учащимся предлагаются тесты различной степени сложности, так как в классе занимаются дети с разным уровнем знаний, что дает возможность дифференцировать тесты. Чтобы не потерялся интерес к тестам, на уроках используются разнообразные формы тестирования.
Примерные тесты по изучаемым произведениям
на уроках русской литературы
в 9 классе.
1.Тест к произведению А.С. Пушкина « Полтава»
1. К какому жанру относится это произведение?
А) Рассказ
Б) Поэма
В) Басня
2. В каком году написана поэма А.С. Пушкина "Полтава"?
А) В 1828 году
Б) В 1830 году
В) В 1831 году
3. Кому принадлежат слова эпиграфа к поэме А. С. Пушкина "Полтава"?
А) И. В. Гете
Б) А. С. Пушкин
В) Байрону
4. О ком из персонажей поэмы « Полтава» идёт речь:
"...Он терзался Какой-то страшной пустотой. Никто к нему не приближался, Не говорил он ничего; Весь в пене мчался конь его".
А) Петр I
Б) Карл XII
В) Кочубей
5. Кто воевал в сражении, описанном в поэме?
А) Русские и французы
Б) Русские и шведы
В) Русские и немцы
6. Кто руководил русскими войсками?
А) Петр I
Б) Карл XII
В) Кочубей
7. Кто одержал победу в этом сражении?
А) Шведы
Б) Русские
В) Немцы
8. Какова основная идея произведения?
А) Нужно помогать слабым
Б) Нужно дружить со своими соседями
В) Нужно защищать свою родину от врагов
Проверочный материал к тесту.
1. Б
2. А
3. А
4. Б
5. Б
6. А
7. Б
8. В
2. Тест к произведению Н.А. Некрасова «Русская женщина». 1. К какому жанру относится это произведение? А) Рассказ Б) Повесть В) Поэма 2. Какие исторические события послужили основой для создания этого произведения? А) Ссылка декабристов в Сибирь. Б) Великая Отечественная война В) Полтавский бой 3. От чего, ради чего отказывались дамы светского общества, отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? А) от богатства, роскоши Б) от бедности, нищеты В) от семьи, от детей 4. Какие черты характера русской женщины описывает Некрасов? А) Лень, равнодушие, нерешительность Б) Трудолюбие, преданность, заботливость В) Безразличие, безответственность, грубость 5. Какое чувство возникает при чтении этого произведения? А) Гордость за русскую женщину Б) Жалость к русской женщине В) Безразличие 6. Как относится автор к женщинам? А) С безразличием Б) С равнодушием В) С трепетом в душе. 7. В чём заключён идейный смысл поэмы? А) подвиг русских женщин во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу Б) равнодушие русских женщин ко всему происходящему В) независимость русских женщин
Проверочный материал к тесту.
1. В
2. А
3. А
4. Б
5. А
6. В
7. А
3. Тест к произведению Н.В. Гоголя. «Тарас Бульба». 1.Действие повести происходит: А) в Польше; Б) на Украине; В) в России. 2. Тема повести: А) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой; Б) история семьи Тараса Бульбы; В) быт и нравы Запорожской Сечи. 3. Повесть написана в стиле: А) эпического сказа; Б) семейной хроники; В) исторического исследования. 4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что: А) Тарас Бульба — настоящий герой; Б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты; В) в ней рассказывается история обычной семьи. 5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь? А) родительский дом; Б) гнездо; В) нора. 6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба: А) отпустил его; Б) убил его; В) проклял его. 7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство: А) желание славы; Б) месть; В) любовь. 8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет: А) Тараса Бульбы; Б) Остапа; В) атамана Кукубенко. 9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”? А) Тарасу Бульбе; Б) Остапу; В) куренному атаману. 10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен? А) саблю; Б) медальон; В) курительную трубку. 11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью: А) Мосии Шило; Б) Остапа; В) Тараса. 12. Смысл жизни для старого Тараса состоит: А) в воспитании достойных сыновей; Б) в поддержании традиций Запорожской Сечи; В) в защите родной земли. 13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит: А) борьба за свободу и независимость Родины; Б) физическая сила; В) стремление к славе.
Проверочный материал к тесту.
1. Б
2. А
3. В
4. А
5. А
6. Б
7. В
8. Б
9. А
10. В
11. А
12. В
13. А
4.Тест к произведению Тургенева « Бежин луг» 1. Каким был июльский день, описанный Тургеневым в рассказе?
А) Неясным
Б) Дождливым
В) Прекрасным
Г) Засушливым 2. В какой губернии охотился автор на дичь?
А) Тверской
Б) Тульской
В) Московской
Г) Нижегородской
3. В какую рощу часто заходил автор? А) Берёзовую Б) Малиновую В) Синдеевскую Г) Виловатовскую
4. Что пугало автора в роще? А) Утро Б) День В) Вечер Г) Ночь 5. Как звали собаку автора и какая она была?
А) Пчёлка, скромная
Б) Дианка, умная
В) Найда, игривая
6. Что решил сделать автор ночью, когда понял, что заблудился?
А) Пошёл домой
Б) Играл с собакой В) Решил переночевать
7. Чей это портрет?
«...странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов»
А) Ваня
Б) Костя
В) Федя
Г) Павлуша
Д) Ильюша
8. Чей это портрет?
«…Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».
А) Ваня
Б) Костя
В) Федя
Г) Павлуша
Д) Ильюша
Проверочный материал к тесту.
1. А
2. Б
3. В
4. Г
5. Б
6. В
7. Б
8. В
5. Тест к произведению Чехова «Хамелеон»
1.Главный герой «Хамелеона»:
А) Очумелов;
Б) Овсов;
В) Денис Григорьев.
2 В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:
А) узелок в руке;
Б) новая шинель;
В) корзина с конфискованным крыжовником.
3.Отличительной чертой произведения является:
А) глубокий лиризм;
Б) искрящийся юмор, громкий смех;
В пафос.
4.Жанр произведения:
А) рассказ;
Б) очерк;
В) повесть.
5.Автор относится к Очумелову:
А) нейтрально;
Б) с сарказмом;
В) с сочувствием;
Г) с негодованием.
6.Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
А) разобрался в происшедшем;
Б) пожалел золотых дел мастера;
В) узнал, чья собака.
7.Произведение:
А) основано на жизненных ситуациях;
Б) является вымыслом;
В )сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.
8.Особенность произведения:
А) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;
Б) наличие нескольких рассказчиков;
В) высокий лиризм.
9.Смысл названия произведения связан с тем, что:
А) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
Б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;
В) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.
10.Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистки А.П.Чехова:
2. Повесть «Детство» относится: А) к поэтическим произведениям; Б) к автобиографической прозе; В) к приключенческой прозе; Г) к романтическим произведениям. 3. Главным героем повести является: А) Николенька Иртеньев; Б) Володя Иртеньев; В) Карл Иваныч; Г) Наталья Савишна. 4. Повествование ведётся от лица: А) свидетеля событий, происходящих в поместье; Б) Николеньки; В) Карла Иваныча; Г) автора. 5. Дети – герои этого произведения – учились: А) в гимназии; Б) в лицее; В) на дому с учителем; Г) в сельской школе.
6. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» - говорит Толстой: А) о Наталье Никитишне; Б) о Мими; В) о маменьке; Г) о Наталье Савишне. 7. Наталья Савишна – это: А) бабушка главного героя; Б) дальняя родственница; В) старая няня; Г) учительница английского языка. 8. «Классы» и «Наталья Савишна» – главы из повести: А) «Детство»; Б) «Отрочество»; В) «Юность»; Г) «Филиппок». 9. Замечая недостатки людей своего круга, Николенька приходит к мысли, что в первую очередь: А) нужно исправлять людей;
Б) нужно исправлять самого себя; В) нужно отстраниться от «низшего» слоя общества; Г) ничего не нужно изменять. 10. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это: А) осознание главным героем своей избранности и гениальности; Б) наличие неменяющегося характера главного героя; В) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; Г) меняющийся внутренний мир главного героя.
Проверочный материал к тесту.
1. А
2. Б
3. А
4. Б
5. В
6. Б
7. В
8. А
9. Б
10.Г
7. Тест к произведению Шолохова « Судьба человека» 1. Жанр произведения: А) быль; Б) рассказ; В) повесть. 2. Какие события описаны в произведении? А) Великая Отечественная война Б) Полтавский бой В) Революция 3. Как ты понимаешь слово «судьба»? А) участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь Б) мечты человека В) желания человека
4. Избрав такое название своего рассказа, Шолохов повествует:
6. В чём заключается героизм Соколова? А) Он всегда и везде чувствует себя частью народа Б) Он мечтает любой ценой остаться живым В) Он хочет, чтобы быстрее закончилась война 7. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? А) Просто так Б) Потому что почувствовал родную душу В) Потому что хотел вернуться домой 8. Что общего в судьбе Ванюшки и в судьбе Соколова? А) Они оба потеряли семью Б) Они оба хотели вернуться домой В) Ничего общего
9. Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора?
А) Пять дней
Б) Три дня, на четвертый день произошло решающее событие.
В) Восемь дней
10.Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец?
А) Потому что ребёнок истосковался по теплу, заботе, ему плохо жилось одному
Б) Потому что ему нравилось жить одному
В) Потому что его жизнь была счастливой
11.Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика?
А) Громко говорил, смеялся
Б) “Тихо так говорит”, “шепчет”, “спросил, как выдохнул”, “звонко и тоненько кричит, что даже глушно”
В) Хохотал, громко кричал
12. Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?
А) Они светились счастьем
Б) Они говорили о спокойной, счастливой жизни
В) Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни
13. Что переживает Андрей Соколов, сказавший мальчишке “святую правду”?
А) У него на душе стало легко и как-то светло, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова.
Б) Он очень огорчён
В) Он очень обижен
14. Чего не смогла отнять у Соколова война?
А)Семью
Б) Детей
В) Человечности, стремление к семейному единению с людьми.
Проверочный материал к тесту.
1. В
2. А
3. А
4. Б
5. Б
6. А
7. Б
8. А
9. Б
10.А
11.Б
12.В
13.А
14.В
8.Тест к произведению Распутина « Уроки французского»
1. В произведении говорится:
А) о дополнительных занятий по французскому языку
Б) об уроках нравственности и доброты;
В) о любимых уроках французского языка.
2. Действие в произведении происходит:
А) перед Великой Отечественной войной;
Б) во время Великой Отечественной войны;
В) после Великой Отечественной войны.
3. Зачем мать привезла мальчика в город?
А) Учиться
Б) Погулять
В) В гости
4. Как мальчику жилось в городе?
А)Весело, хорошо
Б) Голодно, плохо
В) Счастливо, радостно
5. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:
А) гордость;
Б) тоска по дому;
В) скупость.
6. На что мальчик копил деньги?
А) На стакан воды
Б) На стакан молока
В) На стакан компота
7. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда:
А) перестает удивляться чудесам
Б) перестает быть ребенком;
В) доживает до преклонного возраста.
8. Истинный смысл игры в «замеряшки»:
А) помощь учительницы способному, но голодному ученику;
Б) желание учительницы вспомнить детство;
В) стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка.
9.Какой предмет преподавала Лидия Михайловна? А) Казахский язык Б) Русский язык В) Французский язык 10. Что прислала Лидия Михайловна мальчику? А) Ящик с инструментами Б) Посылку с яблоками В) Коробку с учебниками 11. Как отнёсся мальчик к поступку учительницы? А) Никак Б) С уважением В) С пониманием 12. С каким чувством мальчик вспоминает Лидию Михайловну? А) С уважением Б) С обидой В) С пониманием
Проверочный материал к тесту.
1. Б
2. В
3. А
4. Б
5. Б
6. Б
7.Б
8. А
9. В
10.Б
11.Б
12.А
Примерные тесты по изучаемым произведениям
на уроках русской литературы
в 10 классе.
1.Тест по произведению « Слово о полку Игореве»
1.Кто открыл « Слово…»?
А) Мусин
Б) Пушкин
В)Мусин-Пушкин
2.Когда было создано «Слово…»
А) В конце 12 в.
Б) В начале 11
В)В конце 13в.
3.Когда было открыто «Слово…»?
А) В 17в.
Б) В 19в
В) В 18в.
4.В какой части «Слова» выразилась основная идея произведения?
А) Плач Ярославны
Б) Золотое слово» Святослава
В) Речь Всеволода
5.В чём выразилась гуманистическая позиция автора «Слова»?
А) В прославлении силы и гордости русского оружия.
Б) В утверждении общечеловеческих ценностей, таких как мир, покой, любовь.
В)В прямом высказывании автора против войны как явления.
6. На каком музыкальном инструменте аккомпанировал себе Боян?
А) Скрипка
Б) Гусли
В) Пианино
7.С какого языка переведено «Слово о полку Игореве»
А) со старославянского
Б) с древнерусского
В) с церковнославянского 8.Чем закончился поход князя Игоря?
А) Русское войско одержало победу над половцами.
Б) Игорь был смертельно ранен.
В) Князь Игорь со своим войском потерпел поражение и был пленён.
9. Сколько было сражений?
А) 1
Б) 2
В) 3
10. О ком идёт речь? «...полная печали, плачет, как кукушка на юру».
А) Ярославна
Б) Ольга
В) Дочь хана Кончака 11. Какое значение имеет образ Ярославны в произведении? Укажите неверный ответ.
А) В Ярославне заложены традиции, которые найдут отражение в русской литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа - воина, защитника родины, безграничная вера в правоту его дела.
Б) Через страдания Ярославны автор выражает отношение всей русской земли к происходящим событиям.
В) Ярославна - носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
Проверочный материал к тесту.
1. В
2. А
3. В
4. Б
5. Б
6. Б
7. А
8. В
9. В
10.А
11.Б
2. Тест по произведению Фонвизина «Недоросль»
1. Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?
А) Белинский
Б) Гоголь
В) Пушкин
Г) Державин
2.Кто учил Митрофана математическим наукам?
А) Стародум
Б) Вральман
В) Цыфиркин
Г) Кутейкин
3.Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
А) Милону
Б) Митрофану
В) Правдину
Г) Цыфиркину
4. Кто из героев комедии «отошёл от двора без деревень, без чинов ... но принёс домой неповреждённо ... душу, честь, правила?
А) Милон
Б) Правдин
В) Стародум
Г) Простаков
5.Перечислите отрицательных героев комедии с говорящими фамилиями, именами
А) Софья, Милон, Стародум
Б) Простакова, Митрофан
В) Тришка,
6. На основе приведенных ниже высказываний и афоризмов Стародума («Недоросль»: действие 3, явления 1 и 2; действие 5, явление 1) определите, какие общественно-политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформируйте и запишите их.
А) Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается. –
Б) Наличные деньги – не наличные достоинства.
В) - Глупому сыну не в помощь богатство.
Г) - …В большом свете водятся премелкие души.
7. Кому принадлежат эти слова.. «Без наук люди живут и жили…»
А) Милону
Б) Митрофану
В) Правдину
Г) Простаковой
8. Кто из героев свиней любит больше, чем людей7
А) Скотинин
Б) Правдин
В) Стародум
Проверочный материал к тесту.
1. В
2. В
3. Б
4. А
5. Б
6. А
7.Г
8. А
3.Тест по произведению Пушкина «Капитанская дочка»
1) Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?
А) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».
Б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
В) «Береги честь смолоду».
Г) «Стрелялись мы».
2) Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?
А) Петр I
Б) Петр III
В) Иван IV
Г) Павел I
3) Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева
А) Алексей Швабрин
Б) капитан Миронов
В) Петр Гринев
Г) Савельич
4) По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?
А) он распускал руки
Б) он очень любил женский пол
В) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал
Г) он не имел диплома учителя
5) Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?
А) Маша Миронова
Б) Татьяна Ларина
В) Ольга Ильинская
Г) Маша Пугачева
6) Кому Гринёв был действительно благодарен?
А) Пугачёву
Б) Швабрину
В) Генералу
7) Кто являлся крепостным Гринёвых?
А) Маша Миронова
Б) Савельич
В) Швабрин
8) Сколько денег проиграл Гринёв?
А) 200 рублей
Б) 300 рублей
В) 100 рублей
9) Какие качества характера присущи Петру Гринёву?
А) Трусость, лживость
Б) Лень, подозрительность
В) Смелость, ответственность, преданность
10) Чем закончилось это произведение?
А) Свадьбой Петра и Марии
Б) Прогулкой влюбленных
В) Поездкой в Киев.
Проверочный материал к тесту.
1. В
2. В
3. А
4. В
5. А
6. А
7.Б
8. В
9.В
10.А
4.Тест к произведению Лермонтова «Мцыри»
1.Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) былин
Б) древнерусских летописей
В) Библии
Г) стихотворения Горация
2.В чём заключается смысл эпиграфа?
А) восстание против судьбы, против Бога
Б) раскаяние, бесконечное смирение
В) защита прав человека на свободу
3. Определите жанр произведения.
А) баллада
Б) элегия
В) поэма-исповедь
Г) Притча
4. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь
Б) Кавказ
В) барса
Г) девушку-грузинку
5.Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?
А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе
Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу
В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю
Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета
6.Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
А) побег из монастыря
Б) встреча с грузинкой
В) бой с барсом
Г) гибель Мцыри
7.В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование
Б) смирение, покаяние
В) грусть, размышления
Г) утверждение своей правоты
8. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
А) проявляется любовь автора к Кавказу
Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя
В) связь с историей России
Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы
9. В чём заключается основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по волеутверждение
В) идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма
10.Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
А) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри
Б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы
В) бой с барсом
Г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе
11.Какова форма поэмы «Мцыри»
А) рассказ героя
Б) исповедь героя
В) рассказ автора о Мцыри
Г) рассказ монаха о Мцыры
12.Зачем в поэме «Мцыри» эпизод встречи с грузинкой?
А) чтобы показать, что Мцыри чужд любви
Б) для создания любовного сюжета
В) чтобы показать, что три дня на воле равнозначны всей жизни героя
Г) чтобы показать, что свобода для героя важнее любви
13. На что направлена композиция произведения?
А) раскрытие характера героя
Б) раскрытие внутреннего мира героя
В) создание портретной характеристики героя
14. К какому жанру относится поэма Лермонтова?
А) психологическая поэма
Б) героическая поэма
В) романтическая поэма
Г) эпическая поэма
Проверочный материал к тесту.
1. В
2.А
3. В
4. Б
5. В
6. А
7.В
8. Б
9.Б
10.А
11.Б
12.Г
13.Б
14.А
5.Тест по произведению Л.Н. Толстого « После бала»
1. С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому?
А) Чтобы посмеяться
Б) Чтобы понять прошедшее
В) Чтобы вспомнить и понять, как человек в разных ситуациях меняет своё отношение к окружающим его людям
2.Какова основная тема рассказа?
А) Любовь
Б) Тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех.
В) Разлука
3.От чьего лица ведется в рассказе повествование о том, что произошло на балу и после бала?
А) От лица Ивана Васильевича
Б) От лица автора
В) От лица полковника
4. Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу?
А) Чувство нежности к Вареньке, любовь
Б) Ревность, нервозность
В) Предательство, разлуку
5. Что переживает герой рассказа, расставшись с Варенькой?
А) Счастье, нежность
Б) Грусть, скуку
В) Радость, спокойствие
6. Как чувства, испытываемые героем-рассказчиком по возвращении домой, проявляются в отношении к брату и лакею Петруше?
А) Злость, неприязнь
Б) Радость, спокойствие
В) Жалость, доброта
7. Как воспринимает герой утренний городской пейзаж?
А) Ему всё кажется тёмным, скучным
Б) Ему всё кажется милым и значительным
В) Ему кажется всё страшным, некрасивым
8. Какие чувства овладели Иваном Васильевичем после увиденного им жестокого наказания татарина?
А) Любовь, радость
Б) Отвращение, неприязнь
В) Счастье, веселье
9.Какие краски преобладают в описании бала и в описании наказания татарина за побег?
А) «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное»
Б) Яркие, сочные
В) Приглушённые цвета
10.Так каков же полковник на самом деле?
А) Добрый, заботливый
Б) Внимательный, отзывчивый
В) Жестокий, лицемер
Какое впечатление произвел этот рассказ на вас? Чем взволновал?
А) Жестокостью, лицемерием людей
Б) Романтическим настроением
В) Описанием бала
Над чем заставил задуматься этот рассказ?
А) Над тем, что мы несём ответственность за жизнь других людей
Б) Над отношением к возлюбленной
В) Над смыслом жизни
Проверочный материал к тесту.
1. В
2.Б
3. А
4. А
5. Б
6. А
7.А
6. Тест по произведению Чехова «Толстый и тонкий»
1. Каким вам кажется рассказ?
А) смешным
Б) грустным
В) смешным и грустным одновременно
2. Какова тема рассказа?
А) встреча двух бывших одноклассников на вокзале.
Б) встреча двух лучших друзей
В) встреча двух товарищей
3. Над кем и над чем смеётся писатель?
А) над человеческой глупостью0
Б) над человеческой жадностью
В) над подхалимством, лицемерием
4.Что лежит в основе построения рассказа?
А) монолог
Б) диалог
В) рассказ автора
5. Что же хотел сказать Чехов своим рассказом?
А) высмеять человеческие пороки
Б) показать дружбу двух людей
В) показать как встречаются люди после долгой разлуки
6. Какие же эмоции испытывали вы при чтении рассказа?
А) было смешно
Б) было грустно
В) было неприятно
7. Какова главная идея произведения?
А) не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним.
Б) всегда говори правду
В) друзей надо помнить всегда
Проверочный материал к тесту.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.
Лагутина Е.В., Попова Л.С., Хорева Е.В. Сборник проверочных и контрольных работ по математике для начальной школы: Метод. пособие. – М.: ИЗДАТ-ШКОЛА «РАЙЛ», 1997.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Рудницкая В.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.
Лагутина Е.В., Попова Л.С., Хорева Е.В. Сборник проверочных и контрольных работ по математике для начальной школы: Метод. пособие. – М.: ИЗДАТ-ШКОЛА «РАЙЛ», 1997.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Рудницкая В.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.