Контрольно-измерительные материалы для переводного экзамена по литературе за курс 10 класса.
Контрольно-измерительные материалы для переводного экзамена по литературе за курс 10 класса.
Контрольно-измерительные материалы для переводного экзамена по литературе
за курс 10 класса.
Цель: выявить уровень усвоения знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса.
Предлагаемые тесты составлены с учетом Государственного стандарта образования по литературе.
В тесты включены задания по следующим литературы:
История литературы – В1, С1-С5
Теория литературы – В2-В11
Структура Кима.
Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического произведения, состоит из семи заданий с кратким ответом (В1-В7) и задания с развернутым ответом ограниченного объема (С1).
Часть 2 аналогична по структуре части 1 и предполагает анализ лирического произведения (В7-В11,С2). Задание С1 представляет собой развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. Задания С2 предполагает включение анализируемого материала и литературный контекст.
Часть 3 проверяет умение строить связное содержательное речевое высказывание на заданную сформулированную тему.
Спецификация к переводному экзамену по литературе (10 класс)
№ задания
Проверяемые знания и умения
В1
Знать содержание художественных произведений
В2 – В11
Знать определения основных теоретико-литературных понятий, уметь ими пользоваться при анализе художественных произведений
С1
Уметь строить развернутое суждение о роли и месте данного фрагмента в эпическом произведении
С2
Уметь строить развернутое суждение, включая анализируемое материал в исторический контекст
С3
Уметь строить связное содержательное высказывание на заданную литературную тему.
Система оценивания.
За правильный выполнение каждого задания части В учащиеся получают 1 балл.
Оценка выполнения задания С1
Точность и полнота ответа
Баллы
Экзаменуемый отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки отсутствуют
3
Экзаменуемый понимает специфику заданий, но не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, или допускает 1 фактическую ошибку
2
Рассуждает поверхностно, слабо аргументирует ответ, подменяет анализ пересказом, или допускает две фактические ошибки
1
Неверно отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с содержательной задачей, или подменяет рассуждение пересказом текста, или допускает три и более фактических ошибок
0
Максимальный балл
3
Оценка выполнения заданий С2
Точность и полнота ответа
Баллы
Называет не менее двух произведений одного или двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводит аргументы; фактические ошибки отсутствуют
3
Приводит одну позицию сопоставления, указывая произведение и автора; допускает одну фактическую ошибку
2
Приводит одну позицию сопоставления без фамилии автора или названия произведения; допускает 2-3 фактические ошибки
1
Не отвечает на вопрос или отвечает неверно
0
Максимальный балл
3
Оценка выполнения задания С3
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы
Баллы
Формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя доводы и делая выводы; фактические ошибки отсутствуют
3
Ограничивается общими тезисами, не во всех случаях подкрепляя суждения доводами и выводами; допускает 1-2 фактические ошибки
2
Объясняет смысл проблемы поверхностно или упрощенно; 3-4 фактические ошибки
1
Неверно отвечает на вопрос
0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
Уместно применяет литературоведческие термины и объясняет функции литературных приемов
3
Допускает неточности в употреблении терминов, не объясняет функции литературных приемов
2
Допускает ошибки в употреблении терминов
1
Не использует теоретико-литературные сведения
0
3. Обоснованность привлечения текста произведения
Привлекается обоснованно и достаточно разносторонне
3
Привлекается не всегда целесообразно
2
Используется только пересказ
1
Не привлекается
0
4. Последовательность и логичность изложения
Части высказывания логически связаны, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей
3
Есть повторы и нарушения последовательности
2
Есть отступления от проблемы, предложенной в вопросе
1
Отсутствие связи между частями
0
5. Следование нормам речи
1 речевая ошибка
3
2-3 речевых ошибки
2
4 речевые ошибки
1
5 и более речевых ошибок
0
Максимальный балл
15
Критерии выставления оценки.
Максимальное количество баллов за всю работу – 32.
Выставление оценки:
«5» – 28-32 баллов
«4» - 19-27 балла
«3» - 11-17 балл
«2» - менее 11 баллов
Время, необходимое для выполнения работы, - 120 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для переводного экзамена по литературе за курс 10 класса. »
Контрольно-измерительные материалы для переводного экзамена по литературе
за курс 10 класса.
Цель: выявить уровень усвоения знаний и умений учащихся в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 10 класса.
Предлагаемые тесты составлены с учетом Государственного стандарта образования по литературе.
В тесты включены задания по следующим литературы:
История литературы – В1, С1-С5
Теория литературы – В2-В11
Структура Кима.
Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического произведения, состоит из семи заданий с кратким ответом (В1-В7) и задания с развернутым ответом ограниченного объема (С1).
Часть 2 аналогична по структуре части 1 и предполагает анализ лирического произведения (В7-В11,С2). Задание С1 представляет собой развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, его тематике и проблематике. Задания С2 предполагает включение анализируемого материала и литературный контекст.
Часть 3 проверяет умение строить связное содержательное речевое высказывание на заданную сформулированную тему.
Спецификация к переводному экзамену по литературе (10 класс)
№ задания
Проверяемые знания и умения
В1
Знать содержание художественных произведений
В2 – В11
Знать определения основных теоретико-литературных понятий, уметь ими пользоваться при анализе художественных произведений
С1
Уметь строить развернутое суждение о роли и месте данного фрагмента в эпическом произведении
С2
Уметь строить развернутое суждение, включая анализируемое материал в исторический контекст
С3
Уметь строить связное содержательное высказывание на заданную литературную тему.
Система оценивания.
За правильный выполнение каждого задания части В учащиеся получают 1 балл.
Оценка выполнения задания С1
Точность и полнота ответа
Баллы
Экзаменуемый отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки отсутствуют
3
Экзаменуемый понимает специфику заданий, но не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, или допускает 1 фактическую ошибку
2
Рассуждает поверхностно, слабо аргументирует ответ, подменяет анализ пересказом, или допускает две фактические ошибки
1
Неверно отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с содержательной задачей, или подменяет рассуждение пересказом текста, или допускает три и более фактических ошибок
0
Максимальный балл
3
Оценка выполнения заданий С2
Точность и полнота ответа
Баллы
Называет не менее двух произведений одного или двух авторов, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводит аргументы; фактические ошибки отсутствуют
3
Приводит одну позицию сопоставления, указывая произведение и автора; допускает одну фактическую ошибку
2
Приводит одну позицию сопоставления без фамилии автора или названия произведения; допускает 2-3 фактические ошибки
1
Не отвечает на вопрос или отвечает неверно
0
Максимальный балл
3
Оценка выполнения задания С3
Глубина и самостоятельность понимания проблемы
Баллы
Формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя доводы и делая выводы; фактические ошибки отсутствуют
3
Ограничивается общими тезисами, не во всех случаях подкрепляя суждения доводами и выводами; допускает 1-2 фактические ошибки
2
Объясняет смысл проблемы поверхностно или упрощенно; 3-4 фактические ошибки
1
Неверно отвечает на вопрос
0
Уровень владения теоретико-литературными понятиями
Уместно применяет литературоведческие термины и объясняет функции литературных приемов
3
Допускает неточности в употреблении терминов, не объясняет функции литературных приемов
2
Допускает ошибки в употреблении терминов
1
Не использует теоретико-литературные сведения
0
Обоснованность привлечения текста произведения
Привлекается обоснованно и достаточно разносторонне
3
Привлекается не всегда целесообразно
2
Используется только пересказ
1
Не привлекается
0
Последовательность и логичность изложения
Части высказывания логически связаны, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей
3
Есть повторы и нарушения последовательности
2
Есть отступления от проблемы, предложенной в вопросе
1
Отсутствие связи между частями
0
Следование нормам речи
1 речевая ошибка
3
2-3 речевых ошибки
2
4 речевые ошибки
1
5 и более речевых ошибок
0
Максимальный балл
15
Критерии выставления оценки.
Максимальное количество баллов за всю работу – 32.
Выставление оценки:
«5» – 28-32 баллов
«4» - 19-27 балла
«3» - 11-17 балл
«2» - менее 11 баллов
Время, необходимое для выполнения работы, - 120 минут.
Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса
1 вариант
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить.
- Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Ивановича. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что погибли много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, - вдруг сказал князь Андрей.
- О нет! Отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
- Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, - повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, - прокричал он. – Увидимся ли, нет… - И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, - и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
(Л.Н.Толстой «Война и мир»)
При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
В1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.
В2. Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».
В3. В данном эпизоде образ князя Андрея раскрывается объективно в связи с закономерностями эпохи. Какое литературное направление второй половины 19 века считало этот принцип главным в изображении действительности?
В4. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?
В5. В данном эпизоде отображено внутренне состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?
В6. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения(«страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?
Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С1. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Толстого об антигуманном характере войны?
Часть 2.
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.
ТУЧА
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя облегала;
И ты из давала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
(А.С.Пушкин)
В7. Как называется вид рифмовки, который использует Пушкин в стихотворении «Туча»?
В8. Укажите название художественного приема, к которому прибегает Пушкин в следующих строках:
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
В9. Как называется прием «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»? Укажите термин.
В10. Назовите художественный прием, основанный на противопоставлении разнородных явлений («унылая тень» - «ликующий день»)?
В11. Назовите художественное средство, многократно используемое в стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля», «унылая тень» и т.д.)?
Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С2. Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы
С3. Как вы понимаете слова критика об образе Акакия Акакиевича: через «холодный, злобный юмор» звучит «любовь общая, мировая, христианская»? (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)
Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса
2 вариант
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В6, С1.
- Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это повсюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом всего себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Лона чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!
- Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.
- Э, брат, да ведь природу направляют и поправляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого бы ни одного великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!
- Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!
- Ну!
- Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?
- Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут идело…
- А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!
(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
В1. В каком городе происходит разговор студента и офицера?
В2. Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?
В3. В разговоре студента и офицера указаны важные, типический черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины 19 века широко использовало такой способ отображения действительности?
В4. Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.
В5. В репликах студента многократно используются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни…тысячи существований», «тысячи жизней» и т.д.). Какой художественный троп здесь использован?
В6. Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?
Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С1. Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?
Часть 2.
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.
Есть в осени первоначальной,
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф.И.Тютчев)
В7. Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?
В8. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как называется этот художественный прием?
В9. Для создания поэтического настроения Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и т.д. Как называется это художественное средство?
В10. Определите размер, которым написано стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной».
В11. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер строфы запишите словом.
Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С2. Какие русские поэты, изображая природу, стремились осмыслить вечные вопросы бытия?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
С3. Почему нравы города Калинова Кулигин называет «жестокими»? (По пьесе Островского «Гроза»)
Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса
3 вариант
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.
- Дай же отряхнуться, папаша, - говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, - я тебя всего запачкаю.
- Ничего, ничего, - твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. – Покажи-ка себя, покажи-ка, - прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».
Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
- Папаша, сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
- Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь…позвольте узнать ваше имя и отчество?
- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
- Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барина, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
(И.С.Тургенев. «Отцы и дети»)
При выполнении заданий В1-В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
В1. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Тургеневым картины мира?
В2. Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.
В3. Какое место занимает приведенный эпизод в сюжете произведения?
В4. Как называется форма общения между персонажами, основанная но обмене репликами и использованная Тургеневым в данном фрагменте?
В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности.(«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.»)
В6. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», высокий лоб)?
Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С1. В чем, по Тургеневу, заключается сложность диалога «отцов и детей»?
Часть 2.
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.
О, как мы убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при нашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Ф.И.Тютчев)
В7. Определите вид пафоса, которым проникнуто стихотворение.
В8. Как называется художественный прием, использованный автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)
В9. Настроении лирического героя передается с помощью образных определений («буйная слепота», «горючая влага»). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.
В10. Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето, был мимолетным гостем он!»
В11. К какой разновидности лирики, воспроизводимой интимные душевные переживания, относят стихотворение «О, как убийственно мы любим?
Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений
С2. В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
С3. Что страшней для автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: помещичий деспотизм или добровольное холопство?
Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса
4 вариант
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.
Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, лишь отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, не грациозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания ни них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкой утро не стояла неубранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой и не валялись хлебные крошки. Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха
В1. Определите разновидность жанра романа, к которому относится произведение Обломова.
В2. Назовите статью Н.А.Добролюбова, посвященную роману И.А.Гончарова «Обломов»
В3. С помощью какого художественного приема в первом абзаце автор подчеркивает неизменность, неподвижность жизни героя («Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной».)
В4. Укажите термин, которым обозначают описание внутреннего убранства помещения.
В5. Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное Гончаровым при описании кабинета Обломова («чистый вкус», «тяжелые, неграциозные стулья» и др.)
В6. Как в литературоведении называется особо значимый, выделенный элемент художественного образа, подробность, помогающая раскрыть характер героя(«паутина, напитанная пылью», «нумер газеты…прошлогодний,»)?
Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С1. Что такое «обломовщина»?
Часть 2.
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи –
Внимай их пенью – и молчи.
(Ф.И.Тютчев)
В7. К какой разновидности лирики, посвященной вопросам осмысления сущности мира и человека, относится стихотворение Тютчева?
В8. Как переводится название стихотворения?
В9. Какая композиционная особенность стихотворения помогает понять завершающую мысль каждой строфы и отсылает к названию?
В10. В первой строфе Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.
В11. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?
Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений
С2. Кто из русских поэтов 19 века обращался к теме «невыразимого»?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
С3. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?
Ответы
Варианты
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
В1
Бородинское
Петербург
Реализм
Социально-философский
В2
Роман-эпопея
Раскольников
Павел Петрович Кирсанов
Что такое обломовщина?
В3
Реализм
Реализм
Завязка
Повтор
В4
Монолог
Конфликт
Диалог
Интерьер
В5
Пафос
Гипербола
Портрет
Эпитет
В6
Эпитет
Риторические
Художественная деталь
Художественная деталь
В7
Парная, смежная
Элегия
Трагический
Философская
В8
Анафора
Антитеза
Повтор
Молчание
В9
Олицетворение
Эпитет
Эпитет
Рефрен
В10
Антитеза
Ямб
Сравнение
Сравнение
В11
эпитет
третья
Любовная
Риторический вопрос
МАОУ СОШ № 147
Контрольно – измерительные материалы для переводной аттестации по литературе в 10 классе по модели ЕГЭ