Просмотр содержимого документа
«Итоговая промежуточная аттестация по литературе — 5 класс, второе полугодие»
Разработка диагностического инструментария по предмету
ФИО педагогического работника – Салодкина Евгения Вячеславовна
Должность, место работы – учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 11 г Тамбова.
Итоговая промежуточная аттестация – II полугодие
Предмет, класс – литература, 5 класс
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 5 класса для проведения в 20…/20… учебном году промежуточной аттестации по литературе
II полугодие
1. Перечень элементов содержания, проверяемых в ходе выполнения работы
Код КЭС
Контролируемые элементы содержания (КЭС)
1
Основные теоретико-литературные понятия
1.1
Художественная литература как искусство слова
1.2
Художественный образ
1.3
Фольклор. Жанры фольклора
1.4
Литературные роды и жанры
1.5
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия; экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой
1.6
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение
2.
Из русской литературы XX века
2.1
И.А. Бунин «Лапти»
2.2
В.Г Короленко «В дурном обществе»
2.3
П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
2.4
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
2.5
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
2.6
А.П. Платонов «Никита»
2.7
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
3.
Поэты о Великой Отечественной войне
4.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
4.1
И.А. Бунин «Помню — долгий зимний вечер»
5.
Из зарубежной литературы
5.1
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
5.2
Х.К. Андерсен «Снежная королева»
5.3
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
2. Перечень умений, проверяемых заданиями диагностической работы
Код требований
Умения, проверяемые заданиями
1
знать/понимать:
1.1
образную природу словесного искусства;
1.2
содержание изученных литературных произведений;
1.3
основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов
1.4
изученные теоретико-литературные понятия;
2
уметь:
2.1
находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами жизни;
3
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1
создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка
Спецификация контрольно – измерительных материалов для проведения в 20…/20… учебном году промежуточной аттестации по литературе в 5 классе
II полугодие
Назначение КИМ:
Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 5 класса (II полугодие).
Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Документы, определяющие содержание КИМ
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки России №1897 от 17 декабря 2010 г. с изменениями приказ Минобрнауки от 29.12.2014 г. №1644, от 31 декабря 2015 года №1577.
2. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 11 города Тамбова.
3. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2020.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки. Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
Структура КИМ
Содержание промежуточной аттестации охватывает учебный материал, изученный в течение первого полугодия учебного года.
Составлено 2 варианта диагностической работы. Работа состоит из 2 частей. Первая часть представляет собой тест из 24 вопросов и предусматривает выбор одного ответа из трех предложенных либо нахождение указанных соответствий. Вторая часть содержит 1 вопрос, который требует развернутого ответа.
Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в) номер ответа не указан.
Ответы на задания в части 2 работы записываются обучающимися самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится на основе специально разработанной системы критериев.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 37
1
24
24
66%
2
1
13
34%
ИТОГО
100%
Распределение заданий КИМ по содержанию и видам деятельности
Вид деятельности
№ заданий
Знание изученных теоретико-литературных понятий
1,2, 4,5
Умение находить соответствия (между автором и произведением; между автором и годами жизни
3,7
Знание содержания изученных литературных произведений
6,8-19,24
Знание основных фактов жизни и творческого пути писателей и поэтов
20-23
Создание связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка
Часть 2
Таблица 2. Распределение заданий по разделам курса литературы
№
Название раздела
Число заданий
Максимальный балл
1
Основные теоретико-литературные понятия
4
4
2
Из русской литературы XX в.
6
6
3
Поэты о Великой Отечественной войне
5
5
4
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе
7
6
5
Из зарубежной литературы
3
3
ИТОГО
25
37
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 37
Базовый
21
21
57%
Повышенный
4
16
43%
ИТОГО
25
37
100%
Продолжительность выполнения контрольной работы
Время выполнения работы – 45 минут.
Дополнительное оборудование не требуется.
Система оценивания выполнения заданий и работы в целом
Отметка по пятибалльной системе
«2»
«3»
«4»
«5»
Баллы
0-14
19-27
28-30
31-37
Правильность выполнения каждого задания первой части (1-24 вопрос) оценивается 1 тестовым баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 24 тестовых задания первой части работы, - 24 балла.
За задание второй части выставляется от 0 до 13 баллов.
13
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста произведения, авторская позиция не искажена.
8
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого произведения, и/или авторская позиция искажена.
0
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.
Максимальное количество баллов за всю работу – 37 баллов.
План варианта КИМ для проведения диагностической работы
Уровень сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный
№
Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору
Коды требований к уровню подготовки по кодификатору
Уровень сложности
Максимальный балл за выполнение задания
Примерное время выполнения задания в минутах
1
1.3
1.4
Б
1
1
2
1.3
1.4
Б
1
1
3
1.1
1.4
П
1
2-3
4
1.6
1.4
П
1
1-2
5
1.4
1.1
Б
1
1
6
3.3
1.2
Б
1
1
7
2.2, 2.3, 2.4, 3.3,
1.3
П
1
2-3
8
3.2, 3.3
1.2
Б
1
1
9
3.6, 4.3, 4.4
1.2
Б
1
1
10
3.6, 4.6
1.2
Б
1
1
11
4.6, 3.4, 4.7
1.2
Б
1
1
12
2.4, 4.3,4.6
1.2
Б
1
1
13
2.3, 3.2, 4.8
1.2
Б
1
1
14
4.2, 5.3
1.2
Б
1
1
15
2.4, 3.5,4.6
1.2
Б
1
1
16
3.4, 4.7, 5.2
1.2
Б
1
1
17
2.1, 3.4, 5.1
1.2
Б
1
1
18
2.3, 5.1
2.2
Б
1
1
19
4.3, 2.4, 5.2
1.2
Б
1
1
20
2.2, 2.3
1.3
Б
1
1
21
2.2, 3.4
1.3
Б
1
1
22
5.2,5.3, 5.4
1.3
Б
1
1
23
5.5
1.2
Б
1
1
24
5.2
1.3
Б
1
1
25
4.2
3.1
П
13
10-15
Вариант I
Часть 1
1. В какое время года происходит действие рассказа И.А. Бунина «Лапти»?
а) летом;
б) весной;
в) зимой
2. Что просит в бреду больной ребенок (рассказ И.А. Бунина «Лапти»)?
а) красные лапти; б) холодной воды; в) пряник
3. Что решил дед Нефед, услышав о том, что просит его внук (рассказ И.А. Бунина «Лапти»)?
а) что он даже слова такого не знает;
б) что нужно сплести лапти самому;
в)что надо добывать то, что душа желает
4. Узнай героя по портретной характеристике (В.Г. Короленко «В дурном обществе») . К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) Маруся
1) «Это был мальчик лет девяти,
худощавый и тонкий, как
тростинка. Одет он был в грязной
рубашонке, руки держал в карманах
узких и коротких штанишек».
б) Валек
2) «У этого малого, – говорили обо мне старшие, – руки и ноги налиты ртутью», чему я и сам верил...»
в) Вася
3) «...бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца...»
5. Кто по профессии отец Васи? (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
а) учитель; б) врач; в) судья
6. В каком месте Вася знакомится с Валеком и Марусей? (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
а) в продуктовой лавке; б) в старой часовне; в) в школе
7. Укажи жанровое определения СКАЗА
а) занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях;
б) жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора;
в) крупное или среднее по объёму стихотворное произведение лиро-эпического характера
10. Определи, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика».
а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»;
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»;
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
11. Определи, из какого произведения взят данный фрагмент.
Первый Глашатай. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников!
Второй Глашатай. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски!
Первый Глашатай. Мы пожалуем ему столько золота, сколько поместится в его корзине!
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»;
б) С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»;
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
12. К какому роду литературы относится пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
а) эпос; б) лирика; в) драма
13. Узнай героя пьесы С.Я. Маршака по речевой характеристике (кто говорил эти слова). К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) «Не надо мне пирожков, хочу подснежников!.. Ну, если сами идти не хотите и меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит. Вот придет она из лесу, а вы ее опять туда пошлите».
1) Профессор
б) «Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа».
2) Дочка старухи
в) «Вот и мачеха у меня такая... И сестрица вся в нее. Что ни сделаешь, ничем им не угодишь, как ни повернешься - все не в ту сторону».
3) Падчерица
14. Укажи определение литературной сказки
а) Литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию фольклорной сказки и соединяющий авторскую самобытность и народные традиции;
б) Эпическое художественное произведение народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел, авторство не установлено;
в) Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки.
15. Определи авторов произведений. К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) В.П. Астафьев
1) «Никита»
б) А.П.Платонов
2) «Двенадцать месяцев»
в) С.Я.Маршак
3) «Васюткино озеро»
16. Определи, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Во всей деревне было тихо сейчас, никого не слыхать. Мать в поле далеко, до нее добежать не успеешь. Мальчик ушел от сердитого пня в сени избы. Там было не страшно, там мать недавно дома была. Он хотел испить молока, что оставила ему мать, но, посмотрев на стол, он заметил, что стол — это тоже человек, только на четырех ногах, а рук у него нету».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) А.П. Платонов «Никита»;
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
17. Какое произведение называется автобиографическим? Выбери правильный ответ.
а)Произведение, построенное на историческом сюжете;
б)Произведение, в котором писатель наделяет героя своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу;
в)Произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли.
18. Найди эпитет в отрывке из стихотворения И.А. Бунина «Помню долгий — зимний вечер...»
Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса...
а) воет вьюга;
б) тихий шепот;
в) шепот леса
19. Назови имя героя рассказа В.П. Астафьева, в честь которого было названо озеро.
а) Никита;
б) Васютка;
в) Валек
20. Автором стихотворения «Рассказ танкиста» является:
21. Определи авторов произведений. К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) М. Твен
1) «Приключения Тома Сойера»
б) Х.К. Андерсен
2) «Робинзон Крузо»
в) Д.Дефо
3) «Снежная королева»
22. Определи, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Старая леди опустила очки и взглянула поверх них, осматривая комнату, потом приподняла очки и взглянула из-под них. Сквозь очки она редко или никогда не смотрела на такую мелочь, как мальчик, так как это была ее парадная пара, гордость ее сердца, заведенная ради моды, а не для употребления; она с одинаковым успехом могла бы смотреть сквозь пару печных заслонок».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Марк Твен «Приключения Тома Сойера»;
в) А.П. Платонов «Никита»
23. Кто из литературных героев очутился на необитаемом острове?
а) Робинзон;
б) Васютка;
в) Том Сойер
24. Кто является автором произведения «Снежная королева»?
а) Перро;
б) Гримм;
в) Андерсен
Часть 2.
Чему учат нас произведения о Великой Отечественной войне? Дайте развернутый ответ (4-5 предложений).
Вариант II
Часть 1
1. Что можно назвать главной мыслью рассказа Бунина «Лапти»?
а) мысль о страшном состоянии русских деревень;
б) мысль о том, что болеть – страшно;
в) мысль о необычайном самопожертвовании
2. Куда и зачем ушёл дед? (рассказ И.А. Бунина «Лапти»)
а) до Новоселок, красить лапти; б) на базар за пряниками; в) на реку за водой
3. Что случилось с дедом Нефёдом? (рассказ И.А. Бунина «Лапти»)
а) он погиб; б) ему удалось выжить; в) он пропал без вести
4. Узнай героя по портретной характеристике (В.Г. Короленко «В дурном обществе»). К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) Вася
1) «Это был мальчик лет девяти,
худощавый и тонкий, как
тростинка. Одет он был в грязной
рубашонке, руки держал в карманах
узких и коротких штанишек».
б) Маруся
2) «У этого малого, – говорили обо мне старшие, – руки и ноги налиты ртутью», чему я и сам верил...»
в) Валек
3) «...бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца...»
5. В каком месте Вася знакомится с Валеком и Марусей? (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
а) в продуктовой лавке; б) в старой часовне; в) в школе
6. Что, по словам Тыбурция, высасывает жизнь из Маруси?
а) серый камень; б) волшебный цветок; в) вода
7. Укажи жанровое определения СКАЗА
а) занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях;
б) жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора;
в) крупное или среднее по объёму стихотворное произведение лиро-эпического характера
11. Определи, из какого произведения взят данный фрагмент.
Королева (перебивая его). Я издам новый закон природы! Эй, кто там? Пошлите ко мне Канцлера. А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать. Ну, "Травка зенелеет, солнышко блестит". Да-да, так и пишите. Ну! "Травка зенелеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы.
а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»;
б) С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»;
в) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
12. К какому роду литературы относится пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
а) драма; б) лирика; в) эпос
13. Узнай героя пьесы С.Я. Маршака по речевой характеристике (кто говорил эти слова).
К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) «Не надо мне пирожков, хочу подснежников!.. Ну, если сами идти не хотите и меня не пускаете, так пусть хоть сестра сходит. Вот придет она из лесу, а вы ее опять туда пошлите».
1) Падчерица
б) «Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда еще не бывало, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа».
2) Дочка старухи
в) «Вот и мачеха у меня такая... И сестрица вся в нее. Что ни сделаешь, ничем им не угодишь, как ни повернешься - все не в ту сторону».
3) Профессор
14. Укажи определение литературной сказки
а) Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки;
б) Эпическое художественное произведение народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел, авторство не установлено;
в) Литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию фольклорной сказки и соединяющий авторскую самобытность и народные традиции.
15. Определи авторов произведений. К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) П.П. Бажов
1) «Никита»
б) А.П.Платонов
2) «Двенадцать месяцев»
в) С.Я.Маршак
3) «Медной горы Хозяйка»
16. Определи, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) А.П. Платонов «Никита»;
в) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
17. Какое произведение называется автобиографическим? Выбери правильный ответ.
а)Произведение, построенное на историческом сюжете;
б)Произведение, в котором писатель наделяет героя своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу;
в)Произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли.
18. Найди олицетворение в отрывке из стихотворения И.А. Бунина «Помню долгий — зимний вечер...»
Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна.
а) зимний вечер; б) свет лампады; в) буря плачет
19. Назови имя героя рассказа В.П. Астафьева, который летом потерялся в тайге.
а) Никита;
б) Васютка;
в) Том
20. Автором стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете...» является:
21. Определи авторов произведений. К каждой цифре подбери соответствующую букву.
а) Д.Дефо
1) «Приключения Тома Сойера»
б) Х.К. Андерсен
2) «Робинзон Крузо»
в) М. Твен
3) «Снежная королева»
22. Определи, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Я никогда еще не бывал в море, и мне стало худо. Голова у меня закружилась, ноги задрожали, меня затошнило, я чуть не упал. Всякий раз, когда на корабль налетала большая волна, мне казалось, что мы сию минуту утонем. Всякий раз, когда корабль падал с высокого гребня волны, я был уверен, что ему уже никогда не подняться».
а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»
б) Д.Дефо «Робинзон Крузо»;
в) А.П. Платонов «Никита»
23. Кто из литературных героев имел сводного брата Сида?
а) Робинзон Крузо;
б) Кай;
в) Том Сойер
24. Кто является автором произведения «Снежная королева»?
а) Перро;
б) Гримм;
в) Андерсен
Часть 2.
Расскажи о своем любимом литературном произведении из курса 5 класса. Почему оно понравилось? (4-5 предложений).