Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс "М.А.Шолохов "Судьба человека"»
М. А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
ВАРИАНТ 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, по равнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
Здорово, браток!
Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:
- Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мущинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
открывает повествование;
завершает повествование;
является кульминацией сюжета;
является завязкой сюжетного действия.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
образ жизни шофера;
встреча рассказчика с немолодым мужчиной и мальчиком;
красота природы;
жизнь и смерть.
А4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?
повествование от 1-го лица;
повествование от 3-го лица;
рассказ в рассказе;
форму монолога.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?
выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
показать доверчивость ребенка;
охарактеризовать психологическое состояние героя;
объяснить трудность характера ребенка.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности» основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне...»).
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины,..», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной..,», найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнесся к незнакомому шоферу.
С1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?
М. А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
ВАРИАНТ 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.
Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:
Прощай, браток, счастливо тебе!
И тебе счастливо добраться до Кашар.
Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке. Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и,держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой, И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
рассказ;
повесть;
быль;
роман.
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
открывает повествование;
завершает повествование;
является кульминацией сюжета;
является завязкой сюжетного действия.
А3. Главной идеей данного фрагмента является:
слабость здоровья маленького мальчика;
жестокость людей;
сила духа русского мужчины, прошедшего войну;
сиротство людей после войны.
А4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?
повествование от 1-го лица;
повествование от 3-его лица;
рассказ в рассказе;
форму монолога.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?
выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою;
показать отношение рассказчика к Андрею Соколову;
увеличить объем повествования;
заинтересовать читателя.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Мальчик подбежал...»).
В3.Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжелой...», выпишите словосочетание, которое объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удалявшихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой...», найдите сравнение, с помощью которого описывается твердость руки Андрея Соколова.
С1. О чем заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?