kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Электронный образовательный ресурс "М.А.Шолохов "Судьба человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный образовательный ресурс поможет проверить знание текста произведения и литературоведческих терминов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс "М.А.Шолохов "Судьба человека"»

М. А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

ВАРИАНТ 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, по равнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал при­глушенным баском:

  • Здорово, браток!

  • Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину го­няет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш при­жался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало при­саживаясь рядом со мною, отец сказал:

- Беда мне с этим пассажиром! Через него и я под­бился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мущинское это дело с такими пасса­жирами путешествовать, да еще походным порядком.


А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование;

  2. завершает повествование;

  3. является кульминацией сюжета;

  4. является завязкой сюжетного действия.

  1. А3. Главной темой данного фрагмента является:

  1. образ жизни шофера;

  2. встреча рассказчика с немолодым мужчиной и мальчиком;

  3. красота природы;

  4. жизнь и смерть.

  1. А4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

  1. повествование от 1-го лица;

  2. повествование от 3-го лица;

  3. рассказ в рассказе;

  4. форму монолога.

  1. А5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?

  1. выявить отсутствие в герое серьезного отноше­ния к жизни;

  2. показать доверчивость ребенка;

  3. охарактеризовать психологическое состояние героя;

  4. объяснить трудность характера ребенка.

  1. В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности» основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).

  2. В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне...»).

  3. В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спи­ны,..», выпишите слово, которое характеризует
    состояние Андрея Соколова.

  4. В4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогатель­ной..,», найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнесся к незнако­мому шоферу.

  5. С1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?

  6. М. А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

  7. ВАРИАНТ 2

  8. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.

  9. Чужой, но ставший мне близким человек поднял­ся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

  • Прощай, браток, счастливо тебе!

  • И тебе счастливо добраться до Кашар.

  • Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.
    Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и,
    держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

  1. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, ко­торый, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его родина.

  2. С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем рас­ставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и за­плетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой, И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я по­спешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут по­жилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуть­ся. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, что­бы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...

  3. А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

  1. рассказ;

  2. повесть;

  3. быль;

  4. роман.

  1. А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

  1. открывает повествование;

  2. завершает повествование;

  3. является кульминацией сюжета;

  4. является завязкой сюжетного действия.

  1. А3. Главной идеей данного фрагмента является:

  1. слабость здоровья маленького мальчика;

  2. жестокость людей;

  3. сила духа русского мужчины, прошедшего войну;

  4. сиротство людей после войны.

  1. А4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

  1. повествование от 1-го лица;

  2. повествование от 3-его лица;

  3. рассказ в рассказе;

  4. форму монолога.

  1. А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?

  1. выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою;

  2. показать отношение рассказчика к Андрею Со­колову;

  3. увеличить объем повествования;

  4. заинтересовать читателя.

  1. В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героя и выра­зить свое отношение к нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).

  2. В2. Назовите средство создания образа героя, строя­щееся на описании его действий (со слов: «Маль­чик подбежал...»).

  3. В3.Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжелой...», выпишите словосочетание, которое объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удаляв­шихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).

  4. В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой...», найдите сравнение, с помощью которого описыва­ется твердость руки Андрея Соколова.

  5. С1. О чем заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Электронный образовательный ресурс "М.А.Шолохов "Судьба человека"

Автор: Романенко Елена Николаевна

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 390784


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства