kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Достоевский "Преступление и наказание"(вопросы к роману)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Какое место занимает детская тема в романе Ф.М. До­стоевского «Преступление и наказание»?

Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчерки­вают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправ­дывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, яв­ляющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть по­рочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества.

2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступ­ление он совершает не только и не столько из-за чувства соци­альной несправедливости. Раскольников хочет проверить, спо­собен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Достоевский "Преступление и наказание"(вопросы к роману) »

1. Какое место занимает детская тема в романе Ф.М. До­стоевского «Преступление и наказание»?

Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие дети Мармеладовых подчерки­вают невыносимость убогой, нищенской жизни, как бы оправ­дывают совершенное Раскольниковым. Маленькая девочка, яв­ляющаяся во сне-кошмаре Свидригайлова, вынуждена быть по­рочной уже в свои пять лет, юная девушка пятнадцати лет, покончившая с собой,- это тоже обличение общества.

2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступ­ление он совершает не только и не столько из-за чувства соци­альной несправедливости. Раскольников хочет проверить, спо­собен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

3. Какое значение имеют сны Раскольникова в раскрытии темы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они воз­никают в момент наивысшего напряжения героя и как бы заверша­ют один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова пока­зывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасает­ся крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в че­реп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что спосо­бен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовмес­тимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность.

4. Что объединяет всех обитателей петербургского «дна»?

Ф.М. Достоевский изображает страшные картины жизни бед­ноты большого города. Жалкие жилища, болезни, нищета — это то, что объединяет всех жителей «дна» Петербурга. Каждая семья бедна по-своему, но жизнь всех бедных людей трагична. Доста­точно привести в пример судьбу семьи Мармеладовых.

5. В чем заключается своеобразие решения темы социальной несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Главная тема русской литературы — протест против социаль­ной несправедливости, нищеты поднимается в романе Ф.М. Дос­тоевского «Преступление и наказание» на философско-этический уровень. Раскольников предпринимает «бунт» не из-за личной обиды, а во имя униженных и оскорбленных. Здесь решается про­блема благородной цели и неправедных средств — оправдывается ли убийство даже самой высокой и гуманной целью.

6. В чем состоит теория Раскольникова?

Теория Раскольникова — это теория сильной личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни — муравьи из муравей­ника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие — их единицы — имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одер­жим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право име­ет». Из этой теории полностью уходит христианская идея.

7. Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?

Социальными истоками преступления Раскольникова явля­ются нищета, обездоленность людей, окружающих его, да и по­ложение его собственной семьи — матери и сестры. Философские истоки заключены в его теории сильной личности.

8. Какую роль играет образ Свидригайлова в развенчании теории сильной личности?

Свидригайлов выступает в романе Ф.М. Достоевского «Престу­пление и наказание» в качестве двойника Раскольникова. Он во­площает одну из возможностей практического осуществления идеи героя — нравственный цинизм. Нравственный циник Свид­ригайлов, живущий по принципу «все дозволено», презираю­щий любые представления о добре и зле, становится двойником идейного циника Раскольникова. Недаром во время первого сви­дания с Раскольниковым Свидригайлов говорит, что они — «од­ного поля ягоды». А в последнюю встречу накануне самоубийства он вновь выскажет эту мысль, назвав Раскольникова «порядоч­ным циником». В интерпретации Свидригайлова теория Расколь­никова лишена романтической философской основы и выглядит пошлой и эгоистичной.

9. Какие черты воплощены в образе Лужина?

Лужин является олицетворением бесчеловечности строя, где властвуют деньги. Лужин не останавливается ни перед каким нрав­ственным преступлением, если оно экономически оправдано. Он считает, что ради достижения своей цели «людей резать можно». Он тоже двойник Раскольникова, выражающий абсолютизацию одной из сторон теории Раскольникова.

10. В чем заключается трагическая ошибка Раскольникова?

Трагическая ошибка Раскольникова состоит в противоречии между субъективно-гуманистическими побуждениями героя и объективно-антигуманистической формой их проявления.

11. В чем своеобразие психологизма Ф.М. Достоевского в ро­мане «Преступление и наказание»?

Психологизм Ф.М. Достоевского отличается от психологизма И.С. Тургенева или Л.Н. Толстого. Раскрывая внутренний мир героев, Ф.М. Достоевский показывает столкновение противоре­чивых импульсов, борьбу между сознанием и подсознанием, желанием и осуществлением его. Его герои не просто размышля­ют, они мучительно страдают, анализируют свои поступки, реф­лектируют.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Достоевский "Преступление и наказание"(вопросы к роману)

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства