kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение педагогического наследия и.алтынсарина для современной теории и практики воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

о роли педагогичесого наследия Алтынсарина в воспитании подрастающего поколения

Просмотр содержимого документа
«Значение педагогического наследия и.алтынсарина для современной теории и практики воспитания»



ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И.АЛТЫНСАРИНА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ



Принцип искусства воспитания гласит:

дети должны воспитываться не для настоящего,

а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!

От правильного воспитания детей зависит

благосостояние всего народа.

Джон Локк

Сегодня в педагогике много говорят об инноватике, новой области научного знания, интенсивно развивающейся в мире, открывающей новые возможности для осмысления историко-педагогического опыта. Но новое не прорастает из «ничего». Есть некие непреходящие ценности, идеи, передаваемые как эстафета из поколения в поколение. Могут поменяться формы и методы претворения этих идей в жизнь, но остается непреложной истиной:

-Борьба за педагогику, возвышающую человеческое достоинство;

-Борьба за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике;

-Непрерывная борьба за человека и его возможности;

-Борьба за утверждение и развитие сущности, присутствующей в каждом ребенке.

Именно эти проблемы составляют суть педагогического наследия И.Алтынсарина, но это и те проблемы, которые решает современная педагогика. В своем выступлении от 30 января 2008 года Президент РК Н.А.Назарбаев на встрече со стипендиатами программы «Болашак» высказал следующее:

«В качестве третьего момента реализации проекта «Интеллектуальная нация - 2020» можно отметить духовное воспитание молодежи.

Нужно учитывать нивелирующее воздействие процесса глобализации, которому мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей и нравственности нашего молодого поколения.

Знания или профессиональные навыки не могут быть созидательной силой, если не основаны на национальных приоритетах, нравственных ценностях, понятиях общественного долга, социальной солидарности и преемственности поколений.

Наше молодое поколение должно однозначно усвоить старую как мир истину – настоящего успеха в жизни добивается только тот, кто приносит пользу людям и своей стране.

История и культура Казахстана – это живительные источники, из которых наша молодежь может черпать мощную энергию созидания» [5,с.4].

Нравственность – одна из самых сложных и интересных проблем. Казахский народ в условиях господства нуждался в решении данной проблемы.

Мы воспитываем подрастающее поколение по следующим основным направлениям воспитания:

• Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов, способность руководствоваться ими; формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения;

• Патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь;

• Гражданское – воспитание правовой и политической культуры, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, воспитание уважения к культурному и историческому наследию Казахстана.

Ярким примером этому служит педагогический подвиг И. Алтынсарина, разработавшего основы семейного и школьного воспитания. Без ухаживания, говорил он, и деревья растут кривыми, а дети, подобно молодому деревцу, требуют себе повседневной заботы. Только постоянная забота и правильное воспитание формируют в ребенке самые лучшие нравственные качества. Выдвинутая И. Алтынсариным мысль о роли труда в жизни человека нашла полную реализацию лишь в наши дни.

И. Алтынсарин, как и Ч. Валиханов, связывал прогрессивное развитие казахского народа с внедрением просвещения, посредством которого он стремился пробудить национальное сознание. Он был убеждён, что просвещение - это консолидирующая сила народа в борьбе с самодержавием, бесправием и произволом. Переписка И. Алтынсарина с русскими интеллигентами как живой свидетель эпохи воссоздаёт историческую, социально-экономическую картину прошлого казахского народа и соответствующую унизительную политику царского самодержавия по отношению к «инородцам». Такое умышленное пренеб-режение было оскорбительным для И. Алтынсарина как гражданина, и, возможно, поэтому он всячески пытался раскрыть истинную, гуманную сущность народа. Заслуга И. Алтынсарина состоит в том, что он защищал интересы своих соотечественников, бил тревогу по поводу их физического истребления и морального унижения, призывал образумиться высокопоставленных чиновников: «...если будут вести дело так неумело, то предрекаю, что киргизы - этот мно-гообещающий, хороший народ - быстро пойдёт к погибели, так что после ничем уже не поправишь. Читая и слыша такие дикие проекты, просто руки опускаются» [3, с.60]. В своем поэтическом творчестве Ы. Алтынсарин прежде всего пропагандировал значение народного образования, обращался к молодежи с призывом приобретать знания. Необходимость образования во времена Алтынсарина нужно было доказывать. Трудно было не только открыть школу, но и набрать учеников. Алтынсарин пишет стихи, обращенные к детям, в которых он призывает их учиться. Самое известное из них — «Давайте, дети, учиться!» В нем говорится о пользе науки, знаний в жизни человека.
Веками кочевник считал, что все его богатство — скот. Но гораздо прочнее другое, истинное богатство — знания. В этом и стремится Алтынсарин убедить молодежь. Только знания могут сделать человека всемогущим, счастливым.
В стихотворении «Строит дивные дворцы...» поэт также внушает читателям мысль о необходимости борьбы за знания, которые вывели бы казахов в ряды цивилизованных народов.
Как педагог-просветитель И. Алтынсарин огромное внимание уделял значимости и роли школы, а также социальной и нравственной миссии учителя в реализации целей учебного и воспитательного процессов. Он считал, что «...школы - это главные пружины образования киргизов... на них, и в особенности на них, и надежда; в них же и будущность киргизского народа» [4, с. 32]. Просветитель большое значение придавал нравственному воспитанию учащихся, межличностным отношениям. бедноты.
И. Алтынсарин – выдающийся педагог-просветитель казахского народа, родоначальник системы начального профессионального образования в Казахстане, по инициативе которого открывались не только первые школы, но и двухклассные училища и ремесленные отделения при них.

Многое И. Алтынсарин внедрил в систему профессионального обучения, методику обучения, которые используются в ряде профессий и сегодня. Это предметно-вещевая, операционная и операционно-комплексная системы обучений[1,с.12].

Влияние Ибрая Алтынсарина на современный Казахстан происходит сегодня через культуру и художественное слово, через налаживание межкультурного диалога в разнообразных его форматах. Особую актуальность теме настоящего исследования придаёт также и то обстоятельство, что современный Казахстан активно реализует государственную программу «Культурное наследие». В ней одно из достойных мест предоставлено и творчеству Ибрая Алтынсарина.

Новаторские социально-просветительские и гуманистические идеи И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, убеждённых в том, что именно просвещение станет консолидирующей силой народа в борьбе с самодержавием, бесправием и произволом. Только устремлённый в будущее просвещённый разум может быть гарантией свободы и счастья отдельного человека и народа в целом.
Этическая проблематика занимает значительное место в произведениях И.Алтынсарина. в них красной нитью проходит мысль о судьбе человека, о его идеалах, о путях воспитания высоконравственной личности. Уже современники отмечали, что в произведениях И.Алтынсарина они видят «сильного проводника чистых истин нравственности общечеловеческой, конечно, и через это заслуга его превышает всякую похвалу». К важнейшим средствам нравственного воспитания И.Алтынсарин относил литературу. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью, отражать ее хорошие и плохие стороны, пробуждать сознание людей и указывать пути и формы нравственного самосовершенствования. Это замечательное требование к литературе полностью соблюдено в «Киргизской хрестоматии» самого автора. Его «Хрестоматия» сыграла роль путеводителя «к более научным и серьезным руководствам, дающим действительные познания и полезные сведения».

Высоко ценя устное народное творчество, И.Алтынсарин использовал положительные казахские обычаи, пословицы и поговорки, содержащие в себе многовековую мудрость, в деле воспитания подрастающего поколения.

И.Алтынсарин не мог не задумываться о смысле своей жизни и жизни своего народа. Определяя смысл своей жизни, он ищет «познания», ставит цель сделать «добро своим соотечественникам», посвящает всю свою жизнь делу просвещения народа, стремится «подействовать еще на их нравственность».

Свое отношение к человеку, к его судьбе И.Алтынсарин выражает в стихотворной форме – в виде наставлений, советов и т.п., в которых глубоко раскрывается смысл человеческого существования. В одном из них он утверждает:

Дурной человек не может

Хороший совет принять.

Дурной человек лишь может

Мерзко и глупо болтать.

В неблаговидном поступке

Признаться не в силах он.

Короткая жизнь бесполезна

Пройдет у него, как сон.

Таким образом, жизнь коротка, поэтому, по Алтынсарину, надо стремиться, пока не поздно, наполнить ее добрыми делами. Даже в тяжелых условиях испытания и бедности не следует унывать, заниматься грязными делами. Он советует бедняку:

Если беден, не дружи ты с воровством,

Правду честную впусти в свой ветхий дом,

Пусть за это смерть враги тебе сулят –

Хлеб насущный добывай себе трудом.

Тема труда занимает центральное место в произведениях И. Алтынсарина. Истинный смысл человеческого счастья Алтынсарин видит в честном труде: «Счастлив тот, кто может сказать себе, что я живу своим личным трудом». Об этом свидетельствуют также включенные в «Киргизскую хрестоматию» казахские пословицы и поговорки. Вот некоторые из них: «Без труда нет наслаждения» («Бейнетсіз рахат жоқ»), «Ленивый без дела лежит, а счастье от него бежит» («Жалқау текке жатар оның ырысы қашар»), «Ленивость джигита есть несчастье для него» (Жігіттік ерінгені көрімнің көрінгені») и т.д. Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей - утверждает Ибрай Алтынсарин. «Воспитание трудолюбия у детей - главное средство борьбы против тунеядства и лени»[2,с.68]. В самом деле, глубокое понимание роли труда в жизни человека, усмотрение в нем исцелителя человеческой души от пороков, лени, безделья, мнение о труде как естественной потребности человека – характерная черта рассказов И. Алтынсарина. «Призыв к труду и трудолюбию, - пишет профессор Т.Тажибаев, основа всего содержания «Хрестоматии». Автор на каждом шагу внушает детям, что «нет ни одной живой души», которая не трудилась бы; нужно привыкать к труду, ибо пропитание твое – в твоем труде, а трудом заработанная еда гораздо вкуснее и питательнее». В труде необходима «настойчивость и сила и воли» [3,с.100] и т.д.

По глубокому убеждению И. Алтынсарина, радость жизни в труде, и только благодаря труду человек достигает своей желанной цели. Призывая людей избегать тунеядства, паразитизма и безделья, И. Алтынсарин в своих рассказах «Как можно разбогатеть» и «Кипчак Сейткул» показывает, что безделье унижает человеческое достоинство. В рассказе «Чистый родник», в котором один из путников цель жизни человека видит в труде и дает совет: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай… не предавайся лени, если будешь поступать так, то в конце концов будешь великим и достигнешь цели».

Пристальное внимание И. Алтынсарина занимала и проблема счастья, выяснение его смысла. В рассказах «Умеренность», «Счастливый человек» он считает счастливым того, у кого «на душе… тихо и спокойно», нет «огорчений», недовольства своим состоянием». Счастье человека не исчерпывается личным благополучием. Оно охватывает почти все сферы жизни человека, особенно его отношение к окружающим людям. Не может быть счастливым тот, кто думает только о себе, заботится о своем личном благе, «в ущерб великому общественному делу» [4,с.84]. . Таким образом, забота о человеке, о его нуждах, забота о Родине и ее процветании – существенная черта нравственных рассуждений И. Алтынсарина. По мнению И. Алтынсарина, ссоры, вражда, зависть, богатство и т.п. – вот корень зла, от которого следует избавиться. Народ уважает щедрых. И.Алтынсарин выдвигает щедрость как одно из ценных нравственных качеств человека. В рассказе «Бережливость и скупость» к щедрости И. Алтынсарин относит старинный обычай казахов «жлу», сущность которого заключается в том, что люди искренне и безвозвратно оказывают помощь своим пострадавшим соплеменникам.

Забота об общественных благах, об умножении богатства и укреплении могущества своей Родины, содействие ее экономическому и культурному развитию – вот те основные задачи гражданина-патриота, выполнение которых, по убеждению И.Алтынсарина – смысл его жизни. Патриоту не суждена спокойная и беззаботная жизнь, его душа не успокоится до тех пор, пока он не внесет определенную «лепту» в общую пользу Родины, пока не увидит плодов своей деятельности. Приобщить свой народ к общечеловеческой культуре, видеть свою родину могучей, культурной – мечта казахского мыслителя.

В деле обучения и воспитания И. Алтынсарин руководствовался идеями великих русских педагогов. И. Алтынсарин стремился прививать учащимся «привычки» разумной жизни, добрых дел и поступков. В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарин содержание нравственного воспитания? Это - патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность.

Гражданское воспитание, формирование гражданственности – одно из условий развития личности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная культура, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств. Для успешного решения вопросов, связанных с воспитанием у молодежи гражданственности, необходим комплексный подход в работе.

Значение творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей. 

В настоящее время в молодежной среде превалирует множество пороков, ощущается недостаток воспитанности и культуры. Как вернуть ситуацию в нормальное русло - мы думаем, некоторые ответы можно найти и в публицистике Алтынсарина.    
Этика Алтынсарина – это этика народа, и носит она практический характер. Наследие Алтынсарина полезно для современности с определенными коррективами на время. Его этические рассуждения не вскрывают коренных основ нравственности, им свойственна ограниченность. Однако, как исторический материал, необходимый для формирования нового человека, этические воззрения И. Алтынсарина бесспорно обогатят наши представления о нравственности. Таким образом, по Ибраю Алтынсарину, основу нравственности составляет образование и воспитание: «Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества», «хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком» [6,с.47]. Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Ибраем Алтынсариным, Чоканом Валихановым, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны - возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися.

Одна из главных задач сегодня - воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа - поколения, которому можно доверить будущее страны.
С обретением независимости Казахстан укрепил экономику, признан в мире. В стране растет активное и целеустремленное молодое поколение, свободно владеющее несколькими языками, освоившее современные информационные технологии. Но где гарантия, что это не будут чуждые чаяниям народа технократы, не знающие родной истории, своих корней, не осознающие себя наследниками и продолжателями великой степной культуры? Молодое поколение, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться волной глобализации и пойти на поводу различных догматических течений.
- Это означает, что наш долг воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу, - сказал Президент. Также наш долг - учить молодое поколение ответственному отношению к истории своей страны, нашей государственности, ответственности за настоящее и будущее Казахстана. Только так мы взрастим патриотов.


Используемая литература:

  1. А. Фролов. Ибрай Алтынсарин и вопросы профессионального образования. Профессионал Казахстана, №2, 2001.

  2. И. Алтынсарин. Киргизская хрестоматия. Оренбург, 1906.

  3. Г. Тажибаев. Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине XIX века. Алма-Ата, 1965

  4. И. Алтынсарин. Избранные произведения. Алма-Ата, 1957

  5. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на встрече со стипендиатами программы «Болашак». Астана, 30 января 2008 года

  6. А. Уразбеков. Этические воззрения Ибрая Алтынсарина. Алма-Ата, 1974

  7. Назарбаев  Н.А. Стратегия независимости. - Алматы: Атамұра, 2003. - 312 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Есетова Асель Самыратовна

Дата: 06.01.2019

Номер свидетельства: 493984

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства