Перспективы дальнейшего развития проекта………………... .-
Список использованных источников …………..…………...17
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
В данном проекте рассказывается о детской поэтессе, родившейся в Орловской области Свердловского района в с. Яковлево. Там она провела свое детство, а во взрослой жизни с любовью вспоминала родные края. Вы сможете узнать какие стихотворения писала Елена Александровна. Познакомитесь с биографией поэтессы и ее воспоминаниями о родителях.Это и многое другое вы сможете определить после ознакомления с данным проектом.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Изучение данной темы расширит круг знаний, связанных с биографией поэтессы. Многие, читая стихотворения Е.А.Благининой, учились быть добрыми, отзывчивыми и честными людьми.Так, Благинина стала достаточно известной среди детей по стихотворениям: «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», «Радуга» и многим другим. Несмотря на это, информация о ее происхождении, жизни и творчестве малоизвестна. Поэтому этот проект явится ценным и актуальным источником информации о Е.А.Благининой для будущих специалистов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:собрать и систематизировать сведения по теме:«Жизнь и творчество Е.А.Благининой. Учитель доброты».
Задачи:
-изучить и проанализировать материал по теме: «Жизнь и творчество Е.А.Благининой. Учитель доброты»;
- поиск сведений по теме: «Жизнь и творчество Е.А.Благининой. Учитель доброты»;
- анализ и обобщение фактов по данной теме
- проверка достоверности фактов по записям и воспоминаниям жителей с.Яковлево.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: жители с.Яковлево.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Подготовительный этап
Изучение проекта по данной теме началось с поиска данных в различных источниках массовой информации. Вследствие этого удалось найти немногочисленное количество ценных материалов. Затем, обратилась к школьному музею Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яковлевская основная общеобразовательная школа имени Е.А. Благининой». В его архиве удалось обнаружить письма Е.А.Благининой предназначенные школьникам. Убедиться в правильности и достоверности найденной информации смогла благодаря воспоминаниям местных жителей, которые рассказали о поэтессе.
Основной этап.
Биография
Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. вс. Яковлево, неподалеку от железнодорожной станции Змиевка в Орловской губернии, в семье сельского дьячка Михаила Ивановича Солнышкина.[1]
Отец работал багажным кассиром на станции Курск. Мама занималась заботой о семье, но ее характер был сложным по сравнению с отцом. К своим родителям я всю жизнь она относилась с уважением, с любовью, с заботливой нежностью.
Родители
Воспоминания Е.А.Благининой о родителях[4]: «Отец мой прожил кроткую, смиренную жизнь, никогда никого не обидев, никому не помешав. Он был великим жизнелюбом и, несмотря на полное своё плебейство, в какой-то мере был и барином. Он любил хорошо покушать, поухаживать за дамами, рассказать соленый анекдот.
Он был прирожденным учителем, не изучая педагогических наук. Дети любили его. И как не любить затейника, который склеивал отличных змеев, организовывал новогодние мероприятия. Выписывал скромное жалование «Ниву» и обольстительный журнал «Светлячок» их бандерольки пахли как-то особенно притягательно, суля великие блаженства.
Папа никогда не ругался и не поднимал руку на детей. Только однажды он ударил меня. А случилось это так.
Я мечтала о настоящей кукле — розовую, златокудрую красавицу. В семь-восемь лет это так естественно! Мечтая о кукле, я вероятно, приговаривала что -то, и это выдавало мою тайную грусть. Отец, узнав мою мечту смог заработать и в новогоднюю ночь долгожданная кукла была принесена Дедушкой Морозом, в которого мы нерушимо верили. Она была великолепно-ослепительна, непостижимо-прекрасна и таинственна, ибо: она самостоятельно открывала и закрывала глаза.
Я перестала спать из-за боязни, что ночью ее похитит плюшевый медведь из сказки, напечатанной в «Светлячке». Я закрывала ее на ночь в горку с посудой, а днем не расставалась с ней
Однажды я положила ее на стул, а сама выбежала зачем-то из кухни. Вернувшись, вижу: стоит отец, растерянно держит мою красу за ногу, а по лицу его бродит какая-то жалкая улыбка. Я бросилась к кукле — она была раздавлена: отец по рассеянности сел на нее.
— Дурак! Дурак! — завопила я, затопала ногами, залилась плачем. И вдруг отец побелел, глаза его налились кровью, он схватил меня сильными руками и, дико озираясь, выдернул из корыта мокрое полотенце, больно и стыдно отхлестал меня им — без разбору, куда попало. Потом оттолкнул меня и, закрыв лицо руками, пошатываясь, как больной, вышел.
Мокрая, жалкая, я смотрела на дверь, за которой он скрылся, и с отвращением — на куклу, распластанную на полу.
Потом, простив меня, он сказал так:
— Будешь дерзкой со старшими, переселю в нижние этажи сердца!
Боже! Лучше бы он еще раз отколошматил меня! Так отчетливо представились эти ужасные подвальные «этажи сердца», где темно, пауки, сырость, где нет и в помине солнца отцовской любви — такого теплого, такого щедрого. Я залилась слезами и уж с тех пор никогда, даже в мыслях — ни-ни.
В другой раз брат Митечка с дружками поймали гуся на выгоне и зажарили его на костре. Гусиная хозяйка расследовала дело:
— Вот скажу отцу-то, будет тебе на орехи!
Шустрый Митечка за словом в карман не полез:
— А что он мне сделает? Соли, что ли, на хвост насыплет?
Второй мой брат - Саша передал их разговор отцу, а отец, недолго думая отругал Митю. Наказание было строгим, а после него отец сказал:
- Теперь не будешь чужих гусей жарить. Своих разведи.
Долго-долго нельзя было бедному Мите появляться на улице.
Притчи, иносказания, игра — вот оружие, которым управлялся отец со своей оравой
Он охотно делал домашние дела — мыл посуду, нянчил детей, ходил на базар, носил воду, дрова. Мы не видели его в дурном рас-положении духа, не слышали, чтобы говорил в повышенном или раздраженном тоне. Если же гневался, то «белым гневом», то есть так страшно, что лучше и не вспоминать. К счастью, на моей памяти это случилось два - три раза за всю жизнь».
Воспоминания о матери: «Мать была куда более сложной натурой. Фанатически религиозная, нервная, очень по натуре талантливая, она была неуемной, мятущейся, вечно неудовлетворенной.
Великая книгочейка с феноменальной памятью, она, родив девять человек и похоронив из них четырех, умудрилась пронести сквозь всю трудную, наполненную тяжкой заботой жизнь неистовость духа, жадность к познанью.
Мы боялись матери, порой чуждались ее, припадая к открытому, простому и доброму источнику отцовской нежности. Мать грозно ревновала и мучилась. В доме часто нависали тучи, и нам — детям — не хотелось тогда оставаться в нем...».
В скором времени после рождения Лены отец с женой и детьми переехали в Ямскую слободу под Курском, но лето семья неизменно проводила в Яковлеве. Орловская земля дала Елене Александровне не только жизнь, но и научила понимать всю прелесть народных мотивов, напевов (ее дедушка учил крестьянских детишек читать и писать и организовывал в с.Яковлево хор).
Благинины часто сталкивались с материальными невзгодами, но они не могли подавить жажды духовной пищи. В свободные дни, когда семья собиралась вместе, отец читал книги, пели, устраивали домашний театр, посещали шумные красочные ярмарки, где Леночка впервые увидела театр Петрушки. Все это возбуждало ее творческую фантазию. Желание писать возникло очень рано. Однажды, тайком пробравшись в тенистые аллеи сада помещика, она сочинила свое первое стихотворение «Детство милое». Воспела ивы над прудом. Ей было тогда 8 лет. Части парка, пруда и ив сохранились до наших дней.
Картины села Яковлево в сердце Благининой
Картины Яковлева всегда жили в сердце Елены Александровны:
«Требует высокого помина
Прошлое, все дальше уходя…
Вижу сад и заросли жасмина
В отблесках и отсветах дождя...»
В 1921 г. в сборнике «Начало» было опубликовано первое стихотворение Благининой «Девочка с картинкой». Стихи, с которыми она выступала на вечерах, публиковались в сборнике «Золотое зерно»(1921) и в «Альманахе первом» курского Союза поэтов(1922).
Педагогом Благинина не стала. Не окончив пединститута, она в 1922 году поступила в Высший литературно-художественный институт им. В.Я.Брюсова. В Москве она оказалась без дома, без денег, без работы. Спустя некоторое время работа всё же нашлась - намётчицей в багажной экспедиции газеты «Известия». После работы шла в Политехнический институт, слушала Луначарского или других поэтов этого периода. На этих выступлениях она впервые увидела и услышала Маяковского, Асеева, Пастернака, Сельвинского, Антакольского и др.
Добрый учитель
В 1933г. В «Мурзилке» были опубликованы ее первые стихотворения для детей: «Лейка, полей-ка рассаду скорей» и др. В этом же году вышел первый сборник стихотворений Благининой: «Осень», который стал свидетелем уже сложившихся творческих принципов и самобытности поэтического мастерства.
Все дети нашей необъятной страны любят читать ее красочные произведения: «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», «Гори-гори ясно!», «Огонек», «Аленушка», «Журавушка», и др.
Ее произведения о природе учат нас понимать шорох дождя, птичий пересвист, голос ручья. Так, например, в стихотворении «Улетают, улетели» прозвучала грусть об уходящем лете, о птицах, покидающих наши края.
Полные доброты и сердечности стихотворения Благининой невольно заставляют быть добрей и внимательней к старым людям.
Много раз переиздавался сборник Благининой «Вот какая мама!». В стихотворениях этого сборника проявляется нежность, забота, любовь.
…И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу… [3]
60 лет своей жизни Елена Александровна отдала литературной деятельности и детям. Её стихи учат ребят быть добрыми, нежными, учат горячо любить Родину, понимать родную природу.
Но все же стихотворениями для детей творчество поэтессы не исчерпывается. Её первая книга для взрослых вышла в 1966 году. В ней нашла отражение и орловская тема, она является своеобразной исповедью - дневником.
Спят старики и не боятся стужи,
Укрытые последней тишиной.
Старуха дремлет, думая о муже,
А он лежит к своей судьбе спиной.
Тяжел и смутен лик его оплывший,
Венцом седин объята голова.
Через детей и внуков он – вернувший
Великое младенчество свое…
Он тут, он рядом, не навек уснувший,
Не навсегда покинувший ее.
Теперь она с бессонницей не сладит.
Кому из них и скоро ль уходить?
..И край его рубашки гладит… гладит…
Так – еле-еле, чтоб не разбудить.
Это – любовь… У молодых представление о счастье обязательно включают счастливую любовь, старость. А в старости? Этот намек на ласку – это сверхлюбовь на пороге смерти. Благинина писала не о себе. В этом стихотворении она выразила пронесенную через годы свою мечту о стариковском счастье. Мечту, которая не сбылась. И в стихотворении слышится холодный страх перед смертью, перед вечностью. Страх этот могут исцелить лишь ликующие забавы внуков и детей. Но у Благининой не было ни детей, ни внуков. За всю жизнь она была влюблена лишь раз в Георгия Оболдуева, блестящего музыкант, эрудита. История их взаимоотношений сложна, запутана, но в то же время прекрасна, как любая история настоящей любви. Они были счастливы. Лишь его смерть разлучила их окончательно. После его смерти Благинина прожила долгие - 35 лет. Жизнь продолжалась! И поддержало ее, прежде всего, творчество и воспоминания о родном крае.[6]
Творческий путь
Помимо создания оригинальных стихотворений на протяжении долгих лет своего творческого пути Благинина много занималась переводами из Т.Шевченко, Л.Квитко, Леси Украинки, И. Франко и др.
«Благинина, Благинина…
Который год подряд
Склоняем это имя мы
И Яковлевский сад.
Стихи ее читаем мы,
Стихи ее поем,
Недаром почитаема
Она в краю родном.
Елена Александровна
На Родине жива.
Овеянные славою,
Звучат ее слова».
Эти замечательные строки наш поэт - Алексей Пахомов посвятил русской поэтессе – Елене Александровне Благининой.
Около 60 лет жизни она отдала литературному творчеству, и в том числе 45 лет - детской литературе. Она нашла дорожку к сердцу ребёнка, писала лирические, юмористические стихи считалки, дразнилки, скороговорки, сказки. С ранних лет дети слушают, читают, заучивают наизусть замечательные стихотворения Е.А.Благининой: «Мама», «Ветер», «Посидим в тишине», «Эхо», «Колея», «Снегурочка» и многие другие.
Более четверти века Е.А. Благинина работала над переводами и пересказами. Переводя стихи для детей, она искала и находила в них то, что было дорого ей самой: упоение детством, свежестью мира, радостью жить и знать, что впереди – прекрасное и волнующее будущее. Жизнь Благининой – полна труда и творчества. К славе она не стремилась, считая, что в ней «нет необходимости». Она жила строго и честно, как и подобает жить художнику. Она радовалась вниманию читателей. Елена Александровна писала:
«Сколько радостей горячей
От сердечности ребячьей –
От протянутых ручонок,
Круглых щёк и кротких глаз:
От мальчишек и девчонок,
Что ведут в бессмертье нас!»
Милый сердцу край
В 1978 году Е.А.Благинина приезжала в г. Орел. Она не могла уехать в Москву, не посетив места, где родилась. Поэтесса приехала в Яковлево с поэтам В. Катановы. Елена Александровна побывала на месте, где стоял дом дедушки М.И.Солнышкина – дьячка местной церкви, поговорила с жителями, посидела возле своей излюбленной ракиты у пруда, насыпала в платочек несколько пригоршней земли, чтобы отвезти на могилу матери и, горестно вздохнув, произнесла: «Прощай, Яковлево! С тобой я встречаюсь в последний раз!».
Проезжая мимо школы, она решила пройтись по тенистым аллеям, вспоминая барскую усадьбу, сад, где она в восьмилетнем возрасте написала свои первые стихи. Здесь с ней выпало счастье повстречаться Серпилиной Н.С., она работа воспитателем группы продленного дня. Нина Степановна вспоминает:
«Она шла одна, задумчивая, по аллее. Сопровождавшие ее гости стояли возле дорожки. Мы познакомились. Она сказала, что решила посмотреть на «милые сердцу края».
Потом, когда Нина Степановна работала библиотекарем в школе, она часто вспоминала Елену Александровну, и с ребятами решили отправить ей посылку: антоновские яблоки, потому что Благинина в своем разговоре вспоминала, что в саду были крупные антоновские яблоки. В ответ получили письмо и книгу «Журавушка» с дарственной надписью: «Читателям Яковлевской библиотеки, моим юным землякам – с любовью» и открытку «Спасибо за дивные яблочки… Люблю вас. Жалею, что не могу приехать в Яковлево».
Так завязалась переписка с учащимися и работниками Яковлевской школы…Она длилась до самой смерти Елены Александровны. В гостях у неё побывали учителя: Трифонова С.В., Верижникова Л.И., Можина Т.И. Их поражало обилие книг, радушие хозяйки, искренняя любовь. Прощаясь, Елена Александровна сказала: «Поклонитесь моему милому Яковлеву… Как бы я хотела побывать там. Но, увы, сильно хвораю, надеюсь на лучшие времена, когда мы, может быть, и увидимся».
Но увидеться больше не удалось…
27 апреля 1989 года Елены Александровны не стало.[5]
В память о детской поэтессе в Яковлевской школе ежегодно отмечаются «Благининские праздники». В мае 1990 года на школе была установлена мемориальная доска.
На школьном доме –
Знак мемориальный,
Прочел, и память жаром обдало,
А день стоит по – тютчевски хрустальный,
И по – благинински в полях светлым светло.
(В.М. Катанов.)
Ежегодно в мае, когда буйно цветут сады, Яковлево собирает любителей поэзии. Цветы, улыбки, радостное настроение, выставки книг, стенды с фотографиями и документами, рассказывающими о жизни и творческом пути известной поэтессы.
Люди живут пока что их помнят… Память о Е.А.Благиненой бессмертна, а значит, и она будет вечно жить - у нас в сердцах.
Заключительный этап
Благинина занимает достойное место в советской русской литературы для детей и взрослых. Большой вклад внесла в развитие мировой художественной культуры. Благодаря стихотворениям Е.А.Благининой дети приучаются ценить и любить красоту родной природы, бережному отношению окружающему нас миру. Её произведения воспитывают нравственные качества детей.
РЕСУРСЫ
Музей Яковлевской школы;
Воспоминания жителей села Яковлево;
Статьи из газет.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Учителя начальных классов;
Дети школьного возраста;
Родители;
Студенты Мезенского педагогического колледжа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Объединение в единый проект сведений о Благининой разных источников.
Расширение общих сведений о поэтессе.
Ознакомление студентов и школьников с жизнью и творчеством Е.А. Благининой.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Данный проект может иметь развитие в области изучения творчества Е.А.Благининой. Применение на уроках литературного чтения в младших классах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. - Москва,1995.-С.19.
Приходько В. А. Елена Благинина. Очерк творчества. – М., 1971.-С. 221-222.