Просмотр содержимого документа
«Задания, способствующие развитию навыков смыслового чтения у учащихся четвёртого класса на уроках литературного чтения»
М инистерство общего и профессионального образования Свердловской области
подборка заданий на развитие навыков смыслового чтения
К амышлов, 2020
П одборка заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения. / 2020, стр. 15
Данная сборник заданий, представляет собой подборку разных заданий, направленных развитие навыков смыслового чтения. Подборка предназначена для учителей начальных классов, работающих в условиях инклюзивного образования, а также для учителей начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, учителям - предметникам.
Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Одним из основных навыков современной личности выступают коммуникативные навыки. Владение коммуникативными навыками на высоком уровне дает возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Важно приступить к формированию коммуникативных навыков непосредственно в младшем школьном возрасте с целью поэтапного развития в будущем. Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, так как степень сформированности данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Между тем коммуникативная деятельность, является одной из основных в младшем школьном возрасте в связи с тем, что следующий этап в их жизни – подростковый возраст, когда ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. От того, как будут складываться отношения ребёнка в группе людей – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, успешность реализации своего потенциала а, следовательно, и его дальнейшая судьба.
Младшие школьники продвигаются в овладении навыком смыслового чтения, но, испытывая значительные трудности в его освоении, нуждаются в целенаправленной и продуманной помощи специалиста или учителя; необходимо было разработать и использовать систему коррекционной работы по овладению навыком смыслового чтения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс смыслового чтения.
Ребенок, который будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при непонимании текста – это не столько удовольствие, сколько мука. Для решения этой проблемы и был создан данный сборник по развитию навыка смыслового чтения. Специальные упражнения можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.
Младший школьный возраст характеризуется наличием существенных качественных и количественных накоплений в развитии ребенка. Ведущим видом деятельности является учебная, следовательно, целесообразно рассматривать ее как основу или средство формирования каких-либо умений и навыков, оказывающих положительное влияние на развитие личности ребенка.
Младший школьный возраст - это время формирования умения межличностных взаимодействий, когда происходит изменение коммуникативной деятельности: изменяются взаимоотношения с взрослыми, усиливаются контакты с ровесниками, появляется более сложная форма совместной деятельности.
Задания развивают воображение ребенка, логическое мышление, память учат общению друг с другом. Их можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний об окружающем. Особое место в них отводится развитию речи, связной речи, развитию памяти, развитию коммуникативных навыков.
Цель подборки: побор и систематизация заданий для младших школьников по развитию навыков смыслового чтения.
Задачи:
1. Подбор заданий для младших школьников, различной направленности;
2. Систематизация подобранных заданий по разделам в сборнике;
3. Оформление заданий для младших школьников по развитию навыков смыслового чтения.
Подборка заданий для младших школьников по развитию навыков смыслового чтения систематизирован в соответствии с возрастом детей. Упражнения в подборке представлены по учебному предмету.
Задание «Диалог с автором текста».
Как лошадь жабу пожалела.
Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой.
По дороге ехал мужик с возом.Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место.
- Пожалела… - тихонько сказал один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и овестно.
По В.Гюго
Задание1. Прочитайте внимательно название рассказа. Предположите, о чем в нем расскажет читателям автор.
Задание 2.Постарайтесь по названию рассказа описать ситуацию, в которой лошадь могла пожалеть жабу.
Задание 3.Найдите в словаре лексическое значение слов «искалечить», «рытвина», «выкарабкаться», «воз». Подберите близкое по значению выражение к словосочетаниию «разбитая на ноги лошадь».
Задание 4.Восстановите последовательность событий и оформите их ввиде плана.
Задание 5.Подготовьте ответы на вопросы.
В какое время года, где и когда произошёл этот случай?
Зачем автор так подробно описывает природу? Какую роль это описание играет в рассказанной писателем истории?
Какие слова используются в тексте для того, чтобы описать, как стали вести себя мальчишки, увидев жабу?
Что облегчало страдания израненной жабы?
Как вы считаете, кто по отношению к жабе вел себя жестого, а кто был добр?
Как вы думаете, почему мальчишкам стало совестно?
Какое слово в тексте, с вашей точки зрения, помогает понять отношение автора к мальчикам?
Задание на развитие читательского воображения.
Задание 1. Внимательно посмотри на иллюстрацию и представь описываемое событие. Воспроизведи свои представления устно или письменно.
Задание 2.Назовите произведения (сказки, басни), их автора, в которых встречаются эти герои.
Задание 3. Отгадай ребусы, которые есть на картинке. Составь свой ребус к одному из произеведений.
Задание 4. Придумай свой небольшой рассказ\сказку, герояим которой будут животные.
Задание «Рассказ по предложению»(принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации).
Задание 1. Вспомни или найди в словаре понятия «рассказ», «текст», «повествование».
Задание 2. Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ – повествование ( слова взяты из стихотворения И.С. Тургенева «Голуби»).
Пример предложения
Летел, летел – все прямр, прямо….. и потонул за лесом
Задание «Ответь на вопросы по тексту стихотворения».
Задание 2.Составь свои вопросы к тексту стихотворения С. Есенина « Пороша». Найди ответ на вопросы в тексте стихотворения.
Задание 3.Оформи свою работу в форме кроссворда.
Задание «Составьте диалог, используя представленный текст».
Пример текста: (И. Тургенев Голуби – стихотворение в прозе).
Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — всё прямо, прямо… и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…
Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя— и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.
Задание «Составьте вопросы по тексту» И. Тургенев Воробей.
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Задание 1.Внимательно прочитай текст. Раздели его на смысловые части и к каждой из них составьте по одному вопросу так, чтобы получился план пересеказа.
Задание 2.Придумай вопросы, которые помогут рассказать о воробье, собаке, авторе произвдения, определить главную мысль стихотворения с опорой на текст.
Задание, развивающие осознанность чтения.
Задание1.Прочитай текст стихотворения С. Есенина «Поёт зима –аукает!».
Задание2. Найди в тексте приметы зимы, художественно – выраззительные средства, которые автор использует для рассказа об этом времени года, выражения своих чувств.
Задание3.Попробуй описать стихотворение С. Есенина «Поёт зима – аукает!» прилагательными, которые поэти использует в тексте.
Задание 4. Представь на мгновение, что ты тоже поэт. Какие прилагательные, сравнения ты бы использовал для описания этого времени года? Какими приметами дополнил текст стихотворения?
Задание на развитие памяти, восприятия, осознание прочитанного текста (по повести Л.Н. Тлльстого « Детсво»)
Задание 1. Внимательно рассмотри иллюстрацию и расскажи, что на ней изображено. Кто автор произведенияи и как оно называется?
Задание 2. Подумай, к какой части произведения может относиться эта иллюстрация и выбери верный ответ(1). Обоснуй свою точку зрения с опорой на текст.
1) Ивины 2) MAMAN
Задание3. Вспомни и запиши имена героев рассказов: Ивины; MAMAN.составь характеристику одного из них (по выборууч-ся)