kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет никакой новизны в утверждении, что на уроках литературы нужно изучать классические произведения, так же как не является новостью факт, что дети редко делают это с удовольствием… И не потому только, что в наш "телевизионный” и "компьютерный” век они мало читают и предпочитают русским словам "красивые” западноевропейские или американские.

Разница в историческом времени, языке, уровне культуры, жизненных проблемах, наконец, мешает детям воспринимать классику, и в этом их трудно винить… Подчиняя школьную программу по литературе интересам наших учеников, мы рискуем докатиться до "приключений черепашек ниндзя”, тогда как, по мысли Аристотеля, "в воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное”.

Надо учить детей не просто читать, а воспринимать произведения писателей-классиков и русского фольклора, вырабатывать осмысленное и бережное отношение к наследию русской культуры. И именно в среднем звене, когда ребёнок уже научился читать и получил начальные представления о мире, а вместе с тем не потерял непосредственности и не утратил желания и способности творческой игры в мир, созданный им самим, важно эмоционально и интеллектуально подготовить его к восприятию и осмыслению художественного мира литературного произведения. Ещё З.Фрейд в «Психологических этюдах» говорил о подобной близости поэта и ребёнка в создании мира, к которому и тот и другой "относятся очень серьёзно, то есть вносят много увлечения, в то же время резко отличают его от действительности”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы »

Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы

Нет никакой новизны в утверждении, что на уроках литературы нужно изучать классические произведения, так же как не является новостью факт, что дети редко делают это с удовольствием… И не потому только, что в наш "телевизионный” и "компьютерный” век они мало читают и предпочитают русским словам "красивые” западноевропейские или американские.

Разница в историческом времени, языке, уровне культуры, жизненных проблемах, наконец, мешает детям воспринимать классику, и в этом их трудно винить… Подчиняя школьную программу по литературе интересам наших учеников, мы рискуем докатиться до "приключений черепашек ниндзя”, тогда как, по мысли Аристотеля, "в воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное”.

Надо учить детей не просто читать, а воспринимать произведения писателей-классиков и русского фольклора, вырабатывать осмысленное и бережное отношение к наследию русской культуры. И именно в среднем звене, когда ребёнок уже научился читать и получил начальные представления о мире, а вместе с тем не потерял непосредственности и не утратил желания и способности творческой игры в мир, созданный им самим, важно эмоционально и интеллектуально подготовить его к восприятию и осмыслению художественного мира литературного произведения. Ещё З.Фрейд в «Психологических этюдах» говорил о подобной близости поэта и ребёнка в создании мира, к которому и тот и другой "относятся очень серьёзно, то есть вносят много увлечения, в то же время резко отличают его от действительности”.

Одна из важнейших задач учителя словесности – показать, что произведение искусства (и литературное произведение, в частности) – не примитивное копирование действительности, а творческое переосмысление её; важно, чтобы ребёнок не ограничивался в восприятии хитросплетениями сюжета, а пытался проникнуть в разгадку авторской идеи, понять то "послание”, с которым "обращается к нам искусство”.

Одним из главных методических принципов преподавания, на мой взгляд, должен быть путь от простого к сложному, от внимания к слову (в совокупности того, что оно вызывает в сознании), к идее художественного произведения, к попытке осмысления авторской позиции и средств её выражения, исследования идейно-художественного своеобразия посредством литературоведческого анализа. Ибо духовная реакция читателя на произведение, по мысли М.М. Бахтина, – это усилие понять автора через его текст. Оптимальный вариант восприятия – инициативный и творческий отклик на то, что сказано автором.

Именно решению этих задач призваны служить задания для учащихся (в данной работе – 6-х и 8-х классов).

Задания составлены в соответствии с темами, предложенными в «Программе по литературе для общеобразовательных учебных заведений», разработанной Институтом общего образования Министерства образования Российской Федерации под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Включая необходимый базовый материал, творческие задания содержат гимназический компонент, позволяют значительно расширить и углубить предложенную программу изучения литературы.

Предполагаются три вида творческих заданий:

1. Задания, связанные с непосредственным изучением материала, ориентированные на творческое восприятие художественного текста.


Примером такого задания в 6-м классе будет, например, рассказ ребёнка о себе от имени древнегреческого бога, богини или героя или попытка загадать себя, перечислив основные качества и события выбранного персонажа древнегреческой мифологии.


В 8-м классе подобным заданием можно считать распределение по жанрам предложенных отрывков из фольклорных произведений.

2. Задания, связанные с дополнительной литературоведческой, искусствоведческой или исторической информацией. Это могут быть разного рода доклады (на темы, требующие творческого подхода), сравнение различных текстов или творческое осмысление элементов теории литературы.


Так, например, в 6-м классе предметом обсуждения становится вопрос о том, как представляли себе мир древние люди (славяне, греки, египтяне…). Задание это может быть выполнено в виде рисунка или словесного описания. Что общего было в представлениях о мире у совершенно разных народов? Чем это можно объяснить? Как это отразилось в фольклорных произведениях? И почему именно в них?


Другой пример – сравнение отрывков из «Песни о Роланде» с отрывками из поэмы о Роланде Лудовико Ариосто (в переводе А.Курошевой). Или, скажем, собственная гиперболизация какого-нибудь явления.


В 8-м классе заданием такого типа будет, например, сравнение образов бурлаков, созданных на полотне И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» и в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге».

3. Задания, связанные с творчеством самих учащихся: их исследования, научные разработки, сочинения, попытки создания собственных произведений по заданному сюжету, на заданную тему, в заданном жанре или попытки стилизации.

ШЕСТОЙ КЛАСС

Мифология

1. Дайте определение следующих слов. Греческие это слова или римские? Там, где можно, укажите пару (по-римски или по-гречески). Однозначные ли это слова? Какие из этих слов можно написать с маленькой буквы и изменится ли в этом случае их значение?

Уран, Титан, Юпитер, Олимп, Атлант, Прометей, Марс, Геркулес, Венера, Хаос, Космос.

Кронос (Хронос) – подберите однокоренные слова.

2. Подготовьте рассказ о себе от имени какого-нибудь древнегреческого бога, богини или героя. В вашем рассказе должна звучать характеристика, но не должно быть имени.

3. Сравните предложения: "В лесу живёт нимфа Эхо” и "В лесу живёт эхо”. В каком из них есть олицетворение?

4. "Жил-был старый дед. Был дед глупый, как пень. Умер он и стал пнём”. Можно ли считать данный текст мифом? Обоснуйте своё мнение.

5. Боги и человек в мифе. Общее и различное. Чем, по вашему мнению, обусловлено сходство человека и Бога? Знаете ли вы религии, в которых есть уподобление человека Богу? В чём его смысл?

Может ли человек победить в единоборстве с Богом? Обоснуйте своё мнение на материале мифов Древней Греции.

6. Выходу в свет перевода на русский язык поэмы Гомера «Илиада», сделанного Н.И. Гнедичем, посвящены строчки Пушкина:

"Слышу умолкнувший звук божественной


                                                   эллинской речи;


Старца великого тень чую смущённой душой”.

Как вы думаете, почему именно в таком стиле написал Пушкин?

7. Чем похожи и чем отличаются от поэмы Гомера «Илиада» данные ниже отрывки из поэмы «Война мышей и лягушек»? Как вы думаете, в чём заключается художественная задача автора подобного произведения?

(Речь царя Хлебогрыза перед мышами):

"Други, хотя и один я теперь претерпел от лягушек,


Лютая может беда приключиться внезапно со всяким!


Жалкий, несчастный родитель, троих сыновей


                                                                                я лишился:


Первого сына сгубила, свирепо похитив из норки,


Нашему роду враждебная, неукротимая кошка.


Сына второго жестокие люди на смерть натолкнули,


С необычайным искусством из дерева хитрость


                                                                                  устроив, –


Эту пагубу нашу ловушкой они называют.


Третий же сын был и мой он любимец, и матери


                                                                                   нежной, –


Ах, и его погубил Вздуломорд, сманивши в пучину!


Но ополчимся, друзья, и грянем в поход на лягушек,


Тело, как должно, своё облачив в боевые доспехи!..”

"...Прежде всего облекли они ноги и гибкие бёдра,


Ловко для этого стручья зелёных бобов приспособив, –


Их же в течение ночи немало они понагрызли.


А с камышей прибрежных сняв шкуру растерзанной


                                                                                     кошки,


Мыши, её разодравши, искусно сготовили латы.


Вместо щита был блестящий кружочек светильни,


                                                                                      а иглы


(Всякою медью владеет Арес) им как копья служили.


Шлемом надёжным для них оказалась скорлупка


                                                                                      ореха.


Во всеоружье таком на войну ополчились мышата”.

8. Прокомментируйте отрывок из стихотворения греческого поэта-философа Ксенофана:

"Для эфиопа все боги, как сам, черны и курносы,


А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы…


Если бы руки имели быки, или львы, или кони,


То и они бы придали богам свой собственный облик:


Бык быку, конь коню написал бы подобного бога…”

Можно ли считать эти строчки пародией на поэмы Гомера? Обоснуйте своё мнение.

Песнь о Роланде

9. Найдите описание, рассуждение и повествование в «Песни о Роланде». Какой стиль речи является преобладающим? Как вы думаете, почему?

10. Как вы думаете, подходит ли «Песнь о Роланде» под определение "эпического произведения”? Подберите соответствующие тезисам примеры из текста.

· Эпос воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность в объективном ходе событий, сюжетном их развитии, обычно без вмешательства автора.

  • В эпическом произведении действительность изображается многосторонне, автор внимателен к подробностям.

  • Повествование в эпосе ведётся обычно в прошедшем времени, как уже о свершившихся событиях.

  • Для эпического произведения характерен широкий охват событий во времени и пространстве.

  • Народный эпос изображает героев "лучшими” (Аристотель). Герой – богатырь, воин, в нём воплощаются лучшие черты народного характера. Он отличается необычайной силой, мужеством, патриотизмом.

  • Образ героя раскрывается в поступках. Это уже "готовый” характер.

  • Для эпоса характерно противопоставление героя и врага.

  • Стиль эпического произведения – торжественный, величественный, высокий.

  • Народный эпос трактует явления действительности со значительной долей чудесного, в нём переплетается жизненно правдоподобное и фантастическое.

11. Найдите гиперболу (если она есть) в следующих текстах:

"Его добрый конь да богатырский


С горы на гору стал перескакивать,


С холма на холм стал перемахивать,


Мелки реченьки, озерки промеж ног пускать”.

"Пришла Коляда накануне Рождества,


Дайте коровку, масляну головку!


А дай Бог тому, кто в этом дому!


Ему рожь густа, рожь ужиниста!


Ему с колосу осьмина,


Из зерна ему коврига,


Из полузерна – пирог.


Наделил бы вас Господь


И житьём, и бытьём, и богатством…”

"Иван-царевич пошёл выбирать себе коня: на которого руку положит, тот и падает...”


"Шла-шла царевна, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала...”

«Берёт –


            как бомбу,


                        берёт –


                                   как ежа,


как бритву


               обоюдоострую,


берёт,


            как гремучую,


                              в 20 жал,


змею


            двухметроворостую»


(В.Маяковский. Стихи о советском паспорте)

"И вот


          Россия


                       не нищий оборвыш,


                                             не куча обломков,


                                             не зданий пепел –


Россия


           вся


                единый Иван,


и рука


         у него –


                     Нева,


а пятки – каспийские степи”.


                       (В.Маяковский. 150 000 000)

12. Напишите своё эпическое произведение на сюжет какой-нибудь известной детской песни.

Фольклор и древнерусская литература

13. Укажите сходства и различия «Чуда Георгия о Змие» и воинской повести.

14. Чем отличается образ князя Александра на картине Павла Корина «Александр Невский» (видеосюжет) от созданного в Житии Александра Невского?

15. Докажите, что былина – эпическое произведение.

16. Как вы думаете, о чём свидетельствуют факты, что на протяжении многих столетий в Киево-Печерской лавре выставляли нетленные мощи Ильи Муромца; в муромских лесах показывали "скоки” его коня; разбросанные в ростовских краях курганы принимали за могилы врагов, побитых Алёшей Поповичем?

17. Назовите языческие (мифологические) и христианские черты в былинах. Почему возможно это соседство?

18. Как вы думаете, характерны ли для былины такие предложения:

"Илья Муромец был очень сильным, поэтому он победил чёрную силу у города Чернигова”. "Сел Илья Муромец, молодой богатырь, на коня своего, рысака орловского, взял он автомат в руки белые”.

Найдите ошибки и попробуйте написать предложения в "былинном” стиле.

19. Найдите постоянные и авторские эпитеты в «Песни о вещем Олеге». Чем они отличаются? Прокомментируйте словосочетания "лукавый кинжал”, и "благородные кости”.

Н.М. Карамзин. Наталья, боярская дочь

20. Подчеркните в отрывке все слова, выражающие так или иначе эмоциональное состояние героя. Что можно сказать о стиле повести?

"Красавица молчала; только сердце и взоры говорили – но недоверчивый незнакомец желал ещё словесного подтверждения и, стоя на коленях, спросил у неё: «Наталья, прекрасная Наталья! Любишь ли меня? Твой ответ решит судьбу мою: я могу быть счастливейшим человеком на свете или шумящая Москва-река будет гробом моим». – «Ах, барышня! – сказала жалостливая няня. – Отвечай скорее, что он тебе нравен! Ужели захочешь погубить его душу?» – «Ты мил сердцу моему, – произнесла Наталья нежным голосом, положив руку на плечо его. – Дай Бог, – промолвила она, подняв глаза на небо и обратив их снова на восхищённого незнакомца, – дай Бог, чтоб я была столько же мила тебе!»”

21. Из предложенных в скобках слов выберите то, которое, по вашему мнению, соответствовало бы стилю и смыслу повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» (если необходимо, изменяйте форму соответствующего существительного или прилагательного).

В (престольном, столичном, главном, великокняжеском) граде русского царства, в Москве (священной, седой, белокаменной), жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол.

Ему ли (бояться, страшиться, пугаться, ужасаться) его тернистого пути, когда с ним доброе сердце его, когда с ним добрые дела его?

Лишь только первые лучи великолепного (солнца, светила, небесного тела, звезды) показывались из-за утреннего облака, (изливая, бросая, посылая, выплёскивая) на (тихую, шумную, суетливую) землю жидкое, неосязаемое золото, красавица наша (просыпалась, пробуждалась), открывала чёрные глаза свои и, перекрестившись (полной, белою, белой, смуглой, загорелой) атласною, до нежного локтя (голою, обнажённою) рукою, вставала, (надевала, одевала) на себя тонкое шёлковое платье (камчатую телогрею, болоньевую ветровку, шерстяную шинель, соболью душегрейку, лёгкую мантилью) и подходила к круглому окну высокого своего (дома, терема, избушки, дворца, квартиры, коттеджа, дачи, конуры), чтобы взглянуть на прекрасную картину оживляемой (природы, натуры, окружающей среды).

Седая борода боярина Матвея не пугала молодых (девушек, девок, красавиц, одноклассниц); он умел (смешить, забавлять, заинтересовать, увлекать) их приятным образом и рассказывал им приключения (смелого, властного, верующего, благочестивого, религиозного) князя Владимира и (могучих, сильнейших, физически развитых) богатырей российских.

Старушка няня, видя (сие, это, то самое) (несовременное, дикое, необустроенное), (одинокое, уединённое) жилище посреди непроходимого леса, видя (сих, этих, тех самых) вооружённых людей и (увидев, рассмотрев, приметив, заметив) на лицах их нечто суровое и свирепое, пришла в ужас, (сплеснула, всплеснула, взмахнула, замахала) руками и (сказала, прошептала, закричала): "(Ах! Ахти! Господи! Вот это да! Ничего себе!) Мы погибли! Мы в руках у разбойников!”

22. Найдите в тексте повести Карамзина соответствие предложениям "Он состарился” ("Уже тихое трепетание сердца возвещало наступление жизненного вечера и приближение ночи”) и "Я уже долго плакал” ("Несколько месяцев глаза мои не просыхали”). Охарактеризуйте стиль Карамзина. Есть ли какая-нибудь связь между содержанием повести и её стилем? В чём она заключается?

23. Как вы понимаете одно из определений метафоры, данное в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»: "Метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя”?

Найдите метафору в строчках Пушкина: "Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года”. Найдите метафоры в тексте повести Карамзина.

24. Попробуйте сами с помощью метафоры описать близкие вам понятия "школа”, "двойка”, "школьный буфет”. Можно ли одно и то же явление описать с помощью разных метафор? (Например, "школа” – "кладезь знаний”, "дом мучений”; "двойка” – "верная подруга” и "источник грусти”.) Как вы думаете, почему это возможно?

25. Как вы думаете, почему речь идёт о старине, а не о современности? Какой город для Карамзина воплощает идеальную старину? Почему? Что особенно привлекает Карамзина в нём?

26. Есть ли в этой повести описания природы? Каковы их особенности? Связано ли это как-то с основной идеей повести, с художественной задачей? Каким образом?

27. Как вы думаете, почему Карамзин рассказывает эту историю как предание, услышанное им от "бабушки его дедушки”?

М.Ю. Лермонтов. Песня про… купца Калашникова

28. Вопросы на знание текста.

О ком идёт речь в строках: "Словно ястреб взглянул с высоты небес // На младого голубя сизокрылого”? (Иван Грозный на Кирибеевича.)

Как звали жену Калашникова? (Алёна Дмитриевна.)

О чём просит Кирибеевич царя во время пира? (Отпустить в степи привольные воевать с "бусурманами”.) Кстати, интересно выяснить, что это за "бусурманы”, как окончилась война и какое архитектурное сооружение воздвигли в честь этого события в Москве. (Покровский собор на Красной площади.)

Кто такая Еремеевна? (Служанка в доме Калашниковых.)

Кто и кому говорит: "Не боюся я смерти лютыя, // Не боюся я людской молвы, // А боюсь твоей немилости”? (Алёна Дмитриевна – Калашникову.)

Кому кланяется Калашников, выйдя на бой?

Где похоронили Калашникова? ("Промеж трёх дорог”.) Можно поразмыслить о том, почему так странно выбрано место захоронения, почему Степана Парамоновича нельзя было похоронить как честного христианина – на кладбище.

Зачем царь даёт опричнику перстень и ожерелье? (Для сватовства к Алёне Дмитриевне.)

Как Иван Грозный награждает братьев Калашникова? (Разрешает торговать беспошлинно.)

29. Исправить ошибки (там, где это необходимо).

Кручиниться – взбираться на кручи;

фата – "большой шёлковый плат, коим женщины покрывают голову и часть стана” (В.И. Даль);


сваха – та, кто идёт сватать невесту по поручению жениха или родителей его;


простоволосая – женщина с некрашеными волосами;


перевенчана – повенчана несколько раз;


трапеза – пища, еда;


супротив – напротив;


аргамак – огнестрельное оружие;


отороченный – боязливый, тот, которого "оторопь берёт”;


вечерня – вечеринка у подруги;


сажень – существо, испачкавшееся в саже с головы до ног, русское название Золушки;


тороватый – "великодушный, щедрый” (В.И. Даль).

30. Сравните историческую песню «Кулачный бой братьев-калашников с Кострюком» (из сборника Кирши Данилова) с «Песней про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова. Укажите сходства и различия.

"Действие обеих песен происходит в одно историческое время – время правления Ивана Грозного. Одни и те же художественные приёмы, например припевки «Ох ты гой еси», повторения, анафоры. В обеих песнях описывается кулачный бой. Но в произведении Лермонтова бой за честь семьи, а в народной песне – наказание за хвастовство Темрюка Кострюка.

Различаются сами идеи. В «Песне» Лермонтова идея такова: народная правда выше царского закона, а в народной песне – «не хвастайся, а то хуже будет», и с этой народной мудростью совершенно согласен царь” (Беляева Маша).

31. Сравните характеристики Калашникова и Кирибеевича. Какие характеристики будут общими, какие индивидуальными?

32. Прочитайте описание смерти Кирибеевича. Какую роль в описании играют сравнения? Почему? Как вы думаете, они не несут в себе отрицательной оценки персонажа?

33. Выделите главные события в поэме. С чего начинается и чем заканчивается действие? Какова роль тех частей поэмы (первой и последней), с которыми не связано непосредственно развитие действия (фабула)?

34. Как вы думаете, похожи ли причины, по которым и Кирибеевич, и Калашников не открывают царю правды?

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба

35. Описание степи. Как описывает Гоголь пространство? Куда "смотрит” читатель? Какие звуки он "слышит”? Каков смысл этого пейзажа в повести?

36. С каким из двух утверждений вы согласны? Докажите ваше мнение.

Бульба – отрицательный герой, символ жестокой войны.

"Бульба отстаивает интересы войны, идеалы насилия, а это неизменно ведёт человека к разрушению – нравственному, духовному, а затем и физическому. Мученическая смерть Тараса и Остапа – это воздаяние за все зверства, ими совершённые...”

Бульба – положительный герой, символ свободы и удали.

"Богатырскими чертами наделены Тарас Бульба, сын его Остап и другие козаки. Для них нет ничего святее Отчизны, и во имя её они готовы перенести самые страшные муки и смерть. Ни Тарас, сжигаемый на костре, ни Остап, подвергаемый нечеловеческим пыткам, не теряют мужества; они знают, что их гибель не напрасна, она лишь усилит в народных массах гнев и ненависть к угнетателям”.

37. Сравните описания смерти Андрия и Кирибеевича. Самостоятельно прокомментируйте эти эпизоды и сделайте вывод.

38. В чём сходство между «Страшной местью» и «Ночью перед Рождеством» Гоголя?

"Мне кажется, что в обоих произведениях показано одно и то же, только в разной «обработке». Та же гульба козаков, та же вера в Бога, тот же чёрт и злая сила. Тут же и небольшая нотка гоголевской сентиментальности. Произведения призывают к любви к Богу и к Родине. И в том, и в другом произведении много украинских и устаревших слов” (Андрей Шептунов).

39. Сравните три описания природы. Что общего в них, что отличного?

"Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зелёные леса! Горы те не горы: подошвы у них нет, внизу их, как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою, и над волосами высокое небо. Те луга не луга: то зелёный пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц…”

"За Днепром синеют леса. Мелькает сверху прояснившееся ночное небо… Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон, один за другим, отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё не мило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несёт на них жалобу в Чёрное море…”

"Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат, и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско…”

40. Прочитайте описание Днепра в 10-й части «Страшной мести». Как вы думаете, какова роль этого описания в повести?

41. Викторина по творчеству А.С. Пушкина (пройденное в младших классах).

Из каких произведений А.С. Пушкина взяты отрывки?

"«Царь ты наш, отец народа!» –


Возглашает воевода”.

"Одну я помню. Сказку эту


Поведаю теперь я свету”.

"Бойцы вспоминают минувшие дни


И битвы, где вместе рубились они”.

"Вдруг приходит дьявол сам


С бородою и с усам”.

"Не тужи, что за меня


Есть не будешь ты три дня,


Что стрела попала в море;


Это горе – всё не горе”.

"А в дверях-то стража подбежала,


Топорами чуть не изрубила.


А народ-то над ним насмеялся:


«Поделом тебе, старый невежа!..»”

"...кругом


Лавки, крытые ковром,


Под святыми стол дубовый,


Печь с лежанкой изразцовой…”

"Попроси ты от меня


Хоть казну, хоть чин боярский,


Хоть коня с конюшни царской,


Хоть полцарства моего…”

"Ты под окном своей светлицы


Горюешь, будто на часах…”

"Грустно, Нина: путь мой скучен,


Дремля смолкнул мой ямщик,


Колокольчик однозвучен,


Отуманен лунный лик”.

Объясните, что обозначают выделенные слова в приведённом ниже отрывке. Дайте им стилистический и исторический комментарий.

"Дела давно минувших дней,


Преданья старины глубокой.


В толпе могучих сыновей,


С друзьями, в гриднице высокой


Владимир-солнце пировал;


Меньшую дочь он выдавал


За князя храброго Руслана


И мёд из тяжкого стакана


За их здоровье выпивал.


Не скоро ели предки наши,


Не скоро двигались кругом


Ковши, серебряные чаши


С кипящим пивом и вином.


Они веселье в сердце лили,


Шипела пена по краям,


Их важно чашники носили


И низко кланялись гостям.


Слилися речи в шум невнятный;


Жужжит гостей весёлый круг;


Но вдруг раздался глас приятный


И звонких гуслей беглый звук;


Все смолкли, слушают Баяна:


И славит сладостный певец


Людмилу-прелесть, и Руслана,


И Лелем свитый им венец”.

А.С. Пушкин. Дубровский

42. Распределите следующие понятия в соответствии с их значимостью в романе, объясните три самых, на ваш взгляд, значительных.

Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.

"Я считаю, что главное слово в романе – «любовь». Владимир Дубровский любил отца, смерть его очень огорчила сына. Потом он полюбил Машу и тоже её потерял.

Второе место, мне кажется, занимает слово «месть». После смерти отца Владимир хочет отомстить за него Троекурову, но любовь к Маше пересиливает ненависть.

Третьим важным словом я считаю «благородство». Дубровский отказывается от мести из-за любви к Маше, из-за неё он даже пощадил князя Верейского. Он даёт слово своей любимой и не нарушает его» (Катаев Никита).

43. Каким образом создаётся комичность образа Спицына? Как вы думаете, какова роль этого образа в романе?

44. Сходства и различия незаконченного романа «Дубровский» и повести «Барышня-крестьянка». Как вы думаете, как связаны различия этих двух произведений с различием в художественных задачах Пушкина?

45. Какую роль в «Дубровском» играют воля и судьба героя? Как вы думаете, что имеет боRльшее значение в жизни главного героя и других персонажей?

«Воля – способность человека решать, какой жизненный шаг предпринять; судьба – необходимость поступить так, как вынуждают обстоятельства. В начале романа Владимир Дубровский – беззаботный офицер, его ждёт блестящее будущее, о котором он пока не очень-то заботится. Однако уже первое жизненное испытание (письмо няни) заставляет его принять решение в соответствии с чувством долга. Решение Владимира уйти в разбойники – попытка изменить судьбу, которая несла ему бедность и унижение. Чувство любви к Маше заставляет его подчиниться её воле, её чувство долга перед нелюбимым мужем создаёт обстоятельства, которые оказываются сильнее Дубровского, несмотря на его попытки бороться с судьбой” (Евстафьева Наташа. Конспект урока).

46. Почему Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)?

"Мне кажется, потому, что Дубровский совершил грех. Хоть и во имя справедливости, но всё равно грех. Владимир должен был расплатиться за свои «справедливые грехи» перед несправедливыми богатыми людьми. «Мы живём в несправедливом мире» – мне кажется, на эту мысль опирался Пушкин, когда пытался закончить роман. В таком мире невозможна счастливая развязка” (Беляева Маша).

А.С. Пушкин. Повести Белкина

47. Как, по вашему мнению, относится автор к Сильвио? Можно ли сказать, что его таинственность сохраняется на протяжении всей повести?

48. Исправьте ошибки: "Историю о гробовщике Белкин услышал от подполковника И.Л.П., историю о станционном смотрителе – от девицы К.И.Т., историю о барышне-крестьянке – от титулярного советника”. Как вы думаете, связано ли содержание повестей Белкина с рассказчиками? Попробуйте определить эту связь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания для научно-творческих работ учащихся на уроках литературы

Автор: Новичкова Екатерина Алексеевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства