Просмотр содержимого документа
«Задачи художественно-речевого развития детей пятого года жизни.»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«Задачи художественно-речевого развития детей пятого года жизни»
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение речью. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания- решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни?
1.Обогащать речь детей. Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения
Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения. Эффективный путь обогащения речи- подражание. Вот почему педагог , стремясь что-либо передать детям, должен выступать носителем культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выразительно, владеть четкой дикцией.
Взаимосвязь всех сторон речи(воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Развитие связной речи проводится на НОД по пересказу литературных произведений, рассказыванию по картине и об игрушке.
В дошкольном детстве ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Поэтому следующая задача звучит так:
2.Целенаправленно развивать диалогическую речь.
Пятый год жизни- период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребёнку.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог ( спросить, ответить, объяснить, попросить ) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге ребёнок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета. Все навыки и умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребёнку и для развития монологической речи. Это следующая задача развития речи.
Необходимо научить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
У детей пятого года жизни
-проявляется интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов –в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между и т. И соответствующей группы наречий – далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. д.
-дети способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, мебель, животные- домашние и дикие и т. д.) , прилагательные сравнительной и превосходной степеней ( тонкий, самый тонкий, тонюсенький…..).
-дети в этом возрасте демонстрируют языковое чутьё. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками ( прыгнула-подпрыгнула-перепрыгнула и т. д..
Задача педагога- привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета.
Необходимо развивать желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения. Одновременно можно учить детей понимать многозначность слова, сочетаемость разных слов ( например, « идёт» можно сказать о человеке, автобусе, поезде, часах и т.д.)
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению ( синонимы и антонимы ), например: сладкий -горький, старый -новый и другие.
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов: почему грибы называют…подберёзовиком, подосиновиком? Почему шапку называют ушанкой? и т. д.
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка оказывает художественная литература. На НОД в детском саду дети знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Задача педагога донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые формы фольклора ( пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки).
Фольклорные тексты раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка; способствуют также развитию у ребёнка фонематического слуха, дикции выразительности речи.
У детей пятого года жизни заметен интерес к юмористическим произведениям ( «Глупая история» Зощенко М.; «Зачем мыши хвост»,Ю.Казакова и др.).
Таким образом на пятом году жизни дети способны откликаться на образную сторону художественного произведения. С помощью взрослого начинают слышать красоту поэтической речи.
Почувствовав красоту и звучность рифмующихся слов, дети начинают рифмовать самостоятельно.
Таким образом развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей: в НОД и вне их в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.