kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление:"Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема является актуальной в настоящее время так как, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. В число требований к предметным результатам в процессе обучения литературному чтению в качестве обязательного компонента включается достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление:"Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения"»

Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской компетентности у обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения

Данная тема является актуальной в настоящее время так как, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. В число требований к предметным результатам в процессе обучения литературному чтению в качестве обязательного компонента включается достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Читательская компетентность — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяет читательскую компетентность новый ФГОС НОО.

В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования (ПООП НОО), современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

-работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)

В настоящее время большое значение приобретают PISA и PIRLS. Это международные исследования, посвященные изучению компетентности младших школьников по различным предметам, в том числе и по литературному чтению. В них особое внимание уделяется выявлению умения обучающихся начальных классов работать с текстами: понимать их, связывать с жизненным контекстом, интерпретировать и вычленять из них соответствующую информацию. Таким образом, можно говорить о том, что данные исследования направлены на выявление уровня читательской компетентности обучающихся начальной школы. В 2018 году больше 78 % российских обучающихся достигли и превысили пороговый (второй по шкале PISA) уровень читательской грамотности. На 6 % увеличилось количество обучающихся, не достигших порогового уровня читательской грамотности за счет уменьшения количества обучающихся среднего уровня читательской грамотности. При этом число обучающихся, достигших наивысших уровней читательской грамотности, составило 6 % по всем видам проверяемых умений , что на 1 % меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Рассмотрение положений ФГОС НОО позволили нам сделать вывод, что читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Н.Е. Колганова уточняет это определение читательской компетентности младших школьников, определяя ее как интегративное качество личности, которое характеризуется:

1) ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по форме и содержанию;

2) наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений, знанием круга чтения в его жанрово­тематическом разнообразии;

3) умением выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении, наличием продуктивных способов и качественного навыка чтения.

Какие же есть особенности формирования читательской компетнтности в 3-4 классах. По Львову в эти годы обучения обучающиеся выходят на второй уровень восприятия художественного текста. В этом возрасте обучающиеся достигают порогового уровня техники чтения – более 50 слов в минуту. Как читатель он усвоил следующие компоненты читательской компетентности:

• способен самостоятельно понять идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей формы и структуры;

• его воображение достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства;

• появляется сопереживание автору, а иначе, ребёнок разделяет свою собственную читательскую позицию и позицию автора;

• без посторонней помощи может уяснить формальные признаки произведения, если ранее в своей читательской деятельности уже наблюдал подобные изобразительно-выразительные приёмы;

• может испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы.

Согласно программе УМК «Школа России», у учащихся 3-4 классов должны быть сформированы:

-регулятивные УУД:

- познавательные УУД

- коммуникативные УУД:

Особое внимание педагоги и психологи уделяют осмысленному чтению художественной литературы, способствующему нравственному и интеллектуальному росту личности.

Формирование читательской компетентности требует учета психологических и индивидуальных особенностей младших школьников. Для достижения цели необходимо соблюдать их возрастные особенности. Существуют методы и приёмы, которые способствуют осмыслению учащимися не только фактической информации, но и сложных значений, заложенных в подтексте произведений, а также формированию собственного отношения к тексту и способности его аргументировать.

И именно технология продуктивного чтения поможет учителю достичь данных результатов. Цель и задачи данной технологии вы можете увидеть на слайде.

Это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

I. Работа с текстом до чтения

Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II. Работа с текстом во время чтения

Данный этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ. На этом же этапе проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III. Работа с текстом после чтения

Работа с текстом продолжается смысловой беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

Технология продуктивного чтения может применяться на всех этапах урока, преимущественно на этапе целеполагания, актуализации знаний, первичном закреплении и рефлексии. Также на уроках литературного чтения мы соотносим этапы урока с этапами работы над художественным произведением. Это можно увидеть в таблице. Так, работа с текстом до чтения начинается на мотивации к учебной деятельности и продолжается построения проекта решения проблемы. Далее на этапе реализации проекта начинается работа с текстом. А на этапах первичного закрепления и самостоятельной работы ведётся работа после чтения текста произведения.

Технология продуктивного чтения является одним из средств формирования личностных, метапредметных и предметных результатов. Тем самым, обеспечиваются условия достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования.

В результате проведённого исследования мы выяснили, что технологию продуктивного чтения целесообразно использовать при формирования читательской компетентности. Она является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и его читательских навыков и умений. Таким образом, именно данная технология обеспечит все условия для достижения метапредметных и предметных результатов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сашина Елизавета Алексеевна

Дата: 21.05.2023

Номер свидетельства: 632019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства