Выявление интереса к научно-исследовательской деятельности на уроках литературы у обучающихся среднего звена в условиях введения ФГОС
Выявление интереса к научно-исследовательской деятельности на уроках литературы у обучающихся среднего звена в условиях введения ФГОС
Автор поднимает проблему формирования и развития исследовательской деятельности обучающихся среднего звена на уроках литературы.
Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся через формирование способностей к исследовательской деятельности.
Литература как учебный предмет гуманитарного цикла представляет большие возможности для формирования метапредметных результатов. Что же включают в себя метапредметные результаты по литературе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности [2, фрагменты лекции]. Как видим, это практические навыки формирования исследовательской деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выявление интереса к научно-исследовательской деятельности на уроках литературы у обучающихся среднего звена в условиях введения ФГОС»
Кирилина Наталья Ивановна, учитель русского
языка и литературы МБОУ «СОШ № 59» Алтайского края г. Барнаула
Выявление интереса к научно-исследовательской деятельности на уроках литературы у обучающихся среднего звена в условиях введения ФГОС
Аннотация: автор поднимает проблему формирования и развития исследовательской деятельности обучающихся среднего звена на уроках литературы
Ключевые слова: исследовательская деятельность, метапредметные результаты
Принципиальным отличием преподавания литературы в контексте нового ФГОС является развитие личности учащихся через формирование способностей к исследовательской деятельности.
Литература как учебный предмет гуманитарного цикла представляет большие возможности для формирования метапредметных результатов. Что же включают в себя метапредметные результаты по литературе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности [2, фрагменты лекции]. Как видим, это практические навыки формирования исследовательской деятельности учащихся.
На примере одного из уроков литературы «Мифы Древней Греции» 5 класс (мифы из учебника литературы и книги Н.А.Куна «Боги Древней Греции») я попытаюсь показать системную работу формирования навыков исследовательской деятельности с помощью метапредметных результатов.
Формируемые в процессе уроков универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
1. Изучение мифов в
контексте сокровищницы
МХК.
1.Смысловое чтение
1.Умение формулировать собственное мнение и позицию
2. Воспитание у
учащихся чувства
уважения к
культурному наследию
2. Умение передавать содержание текста
2. Планирование
(составление плана и
последовательности
действий),
3. Оценивание содержания мифов и поступков мифических героев на основе сформированных личностных ценностей.
3. Структурирование знаний, выделение информации;
построение логической цепи
ответа
3.Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
4. Анализ текста
4. Создавать собственный текст, опираясь на мировые образцы
Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты в ходе занятия:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
владение устной и письменной речью, монологической речью;
Первое задание (приветствие) команды готовят заранее, распределяя роли и координируя конечные результаты. Название команды должно соответствовать теме занятия, а девиз и приветствие отражать хорошее знание мифологии Древней Греции. Это задание, как и все остальные, ребята готовят самостоятельно, работая с различными источниками информации.
Задание второе (разминка, включающая в себя вопросы по мифологии) предполагает работу с текстом каждого члена команды, ребята должны хорошо знать и не программные мифы, заранее прогнозируя проблемные вопросы и работая на достижение цели. Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент саморазвития личности. Опыт разнообразных читательских переживаний развивает эмоциональную культуру, дает ориентиры нравственного выбора. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект исследовательской деятельности.
Традиционное задание «Капитаны», без которого не обходится ни одна игра, формирует у учащихся готовность слушать собеседника и вести диалог (так как капитанов всегда не меньше 2-ух), умение признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Развивает умения овладевать способами выполнения заданий исследовательско - поискового характера, использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Работая в коллективе, сплачиваясь, ребята чувствуют ответственность не только за себя, но и за всю команду – так происходит формирование личностных качеств учащихся: умения работать в коллективе, не теряя индивидуальности; умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, учитывая особенности групповой работы; умения работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной исследовательской деятельности.
Список использованных источников:
1. Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» (сайт «Открытый класс»)
2. Фролова О. В., ст. преподаватель КГБОУ АКИПКРО (фрагменты лекции)
3. Действенность художественного слова / Отв. ред. Е.В. Шпилевая.– Киев, 1989.