kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Воздух детства и отчего дома.От классики до современности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о художественном выражении феномена ДОМА в русской литературе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Воздух детства и отчего дома.От классики до современности"»

«ВОЗДУХ ДЕТСТВА И ОТЧЕГО ДОМА …». ОТ КЛАССИКИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ



Детство сильнее всей остальной жизни

В.Крупин

Вопрос о феномене Дома традиционно воспринимался не только в парадигме семейно-родственных отношений, но включал в себя духовное, социальное, историческое пространство жизни. Слово «дом» обладает особой живописной силой, потому что называет дорогое для каждого человека пространство, обозначающее не просто «место жительства», а образ жизни в нём, «воздух детства». И этот «образ отчего дома» историчен и культуросообразен, поскольку соответствует времени, стране, эпохе, отражает культурные коды разных народов. Ведь даже в простейшем слове зашифрована история рода и народа; мы принимаем его как божественный дар, в нём таятся нрав, психология, некая заповедальность. Давайте прислушаемся к слову «дом»: три звука и три буквы. Вы слышите дерево, добро, дед, дети, детство; отец, отечество, очаг, окно, огонь; мама, мир, молоко?

Изба и дворянская усадьба, дом-квартира на этаже и дом на земле – чем больше читаешь произведений или даже путешествуешь по свету, тем дороже становится Дом детства, живущий в памяти, тем больше хочется держать его в сердце и никогда не отпускать. Не продавать, не предавать, а всегда в него возвращаться.

Феномен Дома нашёл своё художественное выражение в русской классике, занимая значительное место в творческом мире А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Значимость феномена Дома в творчестве этих писателей обусловлена особым местом этой категории в отечественной традиции.

Образы Отечества и Дома и связанные с ними комплексы становятся одними из постоянных в творческом мире А.С.Грибоедова 1820-х гг. Во время создания комедии «Горе от ума» писатель обращается к древнерусской истории, откуда черпает образцы «отечества отцов». Его идеал Дома определяется парадигмой «дом – Отечество земное – Отечество небесное», т.е вопрос о служении Отечеству как своему Дому становится постоянным предметом внимания Грибоедова. Например, в стихотворении «Душа» присутствует мотив сна, в котором видится «любезное отечество». Во сне Грибоедовым прозревается высокое – возможная реализация притчи о блудном сыне, вернувшимся в отечество. В этом стихотворении душе во сне видится «надзвёздный дом», куда она стремится [1]. И даже после пробуждения она жаждет туда, в небо. Феномен Дома осмысляется автором через связи со «стариной святой», которая составляет оппозицию настоящему. Именно связь с прошлым даёт душе простор. В трагические моменты национальной истории феномен Дома у Грибоедова представлен во всей его полноте, которая определяется единством земного, небесного, настоящего и прошлого.

А.С.Пушкин развивает парадигму «свобода – странствие - Дом», подчёркивая, что именно категория свободы имеет для него особое значение в траектории его пути и поиска Дома. Для Пушкина свобода становится одной из сущностных характеристик Дома на протяжении всего творчества. Так, в «Уединении» (1819) воспевается «отдалённая сень», в которой течёт свободная и независимая жизнь. В стихотворении «Бесы» (1830) уже указано, откуда предстоит поэту совершить «побег» к Отчему дому [2].

В осмыслении Пушкиным феномена Дома поможет, конечно же, его роман «Евгений Онегин», где образ Дома определяется через образы деревни и Татьяны. Деревенский дом дяди Онегина отличается простотой интерьера: «Всё было просто: пол дубовый, / Два шкафа, стол, диван пуховый …» (V глава). Он назван «покоем», ассоциирующимся с образом покоя. Жизнь семьи Лариных хранила «привычки милой старины», которые соотносимы с образом старины, близкой поэту. Обобщённый образ деревенского дома (дома дяди Онегина, дома Лариных) содержит в себе идеальный возможный вариант Дома, который предстанет в конце романа (VIII главе) через восприятие его Татьяной. И комната Онегина показана нам глазами Татьяны; в ней она увидела именно те детали, которые свидетельствуют о доме души героя. Тема «покоя и воли» раскрывается в сцене объяснения двух главных героев. У Татьяны в конце романа есть свой дом, она замужем, и Пушкин показывает здесь свой идеал хозяйки дома, ведь именно в этом произведении поэт декларирует образ Дома, семьи как модель своей жизни. Дом души и дом семейный – неслучайно в романе феномен Дома представлен через два эти образа, т.к. между ними существует непосредственная связь: семейный Дом обретается тогда, когда обретён Дом духовный. Отсюда смысл оппозиции пустых домов (Онегина, Ленского) и «сердечной полноты» Татьяны, не пожелавшей разрушить свой семейный дом, хозяйкой которого она стала.

В бездомном, странническом художественном мире М.Ю.Лермонтова тема Дома заявлена уже в юношеской лирике. Это объясняется тем, что феномен Дома связывается у поэта так же, как у Грибоедова и Пушкина, с темой пути, «странничества». У поэта прослеживается тема потерянного родительского дома, которая обретает вечное духовное содержание и соотносится с притчей о блудном сыне. Стихотворение «Мой дом» Лермонтов полностью посвящает осмыслению феномена Дома и представляет собой философскую медитацию. В первых строках выдвигается положение: «Мой дом везде, где есть небесный свод» [3].Таким образом, данное стихотворение представляет собой процесс мышления, направленный на понимание феномена Дома. «Чувство правды» соединяет человека на земле с Домом Божиим, Вечностью. Земное, душевное одухотворяется, человек становится домом Божиим, местом Его обитания в душе.

Следовательно, обращение к Дому становится постоянным в русской классической литературе XIX века. А как обстоят дела с современной литературой? Как трактуют само понятие «дом» писатели и поэты XX века? Какие представления о Доме детства живут в сознаниях школьников? Возможно, именно образ дома детства будет определять их мечты и жизненные перспективы. Какой дом они захотят построить:

Давай построим дом наивный,
Давай войдем в веселый дом.
Гостеприимный, очень добрый,
Без сожалений о былом.
Зачем нам двери из металла?
Кругом свои, а не враги.
Дом - не вложенье капитала,
А избавленье от тоски.
Да светятся его окошки
В ночи не только нам двоим.
Да будут дети в нем и кошки,
И все, что только захотим!
Да будет он частицей мира,
Просторен, светел и высок!
Свой дом. Очаг. Своя квартира.
Надежный, теплый… Дай нам, Бог!..

Поэт Михаил Польский, написавший эти стихи, мечтает не о дворце с заборами, а о «частице мира», в которой живёт русский дух, любовь и понимание, растоплен очаг и тепло от общения друг с другом.

Как строить дом, с чего начать, как украсить, куда поставить икону и какое дерево посадить у дома? Этому учит русская классическая литература. Какие художественные воплощения находит Дом в русской литературе XX века? Уютово из «Путей небесных» Ивана Шмелёва окружает сад и цветник, «Матрёнин двор» Александра Солженицына показывает неразделимость дома на две части и необходимость мира под одной крышей. «Чистый Дор» Юрия Коваля раскрывает тайны гостеприимства русских, где всегда есть, где голову приклонить гостю да и остаться. «Настин двор» Владимира Ситникова – это хозяйство, где всю живность нужно кормить и любить, где женское начало в доме действует как оберег порядка и чистоты, как внешней, так и душевной. В повести Владимира Крупина «Босиком по небу» мы видим дом редкой доброты, дом большой семьи, где работают, растут, учатся, заботятся друг о друге родители и их дети, бабушка и дедушка. И всем хватает места, все друг другу в радость.

Новейшая поэзия XXI века идёт в ногу со временем и остро реагирует на злободневные проблемы современности. Рассмотрим некоторые аспекты образного мира донецкой поэтессы Анны Ревякиной, которая в каждом своём произведении подчёркивает, что она из Донбасса, в котором идёт война, она из Донецка, «города До», она - «шахтёрская дочь» [4]. В поэтическом сборнике «Хроники города До. Безвременье» поэтесса подчёркивает, что До – это её родной дом; её сердце рвётся на части, когда она видит «что ни дом - то короб пустой»[4]. В поэме «Шахтёрская дочь» предстаёт город детства автора. « Донецк – это не просто город, это вселенная, Донецк – это шахтёрские девочки, песня их лебединая» [4]. В каждом произведении незримо или явственно присутствует заклинание и мечта о мире в каждом доме. Мире, который придёт после победы, а побеждает всегда Правда.

Итак, приходим к выводу, что все образы дома соединяются в одном чувстве любви к Родине, чувстве Дома, которое можно выразить только языком поэзии, как это и сделал Николай Карпов в стихотворении «Чувство дома»:

Я шёл, охваченный чувством дома,

Я предвкушал уже стол и кров.

Виднелось из облачного проёма

Солнце, стёсанное с краёв.

Вдоль хрустальной дороги марта

Синей саблей легла река.

Был мир окрестный как новая карта,

Только что снятая со станка.

Снега осевшие догорали.

И оставались в душе моей

Поля, похожие на караваи.

Стога, как шапки богатырей.

И чувство дома росло всё выше –

Вмещало рощи, сады, поля.

И стало небо высокой крышей.

А полом – мартовская земля.

О каких домах мечтают наши дети? О солнечных и просторных? О садах и цветах? О домашних животных и любимых таинственных уголках? А может быть, лишь о том, чтобы в этих домах просто жили их родители? Пусть эти вопросы станут предметом интереса на уроках литературы, чтобы дети в своих «зарисовках» описали образ Дома своего детства, выразили свои впечатления и отношения, свой «мир детства».



Список литературы

1. Грибоедов А.С. Полн.собр.соч. Т.2. С.326

2. Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк)//Русская критика о Пушкине. М., 2005. С.120

3. Журавлёва А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: прогресс-Традиция, 2002. – 288 с.

4. //www.stihi.ru/avtor/tsunami2001


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Воздух детства и отчего дома.От классики до современности"

Автор: Холоша Инна Валериевна

Дата: 09.05.2021

Номер свидетельства: 580100

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства