kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние просмотра экранизированных произведений на их прочтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учащихся 10-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Влияние просмотра экранизированных произведений на их прочтение»

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся«EXCELSIOR - 2015»



Секция: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА



ВЛИЯНИЕ ПРОСМОТРА ЭКРАНИЗИРОВАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ИХ ПРОЧТЕНИЕ

Сведения об авторе (авторах):

Арсентьева Наталия Николаевна , МБОУ«Азимсирминская СОШ»    Вурнарского района Чувашской Республики, 10 класс

                                                          

Научный руководитель:

Макарова Марина Вячеславовна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Азимсирминская СОШ»    Вурнарского района Чувашской Республики                                                               
















Введение

В наше время классическая литература всё больше и больше утрачивает свою популярность среди взрослых, молодёжи и школьников. Пришла новая пора. Современные школьники классику читать просто не хотят. У многих нет никакой заинтересованности, чтение заменяется просмотром телевизора, увлеченим компьютером и походом в кинотеатр. Но, тем не менее, кино по-прежнему влияет на умы и души людей. Кино может привлечь читателя, если оно снято по произведениям классиков. Прочитав книгу и посмотрев фильм, можно узнать, сумел ли режиссер передать основную идею произведения, его главную мысль, образы героев; совпадает ли видение событий с точкой зрения кинематографистов. 1 И, наоборот, впервые увидев фильм по какому-либо произведению, хочется прочитать эту книгу, сравнить ее с фильмом, сделать выводы, обсудить и фильм, и книгу с друзьями или родителями. В своей работе я попытаюсь разобраться, влияет ли экранизация русской классики в ее прочтении?

Актуальность: 2016 год Указом президента РФ от 7 октября 2015 года Владимиром Владимировичем Путиным объявлен Годом российского кино.

Гипотеза: предположим, что экранизация произведений классической литературы способствует ее прочтению.

Цель: определить, способствует ли просмотр экранизированных классических произведений их прочтению.

Задачи:

  1. Выяснить, как влияет просмотр экранизированных произведений на их чтение.

  2. Создать видеоролик «Экранизированные произведения русской классической литературы» и ознакомить с ним учащихся школы.

3. Выяснить, возникло ли после просмотра видеоролика у учащихся школы желание прочитать экранизированные произведения.


_________________________________________________________________

1 [Энциклопедия для детей. Искусство. Часть 3. Музыка. Театр. Кино.]

Методы и приемы исследования:

  1. Опрос школьников.

  2. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.

  3. Обобщение данных, полученных в ходе работы.


Исследование и создание работы проведено по плану:

  1. Изучение литературы по поставленной проблеме;

  2. Создание видеоролика;

  3. Проведение опроса школьников;

  4. Обобщение и анализ полученных результатов;

  5. Оформление работы.



Основная часть


I. Экранизации произведений русской классической литературы


На первом этапе работы я выяснила значение понятия «Экранизация».

Экранизация -  интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего, литературных произведений 1 . Литературные произведения являются основой экранных образов кино с первых дней его существования. 2

К произведениям русской классики обращались многие советские и зарубежные режиссеры. Я для исследования взяла три экранизированных произведений русской классической литературы 19 века: «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

«Анна Каренина» - самое экранизируемое произведение Льва Толстого не только в России, но и во всём мире. Всего насчитывается 23 экранизации. В их числе: 7 русских фильмов, 5 американских, 5 английских, 2 французских, 2 итальянских и 2 немецких. Первая экранизация в 1910 году была осуществлена в Германии. Самой ранней российской постановкой был немой черно-белый фильм 1911 года. Самой лучшей экранизацией из всех существующих считают художественную двухсерийную драму «Анна Каренина» от советского режиссера Александра Зархи, которая вышла на экраны в 1967 году. Фильм Александра Зархи  является точной экранизацией сюжета известного романа. На сегодняшний день он занимает 89 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю отечественного кинопроката.3

«Преступление и наказание». Произведения Ф.М.Достоевского много раз экранизировались, причём кинематографистами не только СССР и России, но и Великобритании, Франции, США, Польши, Финляндии и других стран. Фильмов по роману «Преступление и наказание» было 26, в том числе и мультипликационный. Самой кассовой и хрестоматийной считается двухсерийная лента, снятая Львом Кулиджановым в 1969 году. Создателям фильма удалось передать особенную атмосферу Петербурга середины XIX века c его многоэтажными домами, узкими и пыльными переулками, оживлёнными улицами и площадями, где и происходят все события романа. 4

Российский кинематограф невозможно представить себе без А.С. Пушкина. Практически с самого начала, с первых кинофильмов были предприняты попытки экранизации его произведений. Возможно, причиной этого была широкая популярность книг Пушкина в обществе. Конечно, это были еще не те фильмы, к которым мы привыкли. Скорее это были киноиллюстрации. Но уже тогда стало ясно, что пушкинские произведения очень хорошо подходят для кино.

___________________________________________________________________

1 [Данилова Г.И. Искусство. Содружество искусств. Учебник.]

2 [Уша Т. Ю. Словарь иностранных слов (около 10 000 слов)]

3, 4 [Касаткина Т.Н. Экранизированные произведения 19 века].



Первая попытка экранизации «Капитанской дочки» была предпринята еще в 1914 году режиссерами Григорием Либкен и Сигизмундом Веселовским. Фильм не сохранился.

В 1928 году режиссером Ю. Таричем по сценарию В.Б. Шкловского был снят немой фильм .

Следующий фильм «Капитанская дочка» появился во время хрущевской оттепели в 1958 году. Это черно-белый звуковой фильм, режиссера Владимира Каплуновского. Многие считают этот фильм лучшей экранизацией произведения Пушкина на сегодняшний день. 1

Таким образом, я решила взять для исследования вышеперечисленные экранизированные произведния 19 века. Во-первых, они подробно изучаются в школьной программе. Во-вторых,они были чаще других экранизированы и продолжают экранизироваться. В-третьих, после их просмотра многие моменты произведения легче понять.




II. Создание видеоролика


Вторым этапом работы стал просмотр отрывков из художественных фильмов, создание видеоролика и его демонстрация учащимся школы.

Результатом работы стал видеоролик, в который включены сведения об экранизированных произведениях русских классиков и эпизоды из кинофильмов «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Капитанская дочка». Работа была показана учащимся 8-10 классов.

Таким образом, видеоролик «Экранизированные произведения русской классической литературы» был создан и продемонстрирован обучающимся школы.



II. Социологический опрос

На заключительном этапе я провела опрос среди учащихся 8-10 классов в количестве 20 человек. (Приложение 1).

Анализ опроса показал:

1. У 75% опрошенных после просмотра представленных отрывков из кинофильмов появилось желание просмотреть фильмы полностью.

2. У 93% опрошенных после просмотра видеоролика появилось желание прочитать произведения:

  • «Анна Каренина» - 53%

  • «Преступление и наказание» - 32%

  • «Капитанская дочка» - 15%

3. 88% опрошенных считают, что просмотр экранизированных произведений способствует их прочтению. Потому что:

  • «Хотелось бы узнать что-то новое» - 10%

  • «Так лучше поймешь произведение» - 10%

  • «Хочется сравнить фильм с книгой» - 18%

  • «Читать интереснее» - 50% (Приложение 2)





_____________________________________________


1 [Сергеева Г. П., Кошекова И.Э. Искусство 8-9 классы. Учебник.]



Исходя из анализа опроса, можно сделать следующие выводы:

1) У большинства учащихся (75%) появилось желание прочитать экранизированные произведения.

2) 88% опрошенных считают, что просмотр экранизированных произведений способствует их прочтению.



Заключение

В своей работе я попыталась определить, способствует ли просмотр экранизированных классических произведений их прочтению. Для исследования взяла три классических произведения, которые изучаются в школьной программе. По ним подготовила презентацию, которая была продемонстрирована учащимся 8-10 классов. По этим же произведениям создала видеоролик «Экранизированные произведения русской классической литературы» и ознакомила с ним учащихся школы. После этого провела социологический опрос по данному видеоролику.

Благодаря опросу сделала вывод, что просмотр экранизированных произведений способствует их прочтению.

Гипотеза (экранизация произведений классической литературы способствует ее прочтению) нашла подтверждение в данном исследовании, так как 88% опрошенных школьников хотели бы узнать что-то новое (10%), так лучше понимается произведение (10%), хочется сравнить фильм с книгой (18%) и 50% интереснее читать.

Следовательно, цель моего исследования достигнута: экранизация русской классики способствует ее прочтению.

Можно продолжить работу по данной теме, но несколько в другом русле:

1. Для каждого класса составить список фильмов по изучаемым в школе произведениям.

2. Предложить учащимся посмотреть фильмы по этим художественным произведениям.

3. Сравнить и обсудить и фильм, и книгу, сделать выводы.
















Библиографический список


  1. Данилова Г.И. Искусство. Содружество искусств. Учебник. – М., «Дрофа», 2014.

  2. Сергеева Г. П., Кошекова И.Э. Искусство 8-9 классы. Учебник. – М., «Просвещение», 2014.

  3. Уша Т. Ю. Словарь иностранных слов (около 10 000 слов) - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005.

  4. Энциклопедия для детей. Искусство. Часть 3. Музыка. Театр. Кино. – М., «Аванта +», 2006

  5. Касаткина Т Н. Экранизированные произведения 19 века. – «Литературная газета», 18.06.2003.



Интернет источники

  1. www. YouTube.com ( для видеоролика)

  2. Поисковая система Яндекс (для презентации)


























Приложение 1


Вопросы для опроса


1. После просмотра представленных отрывков из кинофильмов появилось ли у вас желание просмотреть фильм полностью?

да нет


2. После просмотра проектной работы появилось ли у вас желание прочитать какие-либо произведения?

да нет

если да, то какие _________________________________________________



3. Как вы думаете, способствует ли просмотр экранизированных произведений их прочтению?

да нет

почему__________________________________________________________



4.Как вы считаете ,нужно сначала прочитать произведение, а потом посмотреть по нему фильм?

да нет

почему_____________________________________________________



5.Как вы считаете, надо сначала посмотреть фильм, а потом прочитать художественное произведение?

да нет

почему______________________________________________________




Приложение 2


Результаты опроса


Анализ опроса показал:

1. У 75% опрошенных после просмотра представленных отрывков из кинофильмов появилось желание просмотреть фильмы полностью.

2. У 93% опрошенных после просмотра видеоролика появилось желание прочитать произведения:

  • «Анна Каренина» - 53%

  • «Преступление и наказание» - 32%

  • «Капитанская дочка» - 15%

3. 88% опрошенных считают, что просмотр экранизированных произведений способствует их прочтению. Потому что:

  • «Хотелось бы узнать что-то новое» - 10%

  • «Так лучше поймешь произведение» - 20%

  • «Хочется сравнить фильм с книгой» - 20%

  • «Читать интереснее» - 50%























Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся

«EXCELSIOR - 2015»



 

Секция: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА



 

ВЛИЯНИЕ ПРОСМОТРА ЭКРАНИЗИРОВАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ИХ ПРОЧТЕНИЕ







                                                         Сведения об авторе (авторах):

Арсентьева Наталия Николаевна , ученица 10 класса МБОУ «Азимсирминская СОШ»    Вурнарского района Чувашской Республики                                                               

 

Научный руководитель:

Макарова Марина Вячеславовна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Азимсирминская СОШ»    Вурнарского района Чувашской Республики                                                               


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Влияние просмотра экранизированных произведений на их прочтение

Автор: Макарова Марина Вячеславовна

Дата: 24.10.2018

Номер свидетельства: 481900

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства