kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Валерий Брюсов - вдохновитель "новых" поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с творчеством Валерия Брюсова, разобраться в особенностях поэтики; повторить понятия символизм, декаденство, символ; развивать навыки анализа лирического произведения, находить символы в поэтическом тексте; делать выводы из анализа произведения; воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

 

Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас живущих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Валерий Брюсов - вдохновитель "новых" поэтов"»

Тема: « Валерий Брюсов – вдохновитель «новых» поэтов»

Цели: познакомить учащихся с творчеством Валерия Брюсова, разобраться в особенностях поэтики; повторить понятия символизм, декаденство, символ; развивать навыки анализа лирического произведения, находить символы в поэтическом тексте; делать выводы из анализа произведения; воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.

Ход урока

Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас живущих.

В.Я.Брюсов

I.        Организационный момент.

II.        Проверка домашнего задания.

Прием «Да или нет»

1.    Брюсов родился в 1873 г. в Москве в купеческой семье? (да)

2.     Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия? (да)

3.    В 1892 поэт поступил в Петербургский университет на историческое отделение историко-филологического факультета? (нет, в Московский университет).

4.    На стиль будущего поэта повлияло творчество поэтов французского символизма? (да)

5.    Брюсов реализовал свой замысел - четырехтомник «Сны человечества»? (нет, замыслу так и не суждено было реализоваться)

6.    Брюсов принадлежат переводы с казахского языка? (нет, армянского)

7.    Во второй половине 1890-х гг. Брюсов вошел в круг наиболее известных поэтов-символистов, сблизился с К. Д. Бальмонтом? (да)

8.    Брюсов блестяще переводил Э. Верхарна, П. Верлена, Э. По, Р. Роллана, исследовал творчество А.С Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Е.Л. Баратынского? (да)

9.    Брюсов был и основным автором, и редактором альманаха «Северные цветы» и журнала «Весы» — и где печатались Андрей Белый, Бальмонт, В. Иванов, М.Л. Волошин и др.  (да)

10.  Брюсов никогда не подписывался под псевдонимами? (нет)

III.        Работа над темой урока.

1.    Слово учителя:

– Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной жизни. Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался, прежде всего, поэтом. И действительно, самое важное и значительное в обширном литературном наследии Брюсова - это его поэтическое творчество. 
Читая стихи Брюсова, нельзя не обратить внимания на упорно повторяющийся из сборника в сборник, из года в год мотив - образ пути, путника, скитаний по бездорожью или неустанного движения вперед, трудного восхождения. В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов.

2. Беседа:

- Давайте вспомним, что же такое символизм? (Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы).

- В чем различие «старших символистов» и «младосимволистов»? (для «старших символистов» основным принципом был лозунг «Искусство для искусства», отрыв от действительности, а «младосимволисты» стремились соединить жизнь и идеал).

- Что такое символ? (многозначное иносказание)

3. Слово учителя. Наша сегодня с вами задача познакомиться с творчеством В.Брюсова, выяснить, как символизм отразился в его творчестве. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова самого поэта: «Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас живущих». Как вы понимаете эти слова?

  Для Брюсова символизм стал тонким и очень точным орудием для выражения мельчайших настроений и деталей, создания сложных образов и олицетворения народов и стран в одном герое. Следуя за этой звездой, поэт увлекся историей и мифологией, и полученные знания стал применять в своем творчестве. Работая с яркими образами, Брюсов старается найти принципы перемены событий, опираясь на историю. Поэт-символист воспринимает современный мир как «позорно-мелочный, неправый, некрасивый». Объединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти связующую нить истории. Хрестоматийным стихотворением данной тематики является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана сильная, незаурядная личность, ассирийский царь - завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон. На стене в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах.

Выразительное чтение стихотворения.

Ассаргадон

Aссирийская надпись

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я:горе.

Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

1.    На какие особенности обратили внимание? (начало и конец сонета совпадают, для усиления экспрессии используются повторы)

2.    Кто лирический герой? Что он рассказывает о себе? (Лирический герой смел, отважен, он не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми. Ассаргадон — полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий)

3.    Описывая Ассаргадона Брюсов использует сравнения, найдите их? (сравнения характеризуют царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося)

4.    А счастлив ли лирический герой? Почему? (нет. Несмотря на свое величие, он одинок)

5.    Какую форму выбрал поэт для своего лирического произведения? (форму сонета)

6.    Давайте вспомним, что такое сонет? (стихотворение их 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки)

7.    Какие особенности композиции вы заметили? (первые две строфы – утверждение величия и силы царя, последние строфы – итоги его разрушительной власти)

8.    Какое отношение у вас к Ассаргадону? (он вызывает жалость, его действия разрушительные, а человек создан созидать).

4. В следующем стихотворении «Сонет к форме» Брюсов высказывает свои взгляды на творчество.

Сонет к форме

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

- Давайте составим партитуру этого произведения.

 

Ключевое понятие

Зависимые слова

Художественное средство

Значение

контур и запах цветка

Властительные связи

 

Контур - это очертание, граница, то, что мы видим, а запах - невидимый мир. Властительные, т.е. сильные связи между этими понятиями разорвать нельзя.

бриллиант

Не видим, пока не оживет под гранями алмаза

метафора

Только мастер ювелир может из камня сделать шедевр.

Образы изменчивых фантазий

Бегущие, как в небе облака, окаменев, живут века в отточенной фразе

Сравнение, метафора

эпитет

Образы, чувства, мысли удержать нельзя, но их можно остановить: нарисовать, записать. Фразу оттачивает мастер - поэт

Я, мои мечты

Хочу, чтобы дошли, нашли желанные черты

Эпитет

 

Желание поэта создать произведение, заключающее в себе оригинальную мысль, которая будет подана в очень утонченной и безупречной в своем совершенстве форме.

Мой друг

Упьется стройностью сонета, буквами спокойной красоты

Метафора. эпитеты

Поэт мечтает, чтобы каждый читатель увидел в его стихах и прекрасное содержание, и идеальную форму.

Итак, Брюсов стремился к тому, чтобы найти гармонию между формой и содержанием, с особой тщательностью подбирая слова для каждого своего стихотворения и стараясь превратить его в маленький поэтический шедевр, блистающий, словно бриллиант, в солнечном свете.

5. Стихотворение «Юному поэту» написано в 1896 году. Давайте прочитаем его.

Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

 

- Можно ли сказать, что стихотворение звучит как манифест? Почему?

- Как вы думаете, сколько лет было Брюсову. Когда он написал это стихотворение? (23 года)

- Почему ваши мнения разошлись? (в стихотворении лирический герой дает напутствие будущим поэтам, а это может быть только зрелый поэт)

- Почему Брюсов позволяет себе это? (он уверен в своей правоте, в том, что символизм будет существовать долго)

- Какие качества поэта вы можете выделить? (творческая храбрость, самоуверенность)

ІV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Мы сегодня проделали большую работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. В заключении закончите, пожалуйста, высказывание Марины Цветаевой о Валерии Брюсове: «Не евангельский человек, не зарывший своего таланта в землю, - человек, волей своей, из земли его вынудивший. Цель прихода В.Я. Брюсова на землю - доказать людям, что может и чего не может, а главное все-таки что может - …? (воля)

V. Домашнее задание.

Познакомиться со статьей в учебнике о биографии К.Д. Бальмонта.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Валерий Брюсов - вдохновитель "новых" поэтов"

Автор: Бекшаева Светлана Викторовна

Дата: 19.04.2023

Номер свидетельства: 629940


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства