kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Жуковский "Жизнь и поэзия одно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что мы помним о Василии Андреевиче Жуковском? Естественно, его стихи, хотя и немногие, и обычно не полностью. А только строчки из них – те, что особенно поражают проникновенностью интонаций и дивной мелодикой русского стиха.Сегодня мы присутствуем на «Заседании редакционного совета, посвященного выпуску символического номера журнала «В мире литературы».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Жуковский "Жизнь и поэзия одно"»

Тема урока: «Жизнь и поэзия – одно»



Цели:

  1. Предметные: приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы на примере жизни и творчества В.А. Жуковского;

  2. Личностные: воспитание уважительного отношения к русской литературе

  3. Метапредметные: формирование умения подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, умение самостоятельно организовывать свою деятельность


Вид занятия: ролевая игра «Заседание редакционного совета»



Оборудование: проектор, экран, электронная презентация, портреты В.А. Жуковского, А. Тургенева, М. Протасовой, Сальхи, книжная выставка сочинений В.А. Жуковского.


Эпиграф к уроку

«Литературный Колумб Руси»

В.Г. Белинский


Ход урока

1.Оргмомент

11. Постановка цели:

- На уроке мы остановимся на тех фактах биографии В.А. Жуковского, которые помогут ответить нам на вопрос: в чем особенности творчества великого русского романтика.

111. Проверка домашнего задания

  1. – Индивидуальное сообщение о романтизме как художественной системе, ссылаясь на различные информационные источники.

  2. Демонстрация модели литературного понятия «романтизм» в форме таблицы, графической схемы, опорного рисунка (каждый из отвечающих доказывает выбор своей модели)

  3. На примере литературного произведения доказать, что это произведение романтическое.


1У. Вступительное слово учителя

Учитель: Посмотрите внимательно на портрет. Что вы можете сказать о человеке, изображенном на этом портрете?

Ученик: Задумчивый мечтатель, устремивший свой взор ввысь

Учитель: Какие чувства героя сумел запечатлеть художник?

Ученик: В этом романтическом взгляде видно чувство одиночества, даже, мне кажется, чувство разочарования, вероятно, этому сопутствовали глубокие личные переживания

Учитель: Это Василий Андреевич Жуковский – выдающийся поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности. Он стал своеобразным «литературным Колумбом Руси, открывшим «Америку романтизма», как назвал его В.Г. Белинский.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль


Что остается от поэта, когда он уходит? Портреты? Но они редко бывают правдивыми: враги лгут, друзья приукрашивают. Урок судьбы? Но слишком часто он заслонен легендами. Строки? Но и они стареют. Часто ли мы берем в руки томики Кантемира, Сумарокова, Державина? Нет, не часто. Куда же они уходят, те благородные думы, те высокие дела, тот талант?

Что мы помним о Василии Андреевиче Жуковском? Естественно, его стихи, хотя и немногие, и обычно не полностью. А только строчки из них – те, что особенно поражают проникновенностью интонаций и дивной мелодикой русского стиха:

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

Милая Светлана

Услышав однажды, их просто невозможно забыть.


Сегодня мы присутствуем на «Заседании редакционного совета, посвященного выпуску символического номера журнала «В мире литературы».В начале нашего разговора о поэте я предоставляю слово главному редактору


Главный редактор: Сегодня перед нами стоит задача: отобрать материал для публикации. Выпуск посвящен жизни и творчеству первого русского романтика В.А. Жуковскому. Мы должны донести до читателя особенность романтической поэзии Жуковского, ее глубоко личный характер, значение его строки: «для меня в то время было: жизнь и поэзия – одно». «До Жуковского на Руси никто не подозревал, что жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографией»,- отметил В.Г. Белинский.


Журналист: Одной из особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. Обратившись к биографии поэта, мы сможем показать читателям его духовные родники. Я думаю, в нашем выпуске обязательно должны найти отражение следующие этапы жизни и творчества этого романтика: история фамилии, образование будущего поэта, первые литературные опыты, наиболее любимые жанры, участие в Отечественной войне 1812 года, педагогическая деятельность. Об обстоятельствах личной жизни, я думаю, более полно на страницах нашего журнала сможет рассказать только биограф.


Биограф:

Представьте: мы с вами присутствуем при довольно необычном событии. Сейчас зима 1783 года, но история эта началась три года назад, когда крепостные барина Бунина(были в составе румянцевской армии) привезли в качестве трофеев двух диковатых красивых турчанок. И вот сейчас одна из них, Сальха,( в имении получила русское имя Елизавета Дементьевна) становится матерью великого русского поэта. Барин, правда не даст сыну ни имени, ни фамилии, ни отчества, и крестными его станут сестра по отцу Варенька да бедный сосед Андрей Григорьевич Жуковский. Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. Обучался в частном пансионе, после закрытия которого был определен в Главное народное училище. Отсюда был исключен "за неспособность" и далее продолжал обучение в доме В. Юшковой, сводной сестры поэта. Здесь впервые приобщился к литературному творчеству. В 1797 — 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете (обширных познаний пансион не давал, но ученики, под руководством преподавателей, нередко собирались читать свои литературные опыты), там будущий поэт начал писать стихи. Участие в "Дружеском литературном обществе", в которое входили представители образованной дворянской молодежи, определило творческие интересы Жуковского. В 1802 в карамзинском "Вестнике Европы" появилось первое большое стихотворение "Сельское кладбище" (вольный перевод элегии английского поэта Т. Грея), выразившее взгляды и настроения, характерные для русского сентиментализма. К 1808 творчество Жуковского приобрело романтический характер, первые баллады: "Людмила" (1808), "Кассандра" (1809), "Светлана" 1808 — 1812) написаны на основе иностранных литературных источников.

Журналист: В начале войны 1812 вступил в Московское ополчение и в составе его Первого пехотного полка прибывает к Бородинскому полю.; откликом на военные события явились стихи "Певец во стане русских воинов" (1812), послание "Императору Александру" (1814), принесшие ему широкую известность.

Звучит стихотворение "Певец во стане русских воинов"

«Певец…» тогда стал главным поэтическим произведением о войне 1812 года, рожденным в ходе войны, выразившим построение общности многих русских судеб. Военная жизнь Жуковского продолжалась недолго. В конце 1812 г. он заболел тифом и в январе 1813 г. вышел в отставку

Журналист: С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы, сначала в должности чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 — воспитателя наследника, будущего Александра II. Тщетная, но прекрасная идея образуметь деспотизм образованием не давала ему покоя.

К 1810 — 1820 относится расцвет творчества Жуковского. В это время созданы баллады "Эолова арфа" (1814) и "Вадим" (1817), перевод баллады В. Скотта "Замок Смальгольм, или Иванов вечер" (1822), романтические стихи "Цвет завета" (1819), "Море» (1822).

Благодаря влиянию при дворе он неоднократно добивался смягчения участи сосланного Пушкина, выкупа из крепостной неволи Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов. В начале 1830-х все большее место в его творчестве занимают переводы: поэмы Ф. Шиллера "Кубок", поэмы Байрона "Шильонский узник". Написаны баллады на античные темы: "Торжество победителей", "Жалоба Цереры". В 1831 написаны сказки: "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна".

Главный редактор: мне кажется, мы забыли о тяжелой сердечной драме, которую пережил поэт. Тяга к родным местам заставляет его вернуться в Мишенское. Ему все мерещилось счастье в родных местах, к тому же там жила девушка, которую он любил. И холмы, и рощи там окутывало «минувших дней очарование».
Но Е.А. Протасова решает переехать в принадлежащее ей село Муратово Орловской губернии, и Жуковский следует за ней. Помогает устроить господский дом, по соседству в деревеньке Холх, обзаводится участком земли и строит собственный дом, надеясь на брак с Машей Протасовой. Но ему было отказано. Почти одновременно с этим событием умирает Мария Григорьевна Бунина и его мать Елизавета Дементьева. Чувство одиночества охватывает его. Потрясенный этим он не знает что делать. В это время Россия вступает в войну 1812 года. Вот тогда он решает вступить в ополчение.

Тяжело заболев в действующей армии, пролежав некоторое время в госпитале и получив бессрочный отпуск, знаменитый поэт, штабс-капитан Василий Жуковский, награжденный за участие в Отечественной войне орденом Святой Анны 2-й степени, опять бросается в Муратово к Протасовым, надеясь все-таки, после всех потрясений и несчастий, добиться Машиной руки. Но Екатерина Афанасьевна по-прежнему непреклонна. Взаимные чувства Маши и Василия все более окрашиваются в элегические тона. Убеждения не дают им возможности обвенчаться тайком. Судьба их предрешена.

Что жизнь, когда в ней нет

очарованья?

Блаженство знать, к нему лететь

душой,

Но пропасть зреть меж ним

и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья…

В это же время Саша Протасова выходит замуж за приятеля Жуковского, А. Ф. Воейкова. И вскорости Воейковы и Протасовы переезжают в Дерпт. Не в силах расстаться с Машей, Жуковский следует за ними.

Звучит стихотворение «Когда я был любим…»

Два года проходят в непрестанных поездках Василия Андреевича из Дерпта в Петербург и обратно. Дерптский период сыграл определенную роль в духовном развитии Жуковского. У него появляется много новых друзей, в том числе и художник Е. Рейтерн, будущий тесть. Он сближается с профессорами фон Боком, Фурманом, слушает лекции, в частности по истории и философии средневековья. В 1816 году Жуковского избирают почетным доктором Дерптского университета.

Журналист: Отношения с царским двором обострились настолько, что, получив почетную отставку в 1841, Жуковский принял решение переселиться в Германию, где весной этого года женился на юной Елизавете, дочери своего старого друга художника Рейтерна. Он делал несколько попыток вернуться в Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволили осуществить эти намерения. Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний период жизни. Он закончил начатый еще в России перевод индийской народной повести "Наль и Дамаянти", перевел поэму "Рустем и Зораб" и "Одиссею" Гомера (1849). В 1845 написал "Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке". Смерть прервала его работу над переводом "Илиады".

Журналист: Двоемирие романтика Жуковского четко видно в стихотворении «Невыразимое», написанное Василием Андреевичем в 1819 году.

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас –

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья –

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена –

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать –

И обессилено безмолвствует искусство?

Мы видим, что душа его и сердце бьются, по словам Ф. Тютчева «на пороге как бы двойного бытия,.. жилища двух миров»

Рассмотрим, к примеру, элегию «Море». Поэт рисует эту стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее. Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся волны:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Не сразу море успокаивается и после шторма:

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид…

Морской пейзаж великолепен, но не сам по себе он занимает воображение. Нетрудно заметить, что герой хочет сказать здесь о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность, словно друга:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Ответ на этот вопрос дается как предположение. В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире. Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него».



Умер Жуковский в Баден-Бадене 12 апреля (24 н.с.) 1852. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры


Журналист: забываем, что для Жуковского «жизнь и поэзия - одно». Должны рассказать на страницах нашего журнала и о творческой деятельности. Перечисленные произведения, им написанные, дают только представление нашему читателю о его «количественной» творческой деятельности. Читатель должен увидеть вместе с поэтом и «ничтожность всего подлунного», непрочность жизни, быстротечность земного, увидеть стремление романтика окунуться в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Я предлагаю напечатать элегию «Вечер». Она раскрывает в яркой лирической манере природу. Его творческий взгляд охватывает природу живую, наполненную мыслями и чувствами, что подчеркивается многочисленными приемами олицетворения.

Уж вечер…облаков померкли края.

Последний луч на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает…

Природа у Жуковского наполнена яркими разнообразными красками, многообразием оттенков, звуков, игрой света и тени. Не случаен и выбор времени: во многих элегиях изображается вечерний пейзаж. Это связано с тем, что романтики считали вечер особым, пограничным временем суток, когда земная реальность и фантастический, волшебный мир становятся ближе друг к другу.


Журналист: мы бесконечно спорим, обязывает ли дружба или снисходит, так и не можем решить. Вот что пишет Василий Андреевич опальному Пушкину: «Талант ничто. Главное: величие нравственное».


Звучит стихотворение «Дружба»


Художник-оформитель: на первой странице поместим портрет В.А. Жуковского, написанный О. Кипренским – бледное и тонкое лицо с мечтательными глазами, на котором не виден отпечаток возраста: это условный образ романтического певца. Второй портрет романтика, оцененного в целую жизнь, я считаю, тоже должен найти место в нашем выпуске. История портрета такова: он написан талантливым живописцем Карлом Брюлловым. История его прекрасная и жуткая одновременно. Разве не жутко представить, что во времена Жуковского, когда поэты писали прекрасные стихи, человек мог принадлежать другому человеку, буквально, как вещь. Так принадлежал Тарас Шевченко помещику Энгельгардту. Застав однажды мальчика за неположенным занятием (он срисовывал портреты в гостиной Энгельгардта), приказал выпороть его на конюшне. Но потом, подумав, что в имении свой портретист пригодится, отправил его в учение к «комнатному живописцу» Ширяеву. В Летнем саду, где Тарас копировал статуи, его заметили петербургские художники и решили выкупить способного юношу. Энгельгардт заломил такую цену по тем временам: две с половиной тысячи рублей. Таких денег не было ни у художников, ни у Жуковского, который принял участие в судьбе юноши. Деньги были выручены вот за этот портрет, который написал Карл Брюллов, его разыграли в лотерею и будущего поэта Украины выкупили.

Портрет М.А. Протасовой с гравюры И. Матюшина сканировать в том месте, где будет повествование о сердечной драме поэта.

Портрет жены, Е.А. Жуковской, с портрета работы Зона проиллюстрирует строки о женитьбе романтика.

Портрет Пушкина воскресит в памяти читателя не только тот момент, когда Жуковский дарит медальон со своим портретом и надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высоко торжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», но и еще раз напомнит читателю, что Жуковский стал литературным и нравственным отцом А.С. Пушкину.


Учитель: верно, что без Пушкина не было бы всей новой русской литературы. Но также верно и то, что без Жуковского не было бы Пушкина. В поэзии и нравственности нет побежденных и победителей. Есть вершины, и одна может быть больше других, но только все вместе они составляют величавую гряду. Ту самую неразрывную цепь духовности, которая растворена в воздухе Отечества, которым мы дышим, иногда даже не подозревая о ее существовании.

Так что же остается от поэта, когда он уходит?

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.


У1. Обобщение

Каковы особенности творчества В.А. Жуковского?


У11. Задание на дом

Подобрать произведения, иллюстрирующие двоемирие романтика


У111. Рефлексия

Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
В.Жуковский "Жизнь и поэзия одно"

Автор: Бойко Светлана Васильевна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства