Просмотр содержимого документа
«Урок-игра, как средство формирования читательской компетентности младших школьников»
Урок – игра как средство формирования читательской компетентности младших школьников
Исполнитель:
Нурмолдина К.С.,
студентка: 4 А группы
Специальность:
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основу составляющей ключевых компетенций с применением средств современных технологий.
Объект исследования - процесс формирования читательской компетентности младших школьников в рамках проведения урока – игры по литературному чтению.
Форма проектирования – урок – игра по литературному чтению.
Цель исследовательской работы – изучение теоретических основ развития читательской компетентности; разработка фрагментов урока - игры по литературному чтению для обучающихся 2 класса.
Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации - от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если прежде учащиеся должны были обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сейчас предполагается новый критерий измерения результатов обучения – компетенция. Именно поэтому перед современным учителем стоит чёткая цель - воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя.[1]
Практическая значимость исследования: возможность использовать нестандартные формы уроков, например урока - игры, для организации деятельности учащихся при изучении художественных произведений детской литературы, способствующие формированию читательской компетентности при организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников по предмету учителями начальных классов, студентами педагогических специальностей в рамках прохождения разного вида практик.
Для реализации целей и задач проекта необходимо остановиться на основных понятиях: компетентность, читательская компетентность, нестандартные уроки, урок - игра.
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.[4]
Основы читательской компетентности младших школьников рассмотрены в исследованиях в рамках деятельностного, (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин идр.), личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, И.С. Якиманская) и компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А.Зимняя, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской) подходов. Это позволяет рассматривать исследуемый объект как целостную систему с учетом характерных особенностей детского чтения и возрастных особенностей обучающихся, направленную на становление личностной позиции младших школьников к читательской деятельности.
Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?
В связи с этим возникают противоречия:
- между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- уменьшение количества часов на изучение литературы в начальной школе (3 часа литературного чтения в неделю) и необходимостью формирования читательских компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.
Выявленные противоречия позволяют:
- сформулировать проблему исследования - недостаточное количество уроков в игровой форме, способствующих формированию читательской компетентности младших школьников;
- обосновать актуальность темы курсового проекта «Урок – игра как средство формирования читательской компетентности младших школьников»
Компетентность – это способность человека на высоком уровне осуществлять ту или иную деятельность. Говоря о чтении, мы говорим о формировании читательской компетентности. Данное понятие является достаточно новым, что и определяет актуальность рассмотрения данной проблемы.
Читательская компетентность– это способность к целенаправленному понятию и осмыслению книг, которое осуществляется в процессе работы над книгой на всех этапах: до чтения произведения, по мере чтения и после прочтения книги.
Урок - игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры,– это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. [3]
Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. [5]
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Список литературы:
Аникина, С.А., Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. - М.: Вако, 2013.
Арзамасцева, И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2011.
Бугрименко, Б.А., Цукерман, Г.А. Чтение без принуждения. - М.: Просвещение, 2013.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2009.
Кочетова, Б.П. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. – 2003. - №5. – С. 32.