kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра, как средство формирования читательской компетентности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные тезисы были написанны после защиты курсового проекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра, как средство формирования читательской компетентности младших школьников»

Урок – игра как средство формирования читательской компетентности младших школьников

Исполнитель:

Нурмолдина К.С.,

студентка: 4 А группы

Специальность:

44.02.02 Преподавание в начальных классах


Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и  ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального). Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основу составляющей ключевых компетенций с применением средств современных технологий.

Объект исследования - процесс формирования читательской компетентности младших школьников в рамках проведения урока – игры по литературному чтению.

Форма проектирования – урок – игра по литературному чтению.

Цель исследовательской работы – изучение теоретических основ развития читательской компетентности; разработка фрагментов урока - игры по литературному чтению для обучающихся 2 класса.

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации - от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если прежде учащиеся должны были обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сейчас предполагается новый критерий измерения результатов обучения – компетенция. Именно поэтому перед современным учителем стоит чёткая цель - воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя.[1]

Практическая значимость исследования: возможность использовать нестандартные формы уроков, например урока - игры, для организации деятельности учащихся при изучении художественных произведений детской литературы, способствующие формированию читательской компетентности при организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников по предмету учителями начальных классов, студентами педагогических специальностей в рамках прохождения разного вида практик.

Для реализации целей и задач проекта необходимо остановиться на основных понятиях: компетентность, читательская компетентность, нестандартные уроки, урок - игра.

В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.[4]

Основы читательской компетентности младших школьников рассмотрены в исследованиях в рамках деятельностного, (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин идр.), личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, И.С. Якиманская) и компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А.Зимняя, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской) подходов. Это позволяет рассматривать исследуемый объект как целостную систему с учетом характерных особенностей детского чтения и возрастных особенностей обучающихся, направленную на становление личностной позиции младших школьников к читательской деятельности.

Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?

В связи с этим возникают противоречия:

- между снижением интереса к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

- уменьшение количества часов на изучение литературы в начальной школе (3 часа литературного чтения в неделю) и необходимостью формирования читательских компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

Выявленные противоречия позволяют:

- сформулировать проблему исследования - недостаточное количество уроков в игровой форме, способствующих формированию читательской компетентности младших школьников;

- обосновать актуальность темы курсового проекта «Урок – игра как средство формирования читательской компетентности младших школьников»

Компетентность – это способность человека на высоком уровне осуществлять ту или иную деятельность. Говоря о чтении, мы говорим о формировании читательской компетентности. Данное понятие является достаточно новым, что и определяет актуальность рассмотрения данной проблемы.

Читательская компетентность – это способность к целенаправленному понятию и осмыслению книг, которое осуществляется в процессе работы над книгой на всех этапах: до чтения произведения, по мере чтения и после прочтения книги.

Урок - игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры,– это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. [3]

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. [5]

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Список литературы:

  1. Аникина, С.А., Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. - М.: Вако, 2013.

  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2011.

  3. Бугрименко, Б.А., Цукерман, Г.А. Чтение без принуждения. - М.: Просвещение, 2013.

  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2009.

  5. Кочетова, Б.П. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. – 2003. - №5. – С. 32.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра, как средство формирования читательской компетентности младших школьников

Автор: Нурмолдина Карина Сериковна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392440


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства