kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебное пособие "Социализация личности учащихся на основе изучения современной «взрослой» и детско-подростковой литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация личности учащихся происходит через культуру чтения.

   Культура чтения — это социокультурное явление, определяющее уровень интеллектуального и духовного развития общества, основу которого составляет познавательная деятельность. Культура чтения личности и культура общества тесно взаимосвязаны. Отношение к чтению отдельного человека во многом формируется под воздействием окружающих. Сам уровень культуры чтения в обществе складывается из читательских интересов каждой конкретной личности.

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие "Социализация личности учащихся на основе изучения современной «взрослой» и детско-подростковой литературы.»

Социализация личности учащихся на основе изучения современной «взрослой» и детско-подростковой литературы.

Социализация личности учащихся на основе изучения современной «взрослой» и детско-подростковой литературы.

Социализация личности предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества.

Социализация личности предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой - обособление (отчуждение) человека от общества.

Социализация личности учащихся происходит через культуру чтения.  Культура чтения — это социокультурное явление, определяющее уровень интеллектуального и духовного развития общества, основу которого составляет познавательная деятельность. Культура чтения личности и культура общества тесно взаимосвязаны. Отношение к чтению отдельного человека во многом формируется под воздействием окружающих. Сам уровень культуры чтения в обществе складывается из читательских интересов каждой конкретной личности.

Социализация личности учащихся происходит через культуру чтения.

Культура чтения — это социокультурное явление, определяющее уровень интеллектуального и духовного развития общества, основу которого составляет познавательная деятельность. Культура чтения личности и культура общества тесно взаимосвязаны. Отношение к чтению отдельного человека во многом формируется под воздействием окружающих. Сам уровень культуры чтения в обществе складывается из читательских интересов каждой конкретной личности.

Чтение  — это общемировое явление, часть культурного наследия наций и народов, явление такого же масштаба, как и сама письменность, литература, живопись, музыка и театр.   С одной стороны, чтение является стратегией жизни мыслящего человека, а с другой стороны, это творческий процесс, требующий немалых затрат энергии для того, чтобы воспринять, понять и переработать любой текст. Соответственно, чтению как процессу и стратегии необходимо обучать, ибо без этого невозможно получить полноценное образование, сформироваться как личность в духовном и интеллектуальном плане.

Чтениеэто общемировое явление, часть культурного наследия наций и народов, явление такого же масштаба, как и сама письменность, литература, живопись, музыка и театр.

С одной стороны, чтение является стратегией жизни мыслящего человека, а с другой стороны, это творческий процесс, требующий немалых затрат энергии для того, чтобы воспринять, понять и переработать любой текст. Соответственно, чтению как процессу и стратегии необходимо обучать, ибо без этого невозможно получить полноценное образование, сформироваться как личность в духовном и интеллектуальном плане.

Читательская компетенция школьников может быть сформирована только при условии разумного, системного и разнообразного чтения детьми и подростками литературы в школе (на уроках и внеурочных занятиях) и дома, то есть самостоятельно. По мнению Г. Селевко, «компетенция — готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели».

Читательская компетенция школьников может быть сформирована только при условии разумного, системного и разнообразного чтения детьми и подростками литературы в школе (на уроках и внеурочных занятиях) и дома, то есть самостоятельно. По мнению Г. Селевко, «компетенцияготовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели».

Компетентности — качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта; они легче всего приобретаются в процессе самой практической деятельности, а также в процессе осмысления этой деятельности, во время чтения или слушания интересных и актуальных для современных учеников произведений, в беседах со старшими — родителями, бабушками и дедушками, учителями.

Компетентностикачества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта; они легче всего приобретаются в процессе самой практической деятельности, а также в процессе осмысления этой деятельности, во время чтения или слушания интересных и актуальных для современных учеников произведений, в беседах со старшими — родителями, бабушками и дедушками, учителями.

Мотивационная функция  чтения и изучения современной детско-подростковой литературы заключается в том, что создание «читательской среды», «моды на чтение», а также постоянное обсуждение в классе, в информационном пространстве, во внеурочной деятельности новых книг и их авторов активизирует весь учебно-познавательный процесс в целом, является средством развития интереса учащихся как к предмету Литература, так и к истории, культурологии, обществознанию, философии.

Мотивационная функция чтения и изучения современной детско-подростковой литературы заключается в том, что создание «читательской среды», «моды на чтение», а также постоянное обсуждение в классе, в информационном пространстве, во внеурочной деятельности новых книг и их авторов активизирует весь учебно-познавательный процесс в целом, является средством развития интереса учащихся как к предмету Литература, так и к истории, культурологии, обществознанию, философии.

Развивающая функция современной литературы базируется на том, что, например, «элементы» истории - недавней и далекой, древней и буквально «вчерашней», запечатленные в художественном произведении, являются эффективным средством организации проблемного обучения, содействуют развитию творческих способностей учащихся.

Развивающая функция современной литературы базируется на том, что, например, «элементы» истории - недавней и далекой, древней и буквально «вчерашней», запечатленные в художественном произведении, являются эффективным средством организации проблемного обучения, содействуют развитию творческих способностей учащихся.

При этом осуществляется и воспитательная функция уроков и внеу рочных занятий по литературе: научные споры на занятиях, основанные на обсуждении исторических фактов, событий, проблем, способствуют воспитанию у школьников терпимости к чужому мнению, развитию коммуникативных умений и навыков, способности к разрешению конфликтных ситуаций. На примерах жизни людей далекого и недавнего прошлого, на примерах истории открытий — географических, научных, искусствоведческих — можно привить учащимся веру в их собственные силы, желание испытать эти силы на тех задачах, которые возникают перед современной жизнью и наукой.

При этом осуществляется и воспитательная функция уроков и внеу рочных занятий по литературе: научные споры на занятиях, основанные на обсуждении исторических фактов, событий, проблем, способствуют воспитанию у школьников терпимости к чужому мнению, развитию коммуникативных умений и навыков, способности к разрешению конфликтных ситуаций. На примерах жизни людей далекого и недавнего прошлого, на примерах истории открытий — географических, научных, искусствоведческих — можно привить учащимся веру в их собственные силы, желание испытать эти силы на тех задачах, которые возникают перед современной жизнью и наукой.

Детско-подростковая литература призвана формировать эстетическое восприятие художественного произведения и вместе с тем, по утверждению М. Горького, воспитывать юного читателя, преследуя три основные цели: 1) насыщение человека знаниями о нём самом и о мире, окружающем его; 2)  формирование характера и воли; 3)  формирование и развитие способностей»

Детско-подростковая литература призвана формировать эстетическое восприятие художественного произведения и вместе с тем, по утверждению М. Горького, воспитывать юного читателя, преследуя три основные цели:

1) насыщение человека знаниями о нём самом и о мире, окружающем его;

2) формирование характера и воли;

3) формирование и развитие способностей»

Сегодня перед учителем-словесником стоит сложная задача — при помощи наработок отечественной дидактики осуществить анализ соотношения между компетентностным подходом в обучении и традиционными принципами построения содержания образования по литературе для того, чтобы, во-первых, мотивировать школьников на чтение как процесс и как деятельность, во-вторых, приобщить учеников к миру литературы — отечественной и зарубежной, в-третьих, сформировать читательскую компетентность обучающихся к окончанию ими средней школы, как заявлено в ФГОС ООО. Во многом скоординировать все методические действия поможет чтение и изучение современной детско-подростковой литературы, интересной и актуальной ребенку-читателю начала XXI столетия.

Сегодня перед учителем-словесником стоит сложная задача — при помощи наработок отечественной дидактики осуществить анализ соотношения между компетентностным подходом в обучении и традиционными принципами построения содержания образования по литературе для того, чтобы, во-первых, мотивировать школьников на чтение как процесс и как деятельность, во-вторых, приобщить учеников к миру литературы — отечественной и зарубежной, в-третьих, сформировать читательскую компетентность обучающихся к окончанию ими средней школы, как заявлено в ФГОС ООО. Во многом скоординировать все методические действия поможет чтение и изучение современной детско-подростковой литературы, интересной и актуальной ребенку-читателю начала XXI столетия.

На самом деле современный мир так многогранен, что форм приобщения детей и подростков к чтению, а также — обучения различным стратегиям чтения, множество. Главное — выбрать тот путь или ту методику, которая органично подходит ученикам данного конкретного класса или группы, пришедшей на элективный, факультативный курс, в кружок по интересам.

На самом деле современный мир так многогранен, что форм приобщения детей и подростков к чтению, а также — обучения различным стратегиям чтения, множество. Главное — выбрать тот путь или ту методику, которая органично подходит ученикам данного конкретного класса или группы, пришедшей на элективный, факультативный курс, в кружок по интересам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Саая Снежана Эрес-ооловна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349893

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства