Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию исследование на тему «Литературные сообщества в интернете». Исследование выполнено Бородиной Ульяной Вячеславовной и Анчутиной Елизаветой Андреевной под руководством Бородиной Оксаны Анатольевны, учителя русского языка и литературы, 1 категории.
1 СЛАЙД
Роль Интернета в жизни современного человека, тем более – человека молодого, становится всё более значимой. В виртуальном пространстве отражаются практически все стороны человеческой жизни, поэтому вполне естественно, что здесь присутствует и чтение, и читатели самых разных возрастов и интересов.
2 СЛАЙД
По мере вхождения детей и юношества в интернет проблема поддержки чтения подрастающего поколения является все более значимой и актуальной. Изучение сообществ читающих подростков в Интернете помогает услышать «голоса» юных, лучше понять культурУ этих сообществ, их специфику, наметить пути взаимодействия с ними учителей и родителей.
3 СЛАЙД
Мы поставили перед собой цель, которую вы видите на экране. Исходя из цели определили следующие задачи
4 СЛАЙД
Гипотеза: Возможно, подростки провозглашают чтение как ценность, ориентируясь на повышенный интерес к проблеме чтения в современном обществе, либо подростки провозглашают чтение как ценность, исходя из собственного читательского опыта.
5 СЛАЙД
В своем исследовании мы использовали следующие методы
Методы исследования:
– анкетирование
– сочинение
– изучение печатных источников по проблеме
6 СЛАЙД
«Что читают нынешние дети?» – такой вопрос не раз поднимался, и нам стало интересно изучить предпочтения современных подростков. Где же объединяются в сообщества молодые читатели, книголюбы; где собираются, чтобы поговорить о чтении?
В ходе теоретического анализа мы выяснили, что в интернете существуют литературные сообщества, на которых подростки общаются друг с другом, обмениваются мнениями о прочитанных книгах, советуются о том, какую книгу прочитать.
Особо популярны среди подростков форумы с литературным направлением фантастика, фэнтези и романы.
7 СЛАЙД
Исследовательская работа проводилась на базе Берёзовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9». В эксперименте приняли участие 68 человек (7, 9, 10 классы).
Задачи исследования: узнать, какими сайтами пользуются учащихся нашей школы и, одноклассники в том числе, знают ли о существовании литературных интернет – сообществ и как меняются их предпочтения в литературе.
Для этого мы провели ряд исследований.
Сочинение.
Анкетирование.
8 СЛАЙД и 9 СЛАЙД
Из архива Перетрухиной С.С. мы взяли сочинения 2013 года, в которых учащиеся описывали свое читательское кредо и сравнили, как изменились их литературные убеждения и жанровые предпочтения (Диаграмма № 1 и № 2)
На диаграмме Предпочтения в литературе мы видим, что в 2013 году наши одноклассники предпочитали читать зарубежную литературу (72%). На сегодняшний день одинаковое предпочтение отдается как отечественной, так и зарубежной литературе.
В исследовании принимали участие 11 человек. На диаграмме жанровые предпочтения учащихся мы видим, что чтение отечественной классики остается неизменным (27% – 36%). Возможно, это связано с тем, что интерес к классической литературе принципиально не изменяется, так как обращение подростков к этим произведениям диктует школьная программа. Предпочтение жанров фэнтези и фантастики стабильно высоко в сравнении с остальными жанрами (55% - 64%). Мы думаем, это связано с тем, что молодых людей привлекает яркий сюжет, необычные образы, захватывающая борьба между добром и злом. (например фентези : Ник Пируни , Сергей Лукяненко )
10 СЛАЙД и 11 СЛАЙД
Анкетирование включало в себя следующие вопросы:
-Какими сайтами вы пользуетесь?
-Знаете ли вы о существовании литературных сообществ?
-Пользуетесь ли вы ими?
- Нужны ли эти сайты современному подростку? (Диаграмма № 3)
Результаты анкеты показали, что из 68 опрошенных учащихся нашей школы в большей степени в интернете используют соцсети «В контакте», «Twitter» (100%), есть ученики, которые посещают сайты «Википедия», «Ответы mail.ru» (87%), но есть и дети, которые заходят на сайт Litras (3%), где идет обзор литературных новинок. (диаграмма №3
О существовании в интернете литературных сообществ догадываются 35% учащихся нашей школы, но не пользуются ими. 75% опрошенных сказали, что им нужны литературные сообщества, 4% ответили, что такие сообщества не востребованы ими. Всё это можно увидеть на диаграмме № 4.
12 СЛАЙД
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что надо создать литературное сообщество для учащихся нашей школы, которое было бы интересно и полезно подросткам 12-17 лет. Это сообщество должно отражать интересы молодых людей и девушек, должно привлекать их.
13 СЛАЙД
Для создания своего литературного сообщества мы выбрали популярную среди подростков соцсеть «В контакте». Наша группа направлена помочь учащимся не только в выполнении домашнего задания, но и для формирования эстетических взглядов, развития чувства красоты и образности мышления, для духовного развития. В этом сообществе пользователи найдут интересную, увлекательную информацию, которая, мы надеемся, повлечет за собой прочтение той или иной книги.
14 СЛАЙД
В течение месяца мы работали над совершенствованием нашего литературного сообщества «Library». Нам стало интересно, а нравится ли наша группа учащимся? Пользуется ли она интересом? Опрос показал, что 100% уч-ся дали положительный ответ на вопрос «Нравится ли вам сообщество «Library»? На вопрос «Как вы считаете, нужно ли это сообщество для учащихся нашей школы?» так же 100% учащихся ответили «Да, здесь есть полезная информация». Мы попросили учащихся оставить свои пожелания по улучшению группы.
15 СЛАЙД
В группе LIBRARY можно найти ссылки на поэтов и их стихи. Видеоуроки по программе 6-10 класс, аудиозаписи стихов. Есть рубрика «Советуем прочитать». И сообщество пополняется высказываниями великих людей, высказываниями из книг. Многие, кто читает высказывание, в последствии, мы надеемся, захотят прочитать и книгу.
16 СЛАЙД
Советуемся с нашими подписчиками как усовершенствовать нашу группу, и сейчас будем работать в этом направлении. В дальнейшем нам хотелось бы пригласить к сотрудничеству учителей литературы, и возможно, выйти на школьный сайт с нашими «подсказками» к урокам литературы и с рубрикой «Советуем прочитать».
17 СЛАЙД
В результате нашей работы, мы достигли поставленной цели: узнали, что литературные сообщества, действительно, способствуют развитию читательской активности.
Пришли к выводу, что подростки читают и будут читать всегда, но количество читающих будет всё же постепенно сокращаться; что чтение серьёзных, умных, глубоких книг – это вообще не массовое занятие. Мы сознаем, что будущее чтения во многом зависит от настоящего, а конкретнее – от нас самих.
18 СЛАЙД
Наше выступление мы хотим закончить словами «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дени Дидро не случайно. Это высказывание стало девизом нашей группы. Девиз этот выбрали наши читатели, а это говорит о том, что наше сообщество живёт и развивается.
Благодарим за внимание. Наше выступление закончено. Разрешите перейти к ответам на вопросы.