Содержание
I.Введение 3
1. Цель проекта
2. Партнеры проекта 3
3. Актуальность проблемы
4. Задачи проекта 4
II. Основная часть
1.Мельник К.В. - живая легенда 5
2. Биографические сведения
2.1 Семья Мельника К.В. (родители) 5
2.2 Школьные годы
2.3 Служба в Армии 6
2.4 Участие в войне на Дальнем Востоке 7
2.5 Послевоенная служба в десанте 7
2.6 Послевоенная трудовая деятельность 8
2.7 Создание своей семьи 8
2.8 Председатель колхоза «Комсомолец» 8
2.9 Общественная деятельность 8
3. Трудовые и боевые заслуги 9
4. Жизнь продолжается в детях и внуках 9
5. Дорогой гость в школе 9
6. Навечно в памяти народной 9
III. Заключение 10
Выводы
IV. Литература 10
I. Введение
Каждый народ характеризуется своим отношением к истории своей страны, края, села. Идут годы, и постепенно уходят из памяти события и люди, их пережившие. И в связи с этим возникает вопрос: нужно ли нам сохранять память о людях нашего села, отдавших свою жизнь за независимость и процветание родной земли?
Мы считаем, что нам необходимо знать и помнить односельчан, ставших живой легендой, людей, которые сберегли и сохранили родную землю для нашего поколения.
Человек, который не знает своих корней, своей истории, не любит свою страну, не гордится славой своих земляков, не сможет стать патриотом своей родины.
Гипотеза: только народ, который знает и помнит свою историю, героев достоин свободы и независимости.
Главным принципом нашей работы стала мысль о том, что историю делают люди, подчас простые и незаметные, которые живут рядом с нами и трудятся для блага и процветания своей страны.
Целью нашей работы является исследование жизни земляка, ветерана и труженика Мельника Константина Васильевича, который стал живой легендой нашего села Авдеевка.
Основные задачи исследования:
1.Собрать сведения о жизни ветерана Великой Отечественной войны;
2. Изучить фотодокументы и архив семьи Мельника Константина Васильевича;
3. Организовать встречи с родственниками ветерана;
4. Подготовить презентацию «Ветеран и труженик Дальневосточной земли»;
5. Выступить с собранным материалом на классных часах в школе.
Задачи проекта:
1.Обучающие:
- обогатить сознание учащихся сведениями об истории страны через знакомство с биографией Мельника Константина Васильевича.;
- расширить представление учащихся об истории села Авдеевка;
2. Развивающие:
- развивать мотивацию к познанию истории малой родины;
-.оказывать положительное воздействие на духовное развитие подростков.
- способствовать развитию познавательной активности, интереса и творческих способностей учащихся;
3. Воспитательные:
- воспитание любви к истории России и своей малой родины;
- способствовать реализации задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.
Объект исследования: биография Мельника Константина Васильевича.
Практическая ценность:
1. Познакомились с архивными документами семьи Мельника Константина Васильевича;
2. Представили презентацию «Ветеран и труженик Дальневосточной земли»;
3. Пополнили материалы школьного краеведческого музея.
Партнеры проекта:
- учитель русского языка и литературы Гаврилко Любовь Борисовна;
- учитель истории и обществознания Клочкова Оксана Георгиевна;
- ученик 9 класса Спасенов Антон;
- ученица 7 класса Кульчук Александра;
- родственники Мельника Константина Васильевича.
II Основная часть
1. Мельник Константин Васильевич – живая легенда.
«Все мысли, все чувства, все поступки, вся жизнь отдана тебе, моя Родина», - под таким девизом прожил свою жизнь замечательный человек, ветеран и труженик Дальневосточной земли, наш односельчанин – Мельник Константин Васильевич. И о таком человеке хочется сказать:
«Одною общею судьбою
Навеки связан ты с землею,
Отсюда все твои дела большие
И даже от одной твоей руки
Зависит будущее родины – России.
2. Биографические сведения.
2.1.Семья Мельника Константина Васильевича.
Во второй половине 18 века на Дальний Восток хлынул поток переселенцев из центральной части России. В наше село Авдеевка прибыло много семей с запада нашей страны, а особенно с Украины. Среди переселенцев из Черниговской области на авдеевскую землю прибыли и родители Константина Васильевича - Василий Васильевич и Анна Терентьевна.
В семье Василия Мельника было 11 детей. На новой земле обживаться приходилось нелегко. И тем не менее он не только содержал большую семью, но и руководил колхозом «Коммунар», а жена воспитывала детей и выполняла всю нелегкую работу по дому.
12 октября 1926 года родился Константин, которого как и всех остальных детей с малых лет приучали к крестьянскому труду. Семья Мельник была очень дружная, трудолюбивая, все дети стремились к знаниям. И в этом им помогали родители.
2.2. Школьные годы.
В 1934 году Константин пошел учиться в школу и в 1941 г. получил свидетельство об окончании Авдеевской семилетней школы, в котором отражены отличные отметки по истории, географии, естествознанию. Окончание Авдеевской школы совпало с началом Великой Отечественной войны, когда 22 июня 1941 года немецкие войска нанесли мощный внезапный удар по всей западной советской границе.
Была объявлена всеобщая мобилизация, и многих земляков Константина Васильевича в военных теплушках увозили на запад.
Уходили пахари и плотники,
Строители и шоферы.
Шли, качаясь, без сна солдаты
В черный чад фронтовых ночей.
Молчаливы, точно камень,
Шли в крови вы и соли слез.
Образование продолжил в Павлофедоровской средней школе, которая находилась в соседнем казачьем селе. Тяга к знаниям заставляла учащихся проделывать ежедневно 10 километров пути в школу и обратно. Одноклассники и учителя запомнили его как ответственного, старательного и доброго товарища.
Трудно было ежедневно слушать сводки о захвате Латвии, Литвы, Белоруссии, Эстонии и части городов Украины. На фронт работала вся страна, и свою лепту внесли и жители села Авдеевка, и семья Мельника, и лично Константин. Вместе со своими сверстниками продолжал учиться и помогать взрослым: работал в поле, косил сено, пас колхозный скот, тем самым помогая фронту приблизить победу.
2.3. Служба в армии.
В 1943 г. после окончания Павлофедоровской средней школы был призван в армию на действительную службу, которая проходила на Дальнем Востоке.
К этому времени уже наступил перелом в войне, но правительство было вынуждено удерживать боевые силы на дальневосточных рубежах. Советская сторона насчитывала на своих восточных границах значительный воинский контингент: 59 дивизий, 4000 боевых машин, 2000 танков.
2.3.Участие в войне на Дальнем Востоке.
В мае 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии и последним противником осталась Япония.
8 августа советское правительство издало приказ о наступлении на врага, и 9 августа наша армия перешла в наступление. Основная часть сил Тихоокеанского флота, базировавшаяся во Владивостоке, взаимодействовала с Первым Дальневосточным фронтом под командованием маршала Советского Союза Мерецкова К.А.
В течение 9 августа-2 сентября 1945 года советские войска провели 3 блестящие операции, закончившиеся полным и окончательным поражением Японии.
Удар был нанесен на суше, с воздуха и со стороны моря. Мельник Константин Васильевич в составе войск морской пехоты высадился в г. Сейсине (Корея).
Однако японцам не помогли ни мощь японской армии, ни готовность к самопожертвованию японских солдат. Советские войска наступали так стремительно, что у противника, по заявлению начальника штаба Квантунской армии Хата, уже на второй день войны начался хаос.
Мощный удар Советской Армии стал во многом неожиданностью и для союзников.
25 армия совместно с механизированным корпусом и морским десантом овладели крупной военной морской базой Сейсин.
Маршал Советского Союза Василевский А.М. вспоминает: «Уже к исходу первой недели войны была полностью разгромлена Пятая японская армия и нанесен большой урон 3-й армии и другим войскам Первого фронта. Попытка противника любой ценой не допустить выхода наших войск на Ценрально - Манчжурскую равнину и в Северной Корее провалилась».
К 19 августа основные группировки советских войск в Манчжурии и северной Корее были разгромлены.
Во второй половине августа развернулись наступательные операции: на Сахалине и Курильских островах. В 20-х числах наши части заняли территорию Южного Сахалина и северной группы Курильских островов.
Вечером 23 августа Москва отсалютовала в честь победы, одержанной на Дальнем Востоке.
2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту линкора «Миссури» был подписан акт о капитуляции милитаристкой Японии. Вторая мировая война закончилась. За освобождение корейских городов Сейсина и Ронана Мельник Константин Васильевич был удостоен медали «За победу над Японией», а также Родина наградила за боевые заслуги орденом Великой Отечественной войн и медалью Жукова.
2.4. Послевоенная служба в морском десанте.
Закончилась война. Многие солдаты возвращались домой, поднимая страну из руин, а многие продолжали службу в рядах Советской Армии. Мельник Константин Васильевич тоже остался на Камчатке охранять ее рубежи в составе морского десанта. Шесть лет безупречной службы были отданы камчатской земле. Нелегкой была служба у младшего сержанта на море: изнурительные вахты, холодный пронизывающий ветер, суровая жизнь на корабле. Именно о таких людях, как Константин Васильевич, сказал поэт Алексей Лебедев:
И еще дает страна родная
Качество, ценнейшее в боях,
Всем сынам, которым поручает
Вахту в океанах и морях,-
Это – смелость в час суровой жизни,
Это – волю, что всего сильней,
Это – сердце, верное Отчизне,
И не изменяющее ей.
2.5. Послевоенная трудовая деятельность.
После демобилизации вернулся на родину, получил мирную профессию комбайнера, закончив Черниговскую школу механизации сельского хозяйства в 1951 году, и приступил к трудовой деятельности.
Во время работы в Кировской МТС был избран секретарем комсомольской организации, став творческим, энергичным вожаком молодежи. Занимаясь ежедневной общественной работой, постоянно участвуя в жизни района, проявил свои организаторские качества, и Кировский райком ВЛКСМ не мог не отметить его заслуги почетными грамотами.
2.6. Создание семьи.
В скором времени жизнь Константина изменилась. Встретив однажды в селе Хвищанка Кировского района красавицу Александру, полюбил ее всем сердцем, и в Авдеевке сыграли комсомольскую веселую свадьбу. Появляются новые обязанности, так как семье, детям нужно отдавать больше времени, внимания. Молодому отцу хотелось увидеть и первые шаги сына Виктора, и услышать первые слова дочери Татьяны, и порадоваться успехам в учебе младшенького Сергея.
2.7. Председатель колхоза «Комсомолец».
Несмотря на молодой возраст, Мельника Константина Васильевича за трудолюбие, ответственное отношение к делу, мастерство избирают председателем колхоза «Комсомолец» (с. Авдеевка), а затем управляющим совхоза «Ольховский» (с. Авдеевка), где и проработал он бессменно до самой пенсии.
С раннего утра можно был видеть управляющего и на ферме, и в поле, и на механизированном дворе, и на току… Везде успевал, владел ситуацией в районе и в совхозе, был неравнодушен к проблемам села, а еще успевал повышать профессиональное мастерство, обучаясь в Уссурийском, Благовещенском сельскохозяйственных институтах, а также на курсах в Севастополе и Москве.
2.8. Общественная деятельность.
Земляки вспоминают с теплотой и благодарностью о Константине Васильевиче как о принципиальном, в то же время добром и порядочным человеке и неоднократно избирали его депутатом сельского и районного совета народных депутатов. Новая должность прибавила забот, но со всеми он легко справлялся, решая вопросы школы, детского сада, фельдшерского пункта.
3. Боевые и трудовые заслуги.
Трудом и боем проверяют душу.
Не отступив, пройдя моря и сушу,
И уцелев в горниле грозном их,
Вложил свой труд в родную землю.
Страна по достоинству оценила боевые и трудовые достижения Мельника Константина Васильевича, старшины запаса, наградив его памятными юбилейными медалями: «20 лет Победы», «40 лет Победы», «50 лет Победы», «60 лет Победы», «65 лет Победы».
А долголетний добросовестный труд был оценен почетными грамотами, так как он неоднократно являлся победителем социалистических соревнований. Удостоен ордена «Знак Почета», медалей «Трудовая доблесть» (1966г.), «За доблестный труд «В честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970г.). Но самая главная награда – участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке народного хозяйства в Москве и Малая серебряная медаль.
4. Жизнь продолжается в детях и внуках.
У Константина Васильевича очень дружная трудолюбивая семья. Два сына, Виктор и Сергей, пошли по его стопам: получили сельскохозяйственные профессии и продолжают трудиться в родном селе Авдеевка. Дочь Татьяна посвятила свою жизнь городу Владивостоку. Дети благодарны своим родителям за то, что они сделали для них, и с большим уважением, любовью и нежностью относятся к ним.
Годы бегут. Пришло время, и Мельник Константин Васильевич, отдав свою жизнь сельскому хозяйству на родной земле, ушел на заслуженный отдых. Но всегда с желанием встречался с односельчанами, поддерживая их добрым, мудрым словом. Самая большая гордость – это внуки и правнуки, которые очень любят своего замечательного деда.
5. Дорогой гость в школе.
Константин Васильевич являлся частым гостем в родной Авдеевской школе, где его всегда ждали с нетерпением. А ветерану было что рассказать, ведь пройден такой большой боевой и трудовой путь. Эти встречи способствовали воспитанию чувства гордости за свою страну и ее людей.
6. Навечно в памяти народной.
Каждый год 9 мая старшина запаса, морской десантник, Мельник Константин Васильевич приходил со своей многочисленной семьей к памятнику погибшим односельчанам, чтобы вспомнить не вернувшихся с войны и почтить их светлую память минутой молчания. И каждый год 9 мая почти все жители с. Авдеевка собираются у памятника, чтобы чествовать ветеранов войны, вспомнить о погибших.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь это память – наша совесть,
Она как сила нам дана.
15 марта 2012 года ушел из жизни ветеран войны с. Авдеевка, достойный человек нашего времени Мельник Константин Васильевич, который навсегда останется в сердцах односельчан.
Легендарны, не забыты и воспеты,
Здесь они сегодня – все до одного!
Это их мечта и главная победа,
Их великое навеки торжество.
III Заключение
«Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но его будущее. История народа - есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего», - писал И.А.Ильин.
Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет свое будущее. Мы должны всегда помнить о людях, которые отдали свои жизни за процветание нашей страны. И каждое новое поколение будет изучать историю нашей Родины и скромных ее героев. Такие люди, как Мельник Константин Васильевич, должны быть всегда примером для подрастающего поколения.
Они нам наши жизни подарили,
И небо голубое, и покой,
Спасибо вам, защитники России,
И мы Россию нашу сбережем.
Вывод
Работая над проектом, мы поняли, как важно знать о людях, живущих рядом, ставшими при жизни легендой. Проект помог нам реализовать творческие способности.
Информационные ресурсы
1. Василевский А.М. «Дело всей жизни» – М. Воениздат. 1984.
2. Богатко А. Сборник стихов «До последнего дыхания». – М. Правда. 1985.
3. Архивы документов и фотографий семьи Мельник С.К.
4. www.knigica.ru/poetry6141.html
5. www.otvoyna.ru/geroy.htm
Методический паспорт проекта
ФИО руководителя проекта | Гаврилко Любовь Борисовна Клочкова Оксана Георгиевна |
Место работы, должность | МОКУ «Средняя общеобразовательная школа с. Авдеевка» Кировского района Приморского края – учителя русского языка и литературы, истории, обществознания |
ФИ учащихся Место учебы, класс | Спасенов Антон, учащийся 9 класса, Кульчук Александра, учащаяся 7 класса. |
Предметный раздел | краеведение |
Межпредметные связи | История, литература, обществознание |
Уровень владения учениками проектной технологией | Высокий ( учащиеся неоднократно выполняли индивидуальные мини – проекты на уроках и краткосрочные по разделам программы, но долгосрочный впервые) |
Тема проекта | « Ветеран и труженик Дальневосточной земли», в рамках общеобразовательного проекта «Путь к успеху» |
Вид проекта | Исследовательский проект (проект предназначен для развития гражданской активности, воспитания патриотизма, интереса к истории малой родины) По комплексности: : Межпредметный . Реализуется в рамках учебного предмета литературы, истории и обществознания По характеру контактов: В данном проекте участвует два ученика 7 и 9 классов. По продолжительности: Долгосрочный, выполнялся во внеурочное время |
Цель проекта | Рассказать о судьбе земляка Мельника Константина Васильевича, труженика и участника Великой Отечественной войны |
Задачи: | - Изучить и систематизировать документальные источники о боевом и трудовом пути Мельника К.В. - Способствовать воспитанию любви к истории России и своей малой родины |
Этапы работы | Введение: 1.Сбор материала, беседы с родственниками семьи Мельника К.В. 2. Изучение документов, фотографий. 3.Реализация проекта. Презентация. |
Реальность реализации и практическая ценность проекта | Данная работа стала связующим звеном в изучении истории родного края и села. В процессе деятельности формируется гражданская активность и патриотизм. Данная тема имела решение воспитательной проблемы в рамках предмета литературы, истории и обществознания. Работа имеет практическую направленность. Учащиеся научились основам собеседования, работы с документами, компьютером и использования ИКТ при оформлении результатов работы. Эта работа может быть использована на уроках литературы, истории, обществознания и во внеурочной деятельности. |
Краткое описание выполнения проекта | Проект сфокусирован на исследовании трудовых и боевых достижений Мельника К.В., развитии гражданской позиции учащихся, воспитании чувства патриотизма , любви к своей малой родине (селу) Характер ученической работы подразумевает владение основами знаний по литературе, истории, обществознанию. |
Презентация проекта | Презентация проекта прошла на школьной научно – практической конференции «Шаг к успеху». |
Особенности реализации проекта | |
Постановка задачи ученикам: Методы, приемы, средства, использованные в работе с учениками | Цели и задачи: Общеучебные: Формирование навыков использования справочной литературы, отбора и систематизации материалов. Использование ИКТ при оформлении результатов работы, формирование навыков общения и публичного представления результатов работы. Образовательные: Совершенствование работы с нестандартными материалами, ПК. |
Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом | Анализ литературы и существующих практик; Экспертная оценка существующей реальности, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности. Приемы умственной деятельности: Анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного. Приемы работы: -Консультация с учителем; -Изучение различных источников; -Работа с фотоматериалами, документами; -Работа в сети Интернет; -Оформление; -Выполнение презентации; -Защита проекта. |
Рецензия
на работу Спасенова Антона, учащегося 9 класса,
и Кульчук Александры, ученицы 7 класса МОКУ СОШ с.Авдеевка.
Руководители: Гаврилко Любовь Борисовна, учитель русского языка и литературы, и Клочкова Оксана Георгиевна, учитель истории и обществознания.
Тема научно- исследовательской работы: «Ветеран и труженик Дальневосточной земли».
Тема соответствует государственным стандартам образования РФ. Структура работы определена целями, поставленными в исследовании. Работа выполнена на актуальную тему.
Использовались в работе различные источники:
1. Василевский А.М. «Дело всей жизни» – М. Воениздат. 1984.
2. Богатко А. Сборник стихов «До последнего дыхания». – М. Правда. 1985.
3. Архивы документов и фотографий семьи Мельник С.К.
4. www.knigica.ru/poetry6141.html
5. www.otvoyna.ru/geroy.htm
Учащиеся хорошо знают материал своего исследования. В работе имеется методика исследования. Результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы, истории, обществознании и классных часах.
Заместитель директора по УВР /Иванова Т.В./
МОКУ «Средняя общеобразовательная школа с. Авдеевка»
Кировского района
Районная конференция учебно – исследовательских работ «Путь к успеху»
Ветеран и труженик Дальневосточной земли.
Выполнили: Спасенов Антон, ученик 9 класса;
Кульчук Александра, ученица 7 класса;
Руководители: Гаврилко Любовь Борисовна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории;
Клочкова Оксана Георгиевна,
учитель истории и обществознания,
1 квалификационной категории
2014 г.
18