«ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ, ЧТОБ Я СЛИЛСЯ С КРАСОЮ ТВОЕЙ!» Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
«ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ, ЧТОБ Я СЛИЛСЯ С КРАСОЮ ТВОЕЙ!» Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Шестнадцатилетний Бунин в одном из своих стихотворений восклицает: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!» И эта красота природы затем естественно переливается в рассказы мастера. А возможно это лишь при одном условии: надо бесконечно любить природу, чувствовать органическую связь с ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ, ЧТОБ Я СЛИЛСЯ С КРАСОЮ ТВОЕЙ!» Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки»»
«ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ,
ЧТОБ Я СЛИЛСЯ С КРАСОЮ ТВОЕЙ!»
Рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Небесное умом неизмеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.
А. Блок
Шестнадцатилетний Бунин в одном из своих стихотворений восклицает: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!» И эта красота природы затем естественно переливается в рассказы мастера. А возможно это лишь при одном условии: надо бесконечно любить природу, чувствовать органическую связь с ней.
Для наследника дворянской культуры И.А. Бунина, гордящегося своей родословной, усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян – все дорогое ему с детства безвозвратно уходит в прошлое.
Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить мгновение. Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. «Ты ведь знаешь, - писал он Варваре Пащенко, - как я люблю осень! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже невольно начинаю поэтизировать его. Хорошо было осенью чувствовать себя именно в деревне, в дедовской усадьбе… Право, я желал бы пожить прежним помещиком». Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.
С огромной художественной силой в рассказе запечатлен образ родной земли, её непритязательная красота. Жизнь неуклонно двигалась вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно. В самом «осеннем» рассказе Бунин тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого. Перед нами проходит целый мир, нарисованный то с яркой сочностью, то в акварельной «тающей дымке». И это огромный пласт отечественной культуры, то духовное наследие, в котором сейчас особая нужда. Ведь сегодня в мире «пользователя» исчезло понятие нравственность как поведение человека в обществе. Сегодня люди не объясняют для себя свои поступки. Они совершают деяния, не думая о законе воздаяния.
Ранние рассказы Бунина поэтичны, недаром они напоминают стихотворения в прозе с эмоциональной напряженностью и ритмическим строем. Лирическая стихия царит и в «Антоновских яблоках». Рассказ словно мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний автора, лирических откровений и философских раздумий.
Лирический герой по своему душевному настрою близок самому автору. Его облик нарисован эскизно – он не персонифицирован. В нем кристаллизуется патриотизм, мечтательность, поэтическое тонкое видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в карманы, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.
В «Антоновских яблоках» центральным образом является сад, - это один из ключевых образов не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.
Сад у Бунина – это зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями. Сад показан всякий раз сквозь призму настроения автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «… помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловатым туманом», как будто скрывает тайны природы. Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске». В последней главе сад – опустевший, унылый… На пороге нового века остались воспоминания о некогда блистательном саде…
Сад – это не только «приют уединенный», где царит красота и благоухание. Сады и парки теснейшим образом связаны с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Поэтому слово «сад» в русском культурном сознании вызывает различные ассоциации, пробуждает исторические и политические воспоминания.
В прозе Ивана Бунина «сад» - ключевой образ. В доме с запущенным садом прошли его детство и юность, о нем мечтал в эмиграции, среди сосен, пальм и лив приморских Альп… И не случайно сад – постоянный фон, на котором происходит действие многих рассказов и повестей Бунина.