kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова «Восхождение к прозе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

…Три тыщи  вёрст до Петербурга,

                                                                              Конь полудикий под седлом.

                                                                              Летит в горах и хлещет бурка

                                                                              В седое облако крылом.         

                                                                             Опасен путь, крута дорога.

                                                                              Лети, скакун, лети, лети!

                                                                              На свете сделать можно много

                                                                              И не дожив до тридцати.

                                                                                                  Яков Козловский

             В день смерти  Пушкина Россия услышала имя нового поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Так сложилось, что жизнь  Лермонтова была коротка и трагична. Но он успел оставить богатое наследие : стихотворения, поэмы, роман.  Основным содержанием его творчества были судьбы Родины и народа. Поэт не только размышлял, но и стремился к действию, и звал других. Он гневно осуждал бездействующее поколение.

         Поэзия Лермонтова дорога и близка нам. Навсегда остался в литературе этот юноша с сердцем борца и патриота. Сама жизнь Лермонтова-загадка: то он страстный и пылкий , то грустный и задумчивый. 

          Я думаю, что в жизни и творчестве этого противоречивого человека могли быть загадки, которые нам и  предстоит разгадать.

          В представлениях молодого поколения об искусстве и жизни поэзия занимала практически единственное высокое место. Было странным, если пишущий человек начала XIX столетия изъяснялся на бумаге не стихами. И Лермонтов шел по тому же пути, составляя слова в столбцы стройного размера с рифмами.

          В 16 лет Лермонтов записывает: «Наша литература так бедна, что я из неё ничего не могу заимствовать». Тем не менее, основная его поэзия состоит из сплошных заимствований – у Жуковского, Пушкина, Батюшкова и других. Дело не в том, что Лермонтов кому-то подражал, как мыслитель он был оригинален. Не «заимствуя», он шёл по известному, проверенному пути. На лету подхватывал то, что облегчало путь.  Гармоническое сочетание личности, жизни и творчества дано Пушкину, а Лермонтов и гармония - вещи несовместимые.

        Лермонтов в стихи не помещался. Мысли его были настолько обширны, что размеры слов в стихотворениях стесняли их. Он тяготел к нерифмованному стиху и даже делал попытки ритмической прозы («Синие горы Кавказа, приветствую вас !...») .

          У Лермонтова  в его лучших стихотворениях идёт непрерывное сражение мысли и стиха. И, как мне кажется, побеждает мысль в его шедеврах «Дума», «Родина», «Валерик», «Три пальмы». По содержанию это больше эссе и новеллы. В таких прославленных стихотворениях, как: «И скучно, и грустно…», «Как часто, пестрою толпою окружён …» - явные попытки прозы. В них преодолена старая форма, но налицо романтический комплект: «ласкают негу», «лечу вольной птицей». Лермонтов пробовал частично обходиться без рифмы - в «Воздушном корабле» рифмуются только чётные строки.

          Довольно долго Лермонтов не проявлял в себе прозаика, но боролся с гладкостью стиха.

        Прожив неполных 27 лет, Лермонтов не успел довести до конца свой труд по разрушению правильного стиха. Основной процесс шел неостановимо и последовательно, и в 1841 году был провозглашен окончательный отказ от гладких стихов. Теперь о «бурях страстей » он говорит равнодушно, спокойно и жестоко:

И красоты их безобразной

                                                Я скоро таинство постиг,

                                                И мне наскучил их несвязный

                                                И оглушающий язык.

 Отношение к жизненным кручам  ироническое и трезвое:

         Судьбе  как турок иль татарин

   За всё я ровно благодарен.

        Этот новый поэтический язык появился у Лермонтова по пути к прозе. Восходя к ней, он окончательно разрушил свой гладкий правильный стих, расчистив место для  новой  русской поэзии.  Пришла поэзия негармоничная. Поэзия разорванного сознания, неустроенного бытия, скептического мировоззрения. Поэзия неровных строчек. Поэзия прозы.

            Лермонтов мог ещё писать тексты к романсам: «Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит…». Но это были остаточные явления. Лермонтов всю жизнь старался писать прозу, но в его время русской прозы, по сути, не было, по крайней мере, в нашем современном понимании этого термина. Оказалось, что окончательно победить стих можно только прозой. И в последующие годы Лермонтов вышел к прозе. Фраза и мысль победили стих и эмоцию, и главное своё произведение Лермонтов начинает совсем другими словами: «Я ехал на перекладных из Тифлиса».

         И, может быть, с Лермонтова эта новая русская проза и началась.

Просмотр содержимого документа
«творческая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова «Восхождение к прозе» »

…Три тыщи вёрст до Петербурга,

Конь полудикий под седлом.

Летит в горах и хлещет бурка

В седое облако крылом.

Опасен путь, крута дорога.

Лети, скакун, лети, лети!

На свете сделать можно много

И не дожив до тридцати.

Яков Козловский

В день смерти Пушкина Россия услышала имя нового поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Так сложилось, что жизнь Лермонтова была коротка и трагична. Но он успел оставить богатое наследие : стихотворения, поэмы, роман. Основным содержанием его творчества были судьбы Родины и народа. Поэт не только размышлял, но и стремился к действию, и звал других. Он гневно осуждал бездействующее поколение.

Поэзия Лермонтова дорога и близка нам. Навсегда остался в литературе этот юноша с сердцем борца и патриота. Сама жизнь Лермонтова-загадка: то он страстный и пылкий , то грустный и задумчивый.

Я думаю, что в жизни и творчестве этого противоречивого человека могли быть загадки, которые нам и предстоит разгадать.

В представлениях молодого поколения об искусстве и жизни поэзия занимала практически единственное высокое место. Было странным, если пишущий человек начала XIX столетия изъяснялся на бумаге не стихами. И Лермонтов шел по тому же пути, составляя слова в столбцы стройного размера с рифмами.

В 16 лет Лермонтов записывает: «Наша литература так бедна, что я из неё ничего не могу заимствовать». Тем не менее, основная его поэзия состоит из сплошных заимствований – у Жуковского, Пушкина, Батюшкова и других. Дело не в том, что Лермонтов кому-то подражал, как мыслитель он был оригинален. Не «заимствуя», он шёл по известному, проверенному пути. На лету подхватывал то, что облегчало путь. Гармоническое сочетание личности, жизни и творчества дано Пушкину, а Лермонтов и гармония - вещи несовместимые.

Лермонтов в стихи не помещался. Мысли его были настолько обширны, что размеры слов в стихотворениях стесняли их. Он тяготел к нерифмованному стиху и даже делал попытки ритмической прозы («Синие горы Кавказа, приветствую вас !...») .

У Лермонтова в его лучших стихотворениях идёт непрерывное сражение мысли и стиха. И, как мне кажется, побеждает мысль в его шедеврах «Дума», «Родина», «Валерик», «Три пальмы». По содержанию это больше эссе и новеллы. В таких прославленных стихотворениях, как: «И скучно, и грустно…», «Как часто, пестрою толпою окружён …» - явные попытки прозы. В них преодолена старая форма, но налицо романтический комплект: «ласкают негу», «лечу вольной птицей». Лермонтов пробовал частично обходиться без рифмы - в «Воздушном корабле» рифмуются только чётные строки.

Довольно долго Лермонтов не проявлял в себе прозаика, но боролся с гладкостью стиха.

Прожив неполных 27 лет, Лермонтов не успел довести до конца свой труд по разрушению правильного стиха. Основной процесс шел неостановимо и последовательно, и в 1841 году был провозглашен окончательный отказ от гладких стихов. Теперь о «бурях страстей » он говорит равнодушно, спокойно и жестоко:

И красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг,

И мне наскучил их несвязный

И оглушающий язык.

Отношение к жизненным кручам ироническое и трезвое:

Судьбе как турок иль татарин

За всё я ровно благодарен.

Этот новый поэтический язык появился у Лермонтова по пути к прозе. Восходя к ней, он окончательно разрушил свой гладкий правильный стих, расчистив место для новой русской поэзии. Пришла поэзия негармоничная. Поэзия разорванного сознания, неустроенного бытия, скептического мировоззрения. Поэзия неровных строчек. Поэзия прозы.

Лермонтов мог ещё писать тексты к романсам: «Выхожу один я на дорогу, сквозь туман кремнистый путь блестит…». Но это были остаточные явления. Лермонтов всю жизнь старался писать прозу, но в его время русской прозы, по сути, не было, по крайней мере, в нашем современном понимании этого термина. Оказалось, что окончательно победить стих можно только прозой. И в последующие годы Лермонтов вышел к прозе. Фраза и мысль победили стих и эмоцию, и главное своё произведение Лермонтов начинает совсем другими словами: «Я ехал на перекладных из Тифлиса».

И, может быть, с Лермонтова эта новая русская проза и началась.





























ЗАЯВКА

на участие в районном литературном конкурсе для детей и подростков

«Загадка Лермонтова»

Данные участника конкурса

Фамилия, имя , отчество

Хлебникова Алия Асановна

Дата рождения (полностью)

30мая 1999год

Домашний адрес

(полностью с индексом), телефон для связи, адрес электронной почты

297548 с. Тепловка Симферопольский район, ул. Космонавтов , 91 +79780382122

Образовательное заведение (полное название), класс/группа

Тепловская общеобразовательная школа I-III ступеней, 9-А класс

Название работы

Восхождение к прозе

Фамилия, имя, отчество , место работы, должность руководителя, контактный телефон

Бекирова Зулфия Ибраимовна Тепловская ОШ , учитель русского языка и литературы

+79780490586

Дополнительная информация на усмотрение участника


























Тепловская общеобразовательная школа I-III ступеней

Симферопольской районной государственной администрации в Республике Крым



Районный литературный конкурс «Загадка Лермонтова»





«Восхождение к прозе»





Работу подготовила:

Хлебникова Алия,

ученица 9-А класса

Тепловской ОШ



Руководитель:

Бекирова З.И.,

учитель русского языка

и литературы

Тепловской ОШ

+79780490586





2014




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
творческая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова «Восхождение к прозе»

Автор: Бекирова Зулфия Ибраимовна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142597

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства