kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий путь А. Ахматовой как основа создания экспрессивности в поэзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье речь идет о влиянии творческой судьбы А.Ахматовой на экспрессивность ее поэзии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий путь А. Ахматовой как основа создания экспрессивности в поэзии»

Творческий путь А. Ахматовой

как основа создания экспрессивности в поэзии


Вхождение А.А. Ахматовой в литературу было внезапным и победительным. Первое свое стихотворение, по ее собственному признанию, она написала в 11-летнем возрасте. О раннем ее формировании знал, может быть, один ее муж Николай Гумилев, к началу 1910-ых годов уже признанный лидер нового течения, наиболее известное название которого – акмеизм. Анна Андреевна рассказывала, как показала Гумилеву стихи, и он посоветовал ей заниматься танцами. Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева, готов был «Вечер». Эта первая книга вышла в 1912 году.

А.А. Ахматова сумела создать свой собственный, сразу узнаваемый поэтический стиль. Место действия ее ранних стихов – комната, сад, дорога – казалось бы ограничено. Однако глубина проникновения в мир человека выводит стихи из этого узкого круга. Конечно, все ее ранние стихи о любви. До А. Ахматовой любовная лирика была надрывной, туманной, мистической. Отсюда и в жизни распространялся стиль любви с полутонами, недомолвками. После первых ахматовских книг стали любить по-ахматовски. И не одни только женщины. Есть свидетельства, что Маяковский часто цитировал её стихи и читал их любимым [4, с. 112].

Любовь чаще всего в ее стихах неразделенная. Это основная проблема ее поэзии в начале творческой судьбы.

У нее был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной.

Говоря от лица нелюбимых, она создала вереницу страдающих, почернелых от неразделенной любви, смертельно тоскующих женщин, которые то «бродят как потерянные», то заболевают от горя, то вешаются. Но все же любят свою боль, упиваются ею, носят в себе как святыню, любовно благословляют ее.

К важной особенности ее творчества можно отнести, во-первых, наличие в ее поэтическом лексиконе много слов, начинающихся с «не». «Невстреча», «несказанные встречи», «нескрещенные взгляды». Множество ее стихотворений написаны под знаком «не» и «без». Поэтому особенно заметны на ее страницах среди множества «не» и «нет» редкие стихи, воплощающие радостное «да».

Во- вторых, лирика А. Ахматовой почти всегда сюжетна. В ней очень мало отвлеченных слов. Ее творчество вещное – доверху наполненное вещами. Вещи самые простые – не аллегории, не символы: юбка, муфта, перо на шляпе. Но эти простые вещи становятся у нее незабвенными, потому что она подчиняет их лирике. Вся Россия запомнила ту перчатку, о которой говорит у А. Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее [6, с. 10].

В-третьих, начиная с малого, с зарисовки, с беглой подробности, лирическое чувство-мысль, как бы кругами на воде расходится все шире и шире и сливается с беспредельным. От самого простого к сложному, образ движется к концовке, имеющей уже явно обобщающее значение.

Вот типичный пример:

Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко...

На столе забыты Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю...

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна,

Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,

Бьешься тише, глуше...

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души [9].

Чтобы говорить с миром на языке любви так, как говорила Ахматова, нужна была незаурядная, едва ли не мужская воля. Между тем, музу А. Ахматовой долго считали хрупкой, надломленной и безвольной. В ней видели прежде всего лишь страдание и печаль – эти вечные атрибуты женственности.

Многие, писавшие о ранней поэзии А. Ахматовой, говорили об ее интимности и камерности. Голос ее называли тихим, тишайшим.

Первым, кто увидел в ней личность сильную, властную, был ставший ей другом молодой критик Н. Недоброво, справедливо написавший в статье, что ее душа создана не подчиняться, а господствовать.

А. Ахматова всю жизнь помнила эту «разгадку жизни своей» и посвятила ему несколько стихотворений. При всей трепетности и нежности слова, она оставалась властной, твердой и повелительной. Это, кстати, чувствовалось и во внешнем ее облике. В глазах, осанке и в обращении с людьми выражалась главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость. Никто никогда не видел на ее лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой и жалкой улыбки [7].

Слава А.А. Ахматовой стремительно растет, начиная с 1912 года. Ее стихи регулярно появляются на страницах петербургских журналов, вызывая самые благожелательные отклики и признания поэтов.

Триумф вхождения А. А. Ахматовой в литературу был стремителен и скоротечен. Вскоре поэзию отодвинули глобальные события – Мировая война, русская революция удалили поэзию с первого плана, в водовороте исторических событий судьба поэта была чем-то далеким и незначительным,

Иногда в критике Ахматова представлена в ярчайшем ряду поэтов Серебряного века как просто как самобытный автор, не выделявшийся из их круга, но это не так. Личная судьба, не только поэтическая, также формировала особенное в литературе мировоззрение и мироощущения. В годы создания своих ранних книг она тяжело болела чахоткой, которая унесла двух ее сестер. Отсюда печаль и глубокий мотив дуновения смерти в ее стихах. Болезнь постепенно отступила тогда, когда уже не было на это надежды. Но другие не менее драматические события беспрерывно следовали за ней.

Перепитии судьбы и драмы поэта преследовали с первого дня ее жизни до последнего. Это было настолько плотно переплетено, настолько влияло на творческую жизнь, что, переживая эти бурные или предельно трагические события, Ахматова только крепче закалялась, отсюда некая суровость, лаконичность строк, как отражение несломленного судьбой характера.

У А. Ахматовой были периоды поэтической славы, и полного неприятия ее творчества, более того – травли и бесславия, но ни на одну минуту она не изменяла своим принципам, личным и творческим. Это ее жизненное кредо – не изменять себе, это ее жизненный путь и ее поэтическая судьба.

Есть поэты, которые при переходе к зрелости отрекаются от своих ранних стихов. У А. Ахматовой всё иначе. Она свято хранила привязанность к Царскому селу и его аллеям, тишине прудов и тихим фонтанам, к покою и уединению. Время входило сначала в душу поэта, а потом в его стихи. Безусловно, что все эти темы, мотивы, образы с годами получили новое содержание. Она очень чутко чувствовала его и умела предчувствовать события. В маленький, уютный мир А. Ахматовой входила эпоха – с ее войнами, революциями и движениями [7].

В годы революции творческая интеллигенция по разным причинам покидала Родину, все они были вескими и понятны с исторических и жизненных позиций. Только для Ахматовой ясно было одно: Родину она не покинет никогда, нет причины такой силы, ее душа и сознание были против. Эти чувства безоговорочного противостояния отъезду интеллигенции выражены в знаменитом стихотворении:

Мне голос был.

Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух [9].

Среди звучания громких литературных голосов, таких ярких, новых поэтов, как В. Маяковский, С. Есенин, Д. Бедный, можно было не заметить голос А.Ахматовой, не услышать, не внять. Но произошло ее признание, в водовороте событие тот поэтический голос, который был ей предназначен историей и судьбой был услышан. Сборники стихов Ахматовой «Четки», «Белая стая», «Подорожник» оказались притягательны не только для прежних, дореволюционных читателей, но и для новых, круг которых стремительно расширялся [5, с. 201].

Наступила заслуженная слава. Её почитатели не только зачитывались стихами, но и учились любить «по-ахматовски».

Но в середине 20-ых годов победило «иное мнение», и после очередного «указания свыше» стихи А. Ахматовой перестали печатать. Она была причислена к контрреволюции. Она почти ничего не писала и не издавалась. Молчание длилось долго, прерываясь лишь отдельными стихотворениями. Достаточно сказать, что первое двухтомное собрание сочинений А. Ахматовой в России вышло лишь в 1986 году.

Лишившись возможности печатать стихи, Анна Ахматова особенно много времени посвящает изучению архитектуры любимого Петрограда-Ленинграда и творческой биографии Пушкина. Результатом этого увлечения стали работы «Золотой петушок», «Каменный гость» и др., которые получили всеобщее признание и вошли в золотой фонд лучших пушкинских традиций [1].

Город спасал А. Ахматову, прятал ее для ее же будущей судьбы, для великого предназначения, тогда еще неясного: ведь ей предстояло писать «Реквием». Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Каждое стихотворение связано с конкретным эпизодом ее жизни. Большая часть стихотворений, составившая поэму, связана с арестом в 1938 году сына А. Ахматовой Льва Гумилева, в то время студента Ленинградского университета, и арестами многих других ленинградцев.

Творческий подъем в годы Великой Отечественной войны, начавшийся в «Реквиеме» и предвоенных стихах, был очень высоким и плодоносным.

С 1940 года, всю войну и вплоть до 1965 года, то есть четверть века, она отдала наиболее объемному и сложному произведению «Поэме без героя» [2, с.2]. Именно эта поэма позволяет понять высочайшую искренность поэзии Ахматовой.

«Поэма без героя» автобиографична. Она – поэма-исповедь изболевшейся души.

Поэма осмысляет и судит целую эпоху – ту, что сейчас называют «серебряным веком» и чьим «действующим лицом» она сама была когда-то. Широкие рамки поэмы позволили А. Ахматовой включить в нее не только предреволюционную и революционную эпохи, но и Великую Отечественную войну. В этой поэме две резко полярно противоположные и враждебные друг другу эпохи.

Главный герой поэмы необычный, категориальный – Время. Вернее, два героя – два времени. Поэт рассуждает: можно ли время взять взаймы, меняет ли оно судьбы, что оно есть для судьбы одного человека и целого народа. Каждая из эпох замечательна тем, что она знаменует собой канун необычайных событий.

Одна их канунных эпох – 1913 год, начало конца самодержавной власти в России. Другая эпоха, канун войны – 1941 год. Тема матери, насильственно разлученной с сыном, вновь звучит в этой поэме. Это неудивительно, стоит вспомнить судьбу ее сына Льва и ее материнскую силу и волю, стойкость и боль материнского сердца. И образ матери – это не конкретная женщина, а обобщенный образ. Так же, как Сын – это не ее собственный сын, образ достигает небывалого обобщения – всеобщий сын. [2, с. 4].

Образ скорбящей Матери и Казненного Сына сразу же направляет нас к евангельскому сюжету. Образ Всеобщего сына расширяет общий смысл «Поэмы без героя» до масштабов общечеловеческой трагедии.

В этой поэме не только переплетено прошлое с настоящим, но и маячит неясное будущее, действия развиваются не по обычному сценарию, герои – какие-то фантастические личности, непонятно толи полувымышленные, толи легендарные. Окончательный вариант так и не был написан автором.

Во время войны из Ленинграда А. Ахматову вывезли в Москву, затем в Ташкент. Там она очень тяжело болела. Тиф измучил её. Но все же она писала «Поэму без героя». Ахматова, превозмогая боль, слабая, «почти бестелесная» с усилием поднимавшаяся с постели, когда хватало сил, шла в госпитали к раненым и читала свои стихи. Есть свидетельства очевидцев, которые утверждали, что солдаты не только слушали их, но и каким-то седьмым чувством понимали то, что пыталась выразить их автор.

Стихотворение «Мужество», опубликованное в газете «Правда», и другие стихи военных лет привлекли к ней внимание все большего круга читателей. В этот период она напишет свое замечательное стихотворение о соседском мальчике.

Пронзительные строки наполнены такой неизбывной болью, что сразу понимаешь общенародную суть происходящего, историческую безысходность и величие часто показывается в лирике А. Ахматовой через личное, интимное.

Таково это стихотворение, посвященное гибели ленинградского мальчика Вали Смирнова, соседа и маленького любимца А. Ахматовой, убитого немецкой бомбой [9].

Среди стихов А. Ахматовой последних лет немало таких, которые посвящены её близким или тем, кого она особенно уважала и чтила. Стихи она посвящает также и любимым поэтам: Маяковскому, Пастернаку, Цветаевой. В обывательском представлении почему-то А. Ахматовой всегда что-то приписывается.

Может быть, отчасти это происходит потому, что личная жизнь ее всегда протекала очень замкнуто, совсем не на общее обозрение [8, с. 189]. Но А. Ахматова была не из тех, кто много пишет. Даже полное собрание ее сочинений не будет многотомным, так как «писание» для нее было трудом душевным, почти физическим [3, с. 108].

Таким образом, жизнь и творческая судьба Анны Ахматовой, как это нередко бывало в отечественной литературе, не умевшей беречь своих великих людей, оказалось поистине трагической. Замалчивание имени, таланта и стихов – периоды тяжелейших испытаний. После всероссийской славы, возникшей еще до революции, ей пришлось пережить долгое «принудительное забвение» [3, с. 189], а потом – организованное бесславие, беспощадное и продуманное. Ахматова переживет и своеобразную своего «гражданскую казнь» 1946 года. Её одновременно с Зощенко власть пытается изгнать ее из литературы, «замолчать навсегда».

Соответственно, особенности творческой судьбы повлияли на экспрессивность поэзии Анны Ахматовой.

Литература:

  1. Ахматова А.А. Покорно мне воображенье... – URL: https://slova.org.ru › ahmatova › pokornomne (дата обращения: 02.11.2021)

  2. Ахматова А.А. Сочинения в двух томах.– М.: Художественная литература, 1990. –1654 с.

  3. Воевода Т.А. Поэзия России. А.Ахматова и Серебряный век.–СПб.:Питер, 2018. – 395 с.

  4. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Преодолевшие символизм.– 5-е изд.– СПб.: Питер – Наука, 2017. – 414 с.

  5. Кихней Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла.– М.: Диалог МГУ, 2017.–354 с.

  6. Кихней Л. Г., Козловская С. Э. К описанию внутреннего и внешнего пространства в поэзии Ахматовой: семантика образов-медиаторов Анна Ахматова: эпоха, судьба. Крымский архив. – Симферополь: Творчество, 2017. – 310 с.

  7. Скатов Н. Книга женской души. О поэзии Анны Ахматовой. – URL: http://lib4school.ru/printout.php-id=0-17.htm(дата обращения: 27.11.2021)

  8. Скатов Н.А. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой) // Ахматова А. Собр. соч. в 2-х т. – Т. 1. – М.: Логос, 2017.– 316 с.

  9. Стихотворения Анны Ахматовой - Культура. РФ. – URL: https://www.culture.ru/literature/poems/author-anna-akhmatova (дата обращения: 28.11.2021)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческий путь А. Ахматовой как основа создания экспрессивности в поэзии

Автор: Галымова Фарида Отегеновная

Дата: 27.01.2022

Номер свидетельства: 598986


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства