Цель урока: создание условий для формирования умения у обучающихся ... .
Цель этапа, время | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П- парная, Г -групповая) | Дидактические материалы, оборудование | Методы и формы контроля | Формируемые УУД |
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р - регулятивные, К - коммуника- тивные) | Личностные |
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Настроить учащихся на активную и продуктивную деятельность на уроке (1 мин.) | Метод: словесный (беседа). Приём: анализ пословицы. Метод словесный (объяснение). Приём: инструкция. Метод: наглядный (демонстрация) Приём: рабочий лист. | Приветствует обучающихся. Настраивает на учебную деятельность через анализ пословицы «Мир освещается солнцем, а человек знанием» (пословица с уроков литературного чтения). Обращает внимание обучающихся на рабочий лист (в нём представлены задания, каждое из которых оценивается по 5-тибалльной шкале), объясняет инструкцию по его заполнению. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность, анализируя пословицу. Слушают учителя и анализируют «рабочий лист». | Ф | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы. | - | - | К: 1)общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Духовно-нравственное: Ценности научного познания: |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
Актуализировать опорные знания необходимые для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (2 мин.) | Метод: практический(упражнение). Приёмы: выполнение заданий, показ образца, проверь по ключу, оценивание, самостоятельная работа. Метод: словесный (объяснение) Приёмы: инструктаж, выполним правильно. Метод: словесный (беседа). Приём: организация обсуждения. | - На прошлом уроке вы изучали… - Чтобы проверить, как вы усвоили материл выполним задание №1. - Подумайте, что надо сделать? - К доске пойдут 2 ученика. Повторим правила работы у смарт-доски. Инструктаж: - Выполняем ручкой, вписывая подходящие слова. - Сначала посмотрим, как один ученик у доски выполнит образец. Выполнение: - Ребята у доски работают по очереди, остальные самостоятельно в рабочих листах. - Поднимите зелёную сигнальную карточку, кому понятно, как выполнять задание. - Приступайте. Следим за посадкой. В листах работаем аккуратно. Взаимопроверка: - Обменяйтесь рабочими листами, на РАЗ подняли, на ДВА поменялись. Проведём взаимопроверку. Внимание на доску (ключ) Само/взаимооценка: - Ребята у доски правильно выполнили задание. Что мы им скажем? - Вы можете присаживаться на своё место и оценить проделанную деятельность в рабочем листе. - Поднимите руку, кто выполнил без ошибок? А у кого ошибки? (почему можно ошибиться?) -Поменяйтесь листами, оцените проделанную деятельность. -Двигаемся дальше. - Прочитайте ещё раз последнее правило и подумайте, какую лесную опасность оно поможет избежать? (пожар) - Ребята, приведите ещё примеры лесных опасностей и правила, помогающие их избежать. | Выполняют индивидуальное задание в рабочих листах, вспоминая пройденный материал. Проводят взаимопроверку работы на этапе. Участвуют в обсуждении допущенных ошибок и их коррекции. Отвечают на поставленные учителем вопросы. | Ф, И | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы, сигнальные карточки. | Взаимопроверка, само/взаимооценка, | | П: 1) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. К: 1)общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. Р: 1)самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; 2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Ценности научного познания: |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
Определить места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, содействовать формулировка обучающимися проблемы, цели и задач урока. (1 мин.) | Метод: словесный (беседа). Приём: проблемный вопрос. Метод: практический (упражнение). Приёмы: целеполагание, постановка задач. | - Что я вас сейчас попросила сделать? - Почему возникло затруднение? (ещё не изучали) - Тогда, какая будет тема нашего урока? - Даём полные ответы! Тема: «Лесные опасности» - Какую поставим цель? Цель: познакомиться с правилами безопасного поведения в лесу. - Поднимите руку, кому понятна цель урока? - Чтобы достигнуть поставленной цели, нам необходимо определить задачи урока. Используйте слова-помощники (узнать, научиться/составить, применить знания), представленные на доске. Задачи: 1.Узнать, какие бывают лесные опасности. 2.Научиться/составить памятку основных правил безопасного поведения в лесу. 3.Применить полученные знания, характеризуя/выполняя задание на знание правил безопасного поведения в лесу. - Кого мы можем выделить и похвалить за активную работу? | Анализируют возникновение затруднения. Формулируют тему и цель урока. Определяют задачи урока. | Ф | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы. | Взаимооценка, словесная оценка. | | П: 1) базовые логические действия: выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи. 2)базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации. К: 1)общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Ценности научного познания: |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Построить проект выхода из затруднения в пробном учебном действии обучающихся (1 мин.) | Метод: практический(упражнение). Приём: построение таблицы, планирование урока. | -Ребята, а что мы с вами уже знаем по этой теме? - Что хотим узнать? | Определяют пути решения проблемной ситуации. | Ф | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы. | - | | П: 1)работа с информацией: самостоятельно создавать таблицы для представления информации. | Ценности научного познания: |
5. Этап реализации построенного проекта |
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения (4 мин.) | Метод: практический(упражнение). Приёмы: выполнение заданий, показ образца, проверь по ключу, оценивание, работа в парах, работа с учебником. Метод: словесный (объяснение) Приёмы: инструктаж, выполним правильно. Метод: словесный (беседа). Приём: отвечаем на вопросы. Метод: наглядный (демонстрация). Приём: использование наглядности. | - Сейчас я предлагаю вам решить первую задачу, что предстоит сделать? (узнать…) - Ребята, когда вы находитесь в лесу, вас могут подстерегать опасности. - Первая опасность, которую мы рассмотрим –ягоды и грибы. Внимание на доску! (устно соотносят названия и иллюстрации; определяют их опасность; сравнивают вывод с учебником на 30 стр.) - Не забывайте, что даём полные ответы. Названия: волчье лыко, бледная поганка, шиповник, мухомор, лисички, вороний глаз. - Отлично, молодцы! - …, скажи ещё раз, каких грибов и ягод следует остерегаться? - Вторая опасность, которая может вас подстеречь – это жалящие насекомые (называют жалящих насекомых; рассматривают их иллюстрации на доске; определяют опасность) - Третья опасность – это крупные животные. (называют крупных животных, обитающих в лесу; предполагают, какую опасность они представляют) - Итак, кто ещё раз скажет, какие бывают лесные опасности? - Кто активно работал на данном этапе? Кого мы можем выделить и похвалить за активную работу? - С какой задачей справились? (узнали…) - С какой предстоит справиться? (научиться/составить…) - Во время нахождения в лесу необходимо выполнять правила безопасности. - Сейчас я предлагаю вам выполнить задание №2. - Что надо сделать в задании? (по запрещающим знакам сформулировать правила безопасного поведения в лесу, тем самым получится памятка) Инструктаж: -Выполняем ручкой. Один ученик выйдет и покажет образец выполнения по документ-камерой. - Ученик у документ-камеры верно/неверно выполнил образец, что мы ему скажем? Выполнение: - Работать будете в парах. Повторим правила работы в парах. - Покажите зелёную сигнальную карточку, кому понятно выполнение задания. - Приступайте. - Одна пара покажет выполненное задание под документ-камерой, остальные проверяют. - Поднимите руку, кто выполнил без ошибок? А у кого ошибки? - Оцените проделанную деятельность в рабочем листе. (учитель организует физическую минутку) - С какой задачей справились? - И сейчас вам предстоит применить знания… | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником. Объединяются в пары для выполнения задания. Проводят самооценку/ взаимооценку работы на этапе. Выполняют физическую минутку. Участвуют в планировании урока. | Ф, П | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы, учебник Школа России «Окружающий мир» (автор) 2 класс 2 часть, документ-камера, сигнальные карточки. | Самопроверка, само/взаимооценка, словесная оценка. | | П: 1) базовые логические действия: объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. 2)работа с информацией: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К: 1)общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Р: 1)самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; 2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Ценности научного познания: Трудовое воспитание: |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Закрепить усвоенные новые знания и способы действий на уровне применения в измененной ситуации. (2 мин.) | Метод: практический (упражнение). Приём: работа в группах, оценивание. Метод: словесный (беседа). Приём: организация обсуждения. | Организует первичное закрепление изученного материала, через выполнение группового задания №3 (каждой группе выдаётся по одной карточке с ситуацией, касающейся лесной опасности. Задача групп – обсудить ситуацию и предложить верное решение проблемы, аргументировав свой ответ). Фиксирует затруднения, выявляет ошибки и осуществляет их коррекцию. После выполнения задания учитель задаёт вопросы: - Как выполняли? К каким выводам пришли? Организует работу по оцениванию проделанной деятельности. | Анализируют и выполняют задание в группах на проверку понимания изученного материала по теме. Участвуют в обсуждении допущенных ошибок и их коррекции. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают проделанную деятельность (самооценка). | Ф, Г | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы, карточки с ситуациями, сигнальные карточки. | Само/взаимооценка, словесная оценка. | | П: 1)базовые логические действия: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. 2)базовые исследовательские действия: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. К: 1)общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. 2)совместная деятельность: ответственно выполнять свою часть работы. Р: 1)самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; 2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Ценности научного познания: Духовно – нравственное: |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Организовать самостоятельное выполнение задания на новый способ действий с самопроверкой по эталону (1 мин.) | Метод: практический (упражнение). Приём: самостоятельная работа, оценивание, проверь по эталону. Метод: словесный (беседа). Приём: организация обсуждения. | Организует самостоятельную работу обучающихся по выполнению задания № 4 в рабочем листе (письменно ответить на вопросы 2 и 3 из учебника на стр. 31)/либо тест. Организует самопроверку при помощи эталона на доске. Фиксирует затруднения, выявляет ошибки и осуществляет их коррекцию. Организует работу по оцениванию проделанной деятельности. | Анализируют и выполняют задание самостоятельно. Проводят самопроверку по эталону. Участвуют в обсуждении допущенных ошибок и их коррекции. Оценивают проделанную деятельность (самооценка). | И, Ф | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы, сигнальные карточки. | Самопроверка, самооценка, словесная оценка. | | | Ценности научного познания: |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Включить новое знание в систему знаний, повторения и закрепления изученного (2 мин.) | Метод: практический (упражнение). Приём: «6 шляп мышления» Э. Де Боно., работа в группах, оценивание. Метод: словесный (беседа). Приём: отвечаем на вопросы. | Организует групповую работу с целью включения в систему знаний и повторения, используя приём «6 шляп мышления» Эдварда Де Боно (каждая группа получает цветную шляпу, предполагающую собой вопрос, связанный с темой урока, на которой группам предстоит ответить). Перед выполнением задания учитель задаёт вопрос: - Для чего будем выполнять? Где пригодятся полученные знания? Организует работу по оцениванию проделанной деятельности. | Анализируют и выполняют задание в группах, с целью обобщения изученного материала. Отвечают на вопросы учителя. Проводят самопроверку по эталону. Оценивают проделанную деятельность (самооценка). | Г, Ф | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы, цветные шляпы с вопросами, сигнальные карточки. | Само/взаимооценка, словесаня оценка. | | П: 1) базовые логические действия: объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. К: 1)общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. 2)совместная деятельность: ответственно выполнять свою часть работы. Р: 1)самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; 2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Ценности научного познания: Духовно – нравственное: |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Подвести итог урока; организовать рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. (1 мин.) | Метод: словесный (беседа) Приёмы: подведем итоги, объяснение д/з, инструктаж д/з. Метод: практический (упражнение). Приёмы: построение таблицы, рефлексия сигнальные карточки, оценивание. | Возвращается к таблице ЗХУ. Подводит итоги деятельности, беседуя с учащимися. Организует работу по самостоятельному оцениванию работы, с помощью рабочего листа. Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке на основе сигнальных карточек. Знакомит обучающихся с домашним заданием (…). Прощается с обучающимися. | Устно заполняют последний столбец таблицы ЗХУ. Анализируют оценки в рабочем листе. Подводят итоги деятельности, беседуя с учителем. Участвуют в рефлексии на основе сигнальных карточек. Знакомятся с домашним заданием. Прощаются с учителем. | Ф | SMART-доска, презентация в Power Point, рабочие листы, сигнальные карточки. | Само/взаимооценка, словесная оценка, отметка. | - | П: 1)работа с информацией: самостоятельно создавать таблицы для представления информации. К: 1)общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Р: 2)самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Ценности научного познания: |