kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл занятий по внеурочной деятельности (2) "Сказки народов севера (Тюменская область)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок-исследование

Дидактическая цель: Обобщить единичные знания в области краеведческой, народной литературы, привести в систему полученные ранее знания.

Образовательные цели:

Познакомить учащихся с устным народным творчеством народов севера, проживающих на территории Тюменской области;

Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров;

Учить видеть сходства и различия в одном жанре;

Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации;

Актуализировать, обобщить, систематизировать знания учащихся в области краеведческой, народной литературы;

Совершенствовать навыки чтения учащихся, умение работать в группах.

Развивающие цели:

Способствовать становлению, развитию литературно развитой личности;

Содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности;

Способствовать выявлению, раскрытию творческих способностей;

Создать комфортные условия для творческой деятельности.

Воспитательные цели:

Развивать познавательный интерес учащихся к своей «малой» родине;

Воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям Тюменской области, их творчеству и образу жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл занятий по внеурочной деятельности (2) "Сказки народов севера (Тюменская область)"»



1

Направление

Направление 2

2

Номинация

Номинация 2.3. ИКТ в системе внеурочной деятельности: комплекс занятий (от 2 и более), посвященных Году литературы


3

Ф.И.О. автора

Шаляпина Татьяна Александровна

4

Наименование образовательного учреждения

МАОУ «Комсомольская СОШ»

5

Название работы

Занятия по внеурочной деятельности

«Сказки народов севера (Тюменская область)»

6

Перечень используемых ЭОР с пометой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР http://fcior.edu.ru/»

«из единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/» и т.д. и. т.п. (ссылки на заимствованные материалы обязательны)

Мультипликационный фильм «Пумасипа» https://www.youtube.com/watch?v=LEfuaH9I_A0

















Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения урока

Урок-исследование

Целеполагание – образовательный результат:

Дидактическая цель: Обобщить единичные знания в области краеведческой, народной литературы, привести в систему полученные ранее знания.

Образовательные цели:

Познакомить учащихся с устным народным творчеством народов севера, проживающих на территории Тюменской области;

Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров;

Учить видеть сходства и различия в одном жанре;

Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации;

Актуализировать, обобщить, систематизировать знания учащихся в области краеведческой, народной литературы;

Совершенствовать навыки чтения учащихся, умение работать в группах.

Развивающие цели:

Способствовать становлению, развитию литературно развитой личности;

Содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности;

Способствовать выявлению, раскрытию творческих способностей;

Создать комфортные условия для творческой деятельности.

Воспитательные цели:

Развивать познавательный интерес учащихся к своей «малой» родине;

Воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям Тюменской области, их творчеству и образу жизни.

Проектирование образовательных результатов:

Образовательные результаты:

Предметные:

- Создать условия для осознания необходимости умения анализировать текст (сказки). Сопоставлять героев произведений с целью выявления сходств и различий русской народной сказки и сказки народов севера. Выражать собственное отношение к прочитанному.

-Обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика,

-Находить языковые средства



Метапредметные:

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

Познавательные: объясняют, что такое жанр, вид сказки, к какому виду относится тот или иной отрывок из сказки; находят языковые средства, помогающие точно и выразительно передать принадлежность отрывка к русской народной сказке, сказке народов севера.

Коммуникативные: читают вслух и про себя текст и при этом раскрывают содержание прочитанного; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.



Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учебы и познания нового.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии и электронные средства обучения:

Персональный компьютер, мультимедийная доска

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

1. Повышается интерес учащихся к обучению, в частности, к литературному наследию родного края. Сегодня учащиеся - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.

2. Учителю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Учителем в рамках курса используется интерактивная доска, персональные компьютеры не только в качестве наглядности, но и для того, чтобы изучаемые события стали более доступными, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях (анимация, видеоизображение, звук).

3. Плотность внеурочного занятия увеличивается в среднем на 30 %. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя.

4. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для работы с первоисточником, организации повторения, закрепления учебного материала.

5. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, постоянно следить за учебной ситуацией. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме.

6. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

7. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами (Power Point – программа по созданию презентаций, Movie Maker – программа по созданию фильмов).

Методические приемы

Метод проектов


















Занятие №1

Технологическая карта

Занятия по внеурочной деятельности

Тема: Сказки народов севера (Тюменская область)

Класс: 4-й класс

Оборудование: ПК, мультимедийная доска, мультипликационный фильм Пумасипа (цикл Гора самоцветов - Сказка народа Манси), мультимедийная презентация, карточки со словами, карточки с заданиями, оценочные листы, выставка книг с русскими народными сказками, сборник «Сказки бабушки Аннэ», хрестоматия «Основы духовно-нравственной культуры», хрестоматия по природоведению «Мы – дети природы», таблицы успешности.



Этапы урока

Дидактические цели

Содержание

Развитие универсальных учебных действий

Результат (предметный, метапредметный, личностный)

1. Организационный момент


Организация внимания и внутренней готовности, мотивация к учебной деятельности.


Распределение по группам. В ходе обсуждения учащимися назначается старший группы, который на уроке является помощником учителя, следит за дисциплиной и за тем, чтобы каждый имел возможность ответить.

Личностные - принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения

Регулятивные- формируем волевую саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку

Коммуникативные – умение вступать в мини-диалог.

Личностный –вовлечение эмоциональной сферы,

Предметный – понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально – невербально реагировать на услышанное.

Метапредметный – строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.


2. Сообщение темы и цели урока



Взаимодействие учеников и учителя, выход на проблемный вопрос


Сейчас вашему вниманию будет предложен видеоролик (отрывок мультипликационного фильма Пумасипа), вы должны внимательно его просмотреть и ответить на мой вопрос: «Какова тема нашего урока?».

(- «Сказки народов севера (Тюменская область)»).

Сегодня нас ожидает встреча со сказкой (Слайд 1).

На уроке мы будем работать в творческих группах, и заниматься научно-исследовательской работой, поиском необычного и особенного в сказках. В ходе нашей работы мы сможем определить, какая из групп работает наиболее слаженно и творчески, выполняет основной принцип групповой работы – умение выслушать товарища и помочь ему, когда это необходимо.

Личностные – формирование мотивации

Познавательные - определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений,

Регулятивные –постановка проблемного вопроса на основе соотнесения известного с неизвестным.

Личностный - использование стимула, формирование эстетических потребностей

Предметны - понимать на слух речь учителя и одноклассников и вербально реагировать на услышанное

Метапредметный – установление причинно-следственных связей.

3. Активизация учебной деятельности учащихся

3.1. Фронтальный опрос





























3.2. Работа с карточками в группе



Актуализировать знания учеников, необходимые для открытия нового знания


Какие жанры устного народного творчества вы знаете? (Загадки, былины, потешки, сказки, песни и др.) (Слайд 2). Народная сказка - энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.

Какие виды сказок вы можете выделить? (Волшебные, о животных, бытовые …) (Слайд 3). После просмотра Слайда 3, проектор выключается.

Почему мы говорим устное народное творчество? Расшифруйте. (Устное - передавалось из уст в уста; народное - сочинил не один человек, поэтому, автора установить нельзя и творчество - от слова «творить», «создавать»)

Каким ещё, словом можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)

Какие русские народные сказки вы помните из курса литературного чтения? (Учитель выслушивает ответы детей.)

Индивидуальная оценка - После этого учащиеся самостоятельно в оценочных листах оценивают себя, свои знания (Красная – отлично, оранжевая – хорошо, синяя – надо постараться).

Групповая оценка - Учитель подводит итог устным ответам, определяет, в какой группе работали активнее. На доску выставляются фишки. Красная – отлично, оранжевая – хорошо, синяя – надо постараться

Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Каждой группе я раздам карточки с отрывками из сказок. Вы должны вспомнить название сказки, к какому виду относится, и прочитать эти отрывки, соблюдая орфоэпические нормы.

Работа в группах по карточкам. Приложение №1

Учитель выслушивает представителей каждой группы, даёт оценку чтению, принимает предположения по карточке №3. Идёт подведение итогов работы в каждой группе на этом этапе, на доску выставляются фишки. Учитель обращает внимание на умение слушать членов каждой из групп, рабочую обстановку, ход обсуждения.

Регулятивные – умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий

Познавательные- умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные – умение слушать и слышать речь других

Личностный – формирование интереса к литературе.

Предметный – владение лексикой урока..

Метапредметный – овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи урока.




4. Выход на проблему



Молодцы, я убедилась, что вы хорошо знаете русские народные сказки, умеете их красиво и выразительно читать.

– Ребята, а сейчас я хочу остановиться на отрывках из карточек №3.

Как вы думаете, можно их отнести к русским народным сказкам?

Какой народ может быть автором этих сказок? (Народы Севера.)

Какие слова помогли вам понять это? (Имена героев - Комолэн, Татья, Апонька, Сантыр, Лэен, юрта, нарта)

На доску вывешиваются карточки с этими и другими словами, встречающимися в северных сказках.

Проводится словарная работа с объяснением значения каждого слова в тандеме с учениками.

НАРТА – лёгкие сани для езды на собаках и оленях.

ЮРТА — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием.

СТОЙБИЩЕ – поселение кочевых народов Севера.

ПУМАСИПА – благодарность.

МОРОШКА, ГОЛУБИКА – северная ягода.

ЯМАЛ – название местности на Севере.

КОМОЛЭН, ТАТЬЯ , АПОНЬКА, САНТЫР и ЛЭЕН - имена, которыми называют своих детей коренные жители Севера. Эти имена обязательно что-то обозначают. Например, самый меткий, бледная, как луна или непомерно болтливый.

Индивидуальная оценка - После этого учащиеся самостоятельно в оценочных листах оценивают себя, свои знания (Красная – отлично, оранжевая – хорошо, синяя – надо постараться).

Групповая оценка - Учитель подводит итог устным ответам, определяет, в какой группе работали активнее. На доску выставляются фишки. Красная – отлично, оранжевая – хорошо, синяя – надо постараться.



5. Введение нового материала


Объяснение учителя.

Эти отрывки из сказок народов Севера Тюменской области я взяла из сборника сказок, который называется «Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды». Презентация сборника.

Нелёгкой была судьба коренных обитателей Севера. Суровый климат, зависимость от природы, незащищённость от болезней, безграничная любовь к своей земле – всё это формировало особый характер северян.

Письменности у народов Севера не было, но желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни.

Учитель раздаёт каждой группе по сборнику сказок «Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды». Предлагает рассмотреть книгу.(Слайд)

- Как вы думаете, почему именно так назвали этот сборник?

(В нём собраны сказки Анны Митрофановны Коньковой о своем народе – манси (по ходу рассказа на доску вывешиваются карточки с названиями северных народов Тюменской области).

Выслушиваются варианты ответов учащихся. Учитель обращает внимание на то, что во время полярной ночи жизнь в стойбищах замирает, поэтому, часто вечерами в чумах перед очагом старики рассказывали молодым сказки и предания, услышанные ими много лет назад.



6. Танцевально-ритмическая физкультпауза

Снять статическое напряжение

Повторение движений из мультипликационного фильма Пумасипа (танец манси). Проектор включается. Мультфильм начинается с определенного момента, отмеченного учителем заранее.

Познавательные - восприятие на слух лексики урока

Регулятивные - организация внимания и самоконтроля

Метапредметный

Предметный - знание лексики по теме

Личностный - формирование установки на здоровый образ жизни.

7. Работа с текстом с элементами исследования


Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся задания – работа с текстом, самопроверка своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого; предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Ребята, давайте вспомним элементы, присущие только сказочному жанру. (Троекратный повтор, волшебство и превращения, нереальные герои, умение разговаривать животных и неодушевлённых предметов, поучение, всегда добро побеждает зло.). (Слайд 4)

А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жили-были, в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве и др.)

Давайте сейчас проследим по этому сборнику, как начинаются северные сказки. (На берегу речки стоял маленький-маленький домик… (Маснэ и Зайчонок). В Евру манси пришли очень давно… (Вожак Ивыр). Избушка одиноких стариков … стояла под горкой, у Большой речки… (Поссам-Лучик)).

В отличие от русских народных сказок, начало северных сказок – указание местности, где происходят события.

А чтобы проследить другие сходства и различия, мы прочитаем с вами одну из сказок. (Учитель начинает читать вслух «Два охотника» («Пумасипа»), сильные учащиеся из каждой группы, следя за текстом и, передавая, друг другу книгу, читают, как в старину, один говорит, остальные – слушают.)

По ходу чтения идёт словарная работа с использованием словарика из этого сборника.

Можем ли мы найти жанровое сходство в русских народных и северных сказках? (Есть троекратный повтор, волшебство и превращения, добро побеждает зло, сказка содержит поучение, животные и птицы могут разговаривать.). Слайд.

Что особенного мы можем выделить в северных сказках? (Волшебная сила свойственна только шаманам, превращения происходят только людей в животных или птиц, идёт деление мира на Верхний и Нижний мир, задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками. Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы.)

Индивидуальная оценка - После этого учащиеся самостоятельно в оценочных листах оценивают себя, свои знания (Красная – отлично, оранжевая – хорошо, синяя – надо постараться).

Групповая оценка - Учитель подводит итог этому этапу деятельности, отмечает активность каждой группы в работе, количество правильных и полных ответов, выставляет фишки.

Познавательные -умение работать с текстом

Регулятивные – самоконтроль, оценка и коррекция (сопоставление картинки со словом), формирование эмоциональной устойчивость к стрессам, умение адекватно реагировать

Личностные – развитие самостоятельности оценка своих

Личностный - развитие самостоятельности, оценка своих достижений.

Метапредметный - владение действием сравнения, умение установить аналогию.

Предметный - узнавать в письменном виде изученные лексические единицы в пределах темы.

8. Подведение итогов. Рефлексия


Обобщение и выводы по учебной теме.


- Молодцы, ребята, сегодня вы потрудились как настоящие учёные-исследователи.

- Кто в ваших группах работал сегодня лучше, и вы это отметили для себя и порадовались?

- По количеству красных фишек мы можем определить, какая группа работала сегодня отлично, по оранжевым – хорошо, а по синим – кому надо в следующий раз постараться и, возможно, пересмотреть свою работу и построить её по-новому. Затем предлагается каждому индивидуально оценить свою работу в группе через оценочный лист.

Анализ оценочных листов:

Что нового для себя узнали на сегодняшнем уроке?

Что показалось наиболее интересным?

С какими трудностями столкнулись?

Какой вид работы наиболее понравился?

Личностные – осознание важности учения, важности данного знания.

Регулятивные - рефлексия. Самоконтроль

Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний






Метапредметный – объективная оценка своей работы, работы товарищей.

Личностный – ориентация на самоанализ и самоконтроль результата

7. Домашнее задание



Дома вы продолжите исследование, прочитав другие сказки из этого сборника, который можете взять в школьной библиотеке.

Дифференцированное задание:

1. Чтение сказки на выбор, пересказ;

2. Сопоставление русской народной и сказки манси по заданным критериям).







Приложение №1

Группа 1.

Карточка №1.

- Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорила мать, - пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

(Гуси – лебеди.)

Карточка №2.

- Кузнец – кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу ….

(Петушок и бобовое зёрнышко.)

Карточка №3.

- Когда Комолэн спускался в подземное царство, Татья кинула в него щучью голову и она вцепилась в его шею. Он начал кричать страшным голосом. Задрожала земля обрушилась на него и выбросила Апоньку.

(Храбрая Татья)

Группа 2.

Карточка №1.

Испугались они, вёдра побросали, и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.

Бабка охает: «Ох! Медведище меня чуть не задавил!»

Внучка плачет: «Бабушка, волк – то какой страшный на меня наскочил!»

Курочка на печке кудахчет: «Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»

(У страха глаза велики.)

Карточка №2.

Варил, варил, солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.

Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

- Бери ложку, хозяюшка.

Стал кашу есть да похваливать.

(Каша из топора.)

Карточка №3.

Сантыр проснулся рано и думает: «Надо идти, но как же я оставлю такого ветхого старика в этой дряхлой юрте. В любое время она может упасть и придавить его».

(Сантыр и Лэен)

Группа 3.

Карточка №1.

- Какое там, - отвечал Мороз – Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его еще по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберёмся до места – тут я тебя прихвачу! А как добрались до места, ещё хуже стало. Он дерево рубит. Топором машет – только щепки в меня летят.

(Два Мороза.)

Карточка №2.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право, больше потчевать нечем.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и этак, и лизнёт его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

(Лиса и журавль.)

Карточка №3.

Да что это, точно холодной водой меня кто-то облил и руки мне застудил. И я не успел стрелу пустить в Черную Птицу с Железным Клювом… Вернулся Перко с пустой нартой.

(Сынок с Оленье Ушко)



























Занятие №2

Создание мультипликационного фильма по мотивам мансийской сказки «Пумасипа»

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с ненецким фольклором (сказками)

Занятие начинается с просмотра мультипликационного фильма Пумасипа

Анализ мультфильма учителем: Понравился ли вам мультфильм? Данный мультфильм снят по мансийской народной сказке «Два охотника». Сходство с какой русской народной сказкой вы заметили? Общие черты?

Напомним, что у обских угров героическое сказание имеет много общего с героической песней, и исследование этих жанров трудно разграничить.

Основные темы героических сказаний типичны для богатырской сказки. Это военные походы богатырей с целью сватовства либо кровной мести, сражения с другими богатырями или с иноплеменниками, иногда с мифологическими существами. Повествование начинается с выезда героя из дома и заканчивается либо прибытием его в иной город, иную землю, либо возвращением домой.

Мы выбрали сказку «Пумасипа» не случайно она относится к богатырской сказке. Пумасипа с мансийского языка пероводится как спасибо. В этой сказке учат быть благодарным. Сюжет сказки начинается со сватовства к девушке по имени Най, двух охотников.

Сценарий сказки «Пумасипа»

Жили- были два охотника. Альсин- удачливый и ловкий. И трусливый, да ленивый, зато очень хвастливый Гонлобас. И жила в том селении прекрасная девушка Най. Многие приходили к ней свататься… И наши охотники тоже решили попытать свое счастье.

-Трудно мне выбрать одного из вас. Кто больше добычи из тайги принесет, за того замуж пойду. Сказала красавица Най.

Пошли наши охотники за своей судьбой. Путь был не близкий и не легкий, через дремучий урман (лес по мансийский). Устали наши путники. Замерзли.

-Давай дрова искать , костер разведем, согреемся - сказал Альсин.

-Зачем искать я уже нашел . Дернул Гондлобас за корягу. Снег осыпался. . Оказалось что это избушка. А коряга труба .

-О! О! О! старуха Мишь.

-Зачем вы мне трубу сломали? - сказала старуха Мишь.

-Не сердись, бабушка, я ее починю. Починил трубу Альсин, а бабка пригласила их в хот (дом по мансийский). Сели они у костра тепло…

А Гонлобас , говорит, какой я однако молодец, если -бы я трубу не сломал, не сидели бы мы в тепле. Старуха Мишь смотрит на охотников и говорит ему в ответ: «Ты чего сидишь, пустомеля? Угостил бы бабушку...» А у Гонлобаса глазки забегали: «У меня все кончилось, попросите у него» «Конечно, бабушка, возьмите на здоровье» - сказал Альсин.

-Ой как вкусно. Ням, ням, ням!

Снова начал хвастать Гонлобас : «Вот какой я молодец однако, если бы не я, он бы не угостил тебя старуха»

Ну раз ты такой молодец, дам я тебе и другу твоему добрый совет: «Далеко на краю света под огромным камнем живет мой старший брат. Отправляйтесь к нему и угостите его вашей вкусной строганиной. Он за это даст каждому из вас по волшебному сундуку. А в тех сундуках для вас самая достойная награда.» Попрощались со старухой. Отправились в долгий путь. Пришли наши путники к большому камню. Обошли его вокруг. Открылся камень и попали в подземелье.

- «О подземный владыко, мы пришли к тебе от твоей младшей сестры Мишь, мы принесли тебе привет и вкусной строганины… Шум, гам , топот раздался вокруг…

-Спасибо, за привет от сестры . Давайте ваши коробы поскорее. Альсин дал вкусной строганины. А Гонлобас щепки.

-«Хороша, ой , хороша , однако строганина. Ням,ням вкусно.Ну вот вам и награда.»

-«Мне , мне»- закричал Гонлабас и схватил золотой сундук. А Альсин взял железный сундук.

-«Эй , подземный владыка помоги нам найти короткую дорогу к дому. Шибко сундуки тяжелые.

Встряхнул землю подземный владыка, и охотники на сундуках полетели домой.

Прибыли охотники в родное стойбище. Собрался народ.

-«Итак, кто из вас лучший охотник?» спросила красавица Най.

Альсин начал первым говорить. -«Никакого зверя ,я не добыл ,а принес железный сундук , а что в нем давай посмотрим.»

Открылся сундук. Засосало туда Альсина. Сундук закрылся. Народ уже испугался. Но позже снова открылся сундук. Вылетел от туда наш жених в красивой малице. Потом и олени появились. Много разных украшений.

А в это время, Гондлобас смотрит и думает если в его железном сундуке столько богатства, и оленей , то в моем золотом их и не счесть , открыл свой сундук и кричит, . –« И будет у меня 100 жен и тысяча детей». «И будет мой род самый большой на свете». Затянул Гонлобаса сундук. А из сундука раздался писк.

Исполнилось желание Гонлобаса , стал его род самым большим, ведь комаров в тайге больше всех и не счесть…

Вот по такому сценарию мы снимали мультфильм.

Этапы работы над итоговой частью проекта.

1. Сценарий

2. Лепка из пластилина фигурок северных народов.

3. Рисунки (фон). Подборка окружения для различных сцен из мультфильма.

3. Съемки мультфильма.

4. Монтаж, озвучка.

5. Просмотр пластилинового мультипликационного фильма «Пумасипа».


Вывод: сказка выступает как хранитель философских, нравственных и фольклорных ценностей северных народов.

В сказках Югорской земли в полной мере раскрываются неординарный ум, национальный дух, обычаи, характер и сила народов ханты и манси.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цикл занятий по внеурочной деятельности (2) "Сказки народов севера (Тюменская область)"

Автор: Шаляпина Татьяна Александровна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства